Характеристика общественного сознания.
Конкретное состояние общественного бытия любой исторической эпохи находит свое отражение и в соответствующем общественном сознании. В нем не может быть ничего такого, что бы не имело истоков в реальном бытие настоящего или прошлого. Даже фантастические идеальные модели и конструкции черпают основу из конкретного бытия. Поэтому, объясняя те или иные явления в области духовной жизни, тенденции, следует видеть и объективные корни, их вызвавшие и находящиеся в общественном бытие.
[11]
Общественное сознание представляет собой совокупность идей, взглядов, представлений, существующих в обществе в данный период, в которых отражается социальная действительность. Общественное сознание синтезирует в себе духовные образования, порожденные отдельными людьми, группами, коллективами. Но это не означает, что оно представляет собой некую арифметическую сумму духовных достояний множества личностей. Общественное сознание выступает как целостная духовная система, которая выражает наиболее существенные черты, присущие конкретной социальной общности и материальному базису. Каждой социальной системе присущи и определенные типы общественного сознания. Так, развитому социалистическому обществу соответствует и определенное качественное состояние духовной культуры, важнейшей частью которой является социалистическое общественное сознание.
Чтобы понять диалектику общественного сознания любого государства, любого народа, любого общества, следует рассмотреть процесс производства и воспроизводства материальной жизни, присущие ей противоречия, которые накладывают определенный отпечаток на направленность и содержание идей, взглядов, иллюзий, пережитков. А они всегда являются субъективным выражением объективных интересов классов, социальных групп, отдельных индивидуумов. Идеи не долго живут, если для их существования нет соответствующей почвы. «Идея» неизменно посрамляла себя, — подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, — как только она отделялась от «интереса»[7].
История дает этому глубокому тезису множество подтверждений. Самые различные теоретические и идеологические доктрины господствующих эксплуататорских классов, если они не имели поддержки у трудящихся, не отвечали потребностям общественного прогресса, оставались не реализованными в действительности, в реальной практике. И наоборот, учение марксизма-ленинизма, выражающее интересы трудящегося народа, продолжает жить, развиваться, несмотря на все попытки врагов его уничтожить. Вся история существования реального социализма на нашей планете убедительно свидетельствует о тщетности этих попыток. Марксизм-ленинизм как идеология рабочего класса, всех трудящихся ныне является не только теорией, но и практикой миллионов людей.
[12]
Зависимость общественного сознания от характера и степени зрелости производственных отношений, всего комплекса элементов бытия не является автоматической. Сознание, отражая социальную действительность, делает это не пассивно, не автоматически, а активно благодаря человеческой деятельности. Другими словами, общественное сознание обладает относительной самостоятельностью, то есть в развитии идей, взглядов, представлений существует своя логика, свои закономерности. Это объясняется прежде всего природой самого сознания, его гносеологической сущностью.
Опираясь на всю духовную культуру человечества, общественное сознание способно подниматься над сегодняшней действительностью,предвосхищать грядущее, отчетливо видеть предстоящие ступени общественного развития. Эта способность общественного сознания создает возможность предвидения целесообразной деятельности людей, рассчитанной на будущее. В области социальной, экономической, духовной, военной эта способность общественного сознания имела и имеет особенно большое значение. Сейчас мы, опираясь на марксистско-ленинскую теорию, имеем возможность осуществлять прогноз не только в сфере производства, международного развития, науки, но и в такой области, как развитие человека, его воспитание, формирование у него высоких морально-политических и боевых качеств.
Относительная самостоятельность общественного сознания имеет вместе с тем испособность к отставанию от уровня развития материального бытия на определенный момент. Именно этим всегда пользовались и пользуются эксплуататорские классы, играя на предрассудках людей, отсталых представлениях, иллюзиях и заблуждениях. Если проанализировать конкретные радиопередачи, например, «Голоса Америки» или Би-Би-Си, то они рассчитаны в значительной мере на людей, у которых есть политические изъяны в мировоззрении, развиты частнособственнические пережитки, националистические предрассудки, аморальные наклонности, и просто на неосведомленных, доверчивых и простодушных. Хотя, конечно, радиодиверсанты лелеют надежду воздействовать и на людей с твердыми убеждениями.
Идеологи эксплуататоров, борясь за сохранение своего строя, всегда заимствовали из прошлого реакционные идеи, взгляды, концепциии, модернизировав их, стремились использовать для духовного закабаления трудящихся,
[13]
дискредитации передовых теорий. Все самые реакционные идейно-политические доктриныXX века уходят своими истоками к идеям человеконенавистничества, национализма, шовинизма, расизма, антигуманизма. Все идеологические концепции буржуазии не имеют будущего, так же как не имеет его и сам буржуазный строй. Поэтому очень часто за весьма ультрасовременными (по форме) теоретическими концепциями скрывается традиционная старая ложь эксплуататоров, их демагогия, фарисейство, иррационализм.
