Анализ психологических текстов. Проанализируйте статьи Андреева В.И
Проанализируйте статьи Андреева В.И. "Саморазвитие культуры разрешения конфликтов" [45] и Рыбакова М.М. "Особенности педагогических конфликтов. Разрешение педагогических конфликтов" [53] и ответьте на поставленные вопросы:
1. Авторский взгляд на проблему конфликта и его разрешение.
2. Особенности саморазвития культуры разрешения конфликтов.
3. Что понимают под педагогическим конфликтом и его психологические особенности.
4. Способы разрешения педагогических конфликтов.
Психологическая диагностика
Используя методику [см. Приложение 1, с. 199-203], проведите самодиагностику личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
Подготовить рефераты на темы
- Реагирование на конфликтное поведение.
- Деловые и личные конфликты педагога.
- Педагогический такт и конфликты.
- Конфликтное поведение и причины его возникновения в деструктивном взаимодействии.
ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Литература 3-9, 17, 21, 23, 25, 31, 38, 40, 49
Вопросы для подготовки к занятиям
1. Понятие личности в социальной психологии. Структура личности.
2. Основные теории личности.
3. Самосознание личности. Формирование личности.
4. Социализация и ее основные характеристики.
5. Понятие социального поведения. Просоциальное поведение.
6. Гиперсоциализация. Асоциальное поведение. Агрессия.
7. Регуляция социального поведения.
Требования к компетентности:
- уметь определять понятия "индивид", "личность", "индивидуальность", "социализация", "агрессия";
- знать сущность основных теорий личности в отечественной и зарубежной психологии;
- знать структуру личности, основные закономерности формирования личности;
- понимать сущность процесса социализации для успешной адаптации школьников в социуме;
- знать факторы социализации, детерминирующие эффективную и неэффективную социализацию личности.
Тестовый контроль
1.Человека как индивида характеризуют:
а) рост;
б) цвет глаз и волос;
в) характер;
г) интеллект.
2. Личность - это:
а) совокупность относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других;
б) комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению;
в) рефлексивный образ "Я";
г) все ответы верны.
3. В отечественной психологии автор историко-эволюционного подхода к изучению личности:
а) И.С. Кон;
б) А.В. Петровский;
в) Ю.Б. Гиппенрейтер;
г) А.Г. Асмолов.
4. Влияние интеллектуальных процессов на поведение человека подчеркивает теория личности:
а) аналитическая;
б) гуманистическая;
в) когнитивная;
г) деятельностная.
5. Просоциальное поведение - это:
а) поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп;
б) поведение, устойчиво повторяющееся в нарушениях социальных норм;
в) совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения.
6. Гиперсоциализация - это:
а) повышенное, возможно болезненное, желание быть принятым в какой либо социальной группе;
б) динамическая характеристика особенностей развития человека;
в) специфическая форма социальной адаптации;
г) все ответы верны.
7. Механизмы социализации:
а) подражание;
б) руководство;
в) идентификация;
г) нет верных ответов.
8. Агрессия - это:
а) мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам;
б) целенаправленное отношение к социальной действительности;
в) способ влияния, основывающийся на общем переживании массы людей одних и тех же эмоций.
9. К основным видам агрессии относят:
а) фрустрационная;
б) имульсивная;
в) аффективная;
г) инструментальная;
д) все ответы верны.
10. Структура социального поведения включает в себя следующее:
а) поведенческий акт;
б) действие;
в) поступок;
г) деяние;
д) все ответы верны.