Отставание общественного сознания от общественного бытия в условиях социализма проявляет себя чаще всего в уцененных историей традициях, нравах, обычаях, привычках, пережитках в области морали. Обычно эти духовные атавизмы существуют в сфере общественной психологии, обыденного сознания. Различные антиподы новой морали и взглядов — стяжательство, пьянство, тунеядство, спекуляция, бюрократизм, карьеризм — живут еще в сознании отдельных людей, хотя экономические основыих существования уже исчезли. Трудность их ликвидации известна в силу особой консервативности отжившего. «Сила привычки миллионов и десятков миллионов — самая страшная сила»[8], — отмечал В. И. Ленин.
Особенно серьезным проявлением отставания общественного сознания является двойственность личности, которая выражается в том, что некоторые люди говорят одно, а делают другое, думают иначе, чем поступают. Еще встречаются люди, которые знают нашу политику, но не всегда следуют ей на практике, не ведут борьбу за ее осуществление, примиренчески относятся к нарушениям норм социалистического общежития. Разрыв между словом и делом, в каких бы формах он ни выражался, наносит большой ущерб хозяйственному строительству, но особенно нравственному воспитанию. Психологическая сторона общественного сознания перестраивается значительно медленнее, чем социальные, материальные основы жизни.
Все эти нюансы в развитии общественного сознания учитываются буржуазной пропагандой, теоретиками и практиками психологической войны. «В сознании есть уязвимые точки, они находятся в области, связанной с невежеством, неосведомленностью, предрассудками, — пишет Р. Энтман, американский теоретик в области массовой информации. — Выявлять и использоватьих в пропаганде —
[14]
значит управлять поведением таких людей»[9]. Методологические установки инструкций и руководств в области психологической войны стран — членов НАТО весьма подробно и скрупулезно отмечают все особенности общественного сознания, которые могут быть использованы в подрывной деятельности против стран социализма и национально-освободительного движения.
Сила общественного сознания в том, что оно, приняв определенный социальный вектор своего развития, в огромной мере влияет на все процессы классовой практики, производство, культуру, военное дело. Идеи становятся огромной материальной силой, как только они овладевают массами[10]. Идеи реализуются через деятельность людей, приобретают контуры реальности в процессе социальной практики. Но чтобы «овладеть массами», идеи должны выражать их коренные интересы, быть оптимистичными, доступными, понятными, привлекательными. В этом положении заложен смысл большого методологического звучания. Коммунистическая партия, исходя из того, что идеи марксизма-ленинизма в наибольшей мере отвечают самым глубоким, коренным потребностям и интересам трудящихся, методами идейного воспитания осуществляет широкий комплекс мер, направленных на их усвоение и реализацию в социальной действительности. И это особенно беспокоит и пугает империалистов, объективно лишенных истинных идей, не имеющих возможности полагаться на силу исторической правды.
Несмотря на наличие множества элементов (идей, взглядов, теоретических концепций, принципов, норм, нравов, обычаев), общественное сознание предстает как стройная духовная система. В антагонистическом обществе сознание в силу диаметрально противоположных интересов различных классов не может быть единым, монолитным. Лишь в социалистическом обществе возможно морально-политическое, духовное единство, представляющее принципиально новое явление в истории развития духовной культуры человечества. Советский народ как новая историческая общность людей обладает единым мировоззрением, общими чертами социального, культурного и идеологического характера.
Естественно, социализм — это не высшая фаза коммунизма, и поэтому ему присущи некоторые элементы недостаточно
[15]
высокой зрелости. В области общественного сознания это выражается в пережитках, некоторых устаревших традициях, противоречиях между передовым и отжившим. Но даже при наличии этих негативных компонентов общественного сознания бесспорно одно: социализм, будучи самым прогрессивным общественным строем современности, обладает и самым передовым духовным достоянием. Оно — в высокой степени развития социалистического общественного сознания.
Наличие такого духовного потенциала и движущего фактора в обществе, каким является общественное сознание, имеет особенно большое значение в области военной. Высокая зрелость сознательности людей позволяет быстро и эффективно осуществлять идейную, политическую подготовку вооруженных защитников социалистического Отечества. В условиях войны, как и в условиях мира, социалистические вооруженные силы обладают перед вероятным противником огромным преимуществом в области духовной, вытекающим из единства армии и народа, преимуществом, определяемым справедливым характером войны, которую пришлось бы им вести. Люди, обладающие коммунистическим мировоззрением, имеют устойчивый иммунитет и к враждебным воздействиям в сфере сознания.
Общественное сознание обладает сложной структурой, а это предопределяет необходимость дифференцированного и комплексного подхода в идейном воспитании, морально-политической и психологической подготовке войск, в организации противодействия подрывным акциям классового противника.