Субстанция, или бог, или природа

Чел душа не может уничтожиться вместе с телом, но от нее остается нечто вечное; она част бесконечного ума Бога

Бог выражается природой чел души

Соотношение аффектов и разума

Проблема свободы воли для Спиноза очень важна

Аффект отклоняет естественное течение разума и заставляет его сомневаться

Влечение, желание, радость и печаль – основные аффекты

С аффектами Спиноза связывает рабство ч-ка

Свободная воля – это наша иллюзия

Наш выбор необходим, поскольку он мотивированно, но это иллюзорное понимание

Свободная воля – атрибут чел души; онтологическое св-во духовного ч-ка(Сартр)

Мы осознаем действия – но не осознаем мотивы, по Спинозу

Интеллектуальная любовь к Богу

Свобода есть самодетерминация, она противостоит принуждению

Бог поистине свободен, потому что он кауза суи, а ч-к нет

Интеллектуальная любовь это «круглый квадрат», по мнению Стрельцовой

Спиноза десакрализирует Священное Писание, считает, что Моисей не мог написать эти книжки, ф-ф не считает Иисуса Христа богочеловеком, он считает его Пророком, отверг догмат воскресения христова, выступает против религиозных суеверий ё

Но у него есть идея Всеобщей религии – своеобразное чувствование о Боге

Разум никакого отношения к Богу не имеет , первым дал научную критику Библии

Сильно Священное Писание нравственными и духовными ценностями

Шеллинг высоко ценил Спинозу, но у него была критика по поводу Пантеизма

Лекция по ИЗФ 3.11.2016 год

Философия Джона Локка 1632-1704 год

Род в семье провинциального адвоката и закончил Оксфордский у-т

Сблизился с Робертом Болем

Написал о медицинском искусстве

После окончания у-та стал воспитателем в семье аристократа, графа Шевстбери, вместе с ним эмигрировал во Францию, там на него сильно повлияли идеи Декарта

Был сторонников славной Революции

1690 год Опыт о человеческом разумении» был сторонником волны буржуазного либерализма

Локк разночинец

Буржуазный либерализм выразился в идеи общ договора, отделении церкви от гос-ва, ценность частной собственности и свободе личности

Больше гносеолог, до Канта поставил проблему изучения и происхождения человеческого познания

Разум – высшая способность человеческой души, с помощью разума мы узнаем о многих вещах

Как далеко простирается наша способность познания?? Она фундаментальна, но есть нечто непостижимое для нашего разума

Мы не будем исследовать все и отрицать, тк некоторые вещи для нас непостижимы

«Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»

Душа, как доска, на кот ничего не написано,

Критиковал идею врожденного знания

Указать генезис познания, значит указать, что знание не врожденно

Всеобщие принципы неизвестны детям, идиотам и другим людям

Нет принципов, кот пользовались бы всеобщим признаниям

Всеобщее согласие не врожденно но есть р-т опыта

Идея Бога не явл врожденной, она не интуитивна, а демонстративна (противостоит Декарту)

Истоки познания:

-интуиция

-дедукция

Локк является сенсуалистом

Опыт главный источник познания и критерия истины

Есть опыт внешний и внутренний(рефлексия- умение пользоваться нашим разумом)

Есть два вида Идей(род вид бытия)

Каждая идея обуславливает в эмпирическом мире существование вещей

Идея в локковском понимании рассматривается широко – любой гносеологический феномен(рациональное и чувственное происхождение)

Главный опыт внешний, чувственный, он дает нам знания о простых идеях

Есть идеи первичных( пространственно подобные) к-в – суть сходства с предметами

Вторичные(цвет, вкус, запах) – не имеют сходства с предметами

У Локка много противоречий, но они обусловливают выход мысли Локка в разных направлениях

В трактовке вторичных качеств он непоследовательный

В идеях первичных к-в есть сходство, а во вторичных – нет

Идеи к-в тел относятся к самим телам, любое вторичное к-во базируется на первичных к-вах

НО иногда идеи вторичных к-в возникают независимо от внешнего опыта

Мышление, восприятие, сомнение, любовь, воля, все операции ума постигаются опытом

Есть простые и сложные идеи

Как образуются сложные идеи?

Способы их образования(механистические способы)

-соединение идей

Идея субстанции- в эмпирическом смысле, как отдельный предмет, он номиналист, ничего общего в мире нет, есть только идеи общего

Идея Бога куда достовернее, чем идея внешнего мира

Идеи модусов – триумф, красота, они тоже состоят из простых идей

Механический синтез простых идей

-сравнение идей и отношение м/д идеями

все идеи , как и вещи существуют отдельно, общее мы создаем лишь в рефлексии

-абстрагирование

концептуалист

общее и универсальное не относится к общему существованию вещей

репрезантивизм(одна идея представитель всех других идей этого рода)

но в идее представительства есть идея концептуализма

проблема материальной и духовной субстанции

как от отдельного перейти к всеобщему( такая же проблема с бесконечностью)

Проблема материи и мышления

Виды познания

Познание – есть восприятие в соответствии или несоответствии двух идей

И здесь на первое место сенсуалист Локк ставит интуитивное познание( ум воспринимает истину как глаз воспринимает свет) интуитивное познание самое ясное и достоверное

Ум самая благородная способность нашей души

На втором месте демонстративное познание

А на третьем месте чувственное познание и познание существования чувственных вещей

В трактовке познания есть противоречия:

-Не каждый внутренний опыт базируется на рефлексии

-в трактовке первичных и вторичных к-в тоже нестыковки

Локк деист, несмотря на преклонение перед идеей Бога в философском плане он деист

Вера есть согласие с каким-нибудь предложением не на основе дедукции, а на основе доверия с говорящим

НО нельзя допускать откровения против ясной очевидности разум

Мы можем достовернее знать, что Бог есть, нежели существование всякой другой вещи вне нас

О Воспитании

Роль среды в формировании личности

Научение ч/з развитие чувств, опыт и наглядность

Против Гельвеция и его всесильного воспитания(воспитать можно даже гения)

Локк использует принцип свободы и любви при воспитании ребенка

Но также не забывает принцип сенсуализма

У Локка система, но не жесткая

Резюме:

-Деизм противоречит и сенсуализму и рационализму

-трактовка рефлексии

-вторичные к-ва(то субъективно, то на личных к-вах

-отход от принципа отражения

-низшим зннием оказывается чк=увственное

- душа оказывается не чистой доской, а с разнообразными отпечатками

Лекция по ИЗФ 10.11.2016 год

Лейбниц(1646 – 1716 год)

Родился в Лейпциге, с семье профессора

Думал, что его фамилия происходит от славянского Лубинец

Гениальный, универсальный мыслитель

Стал бакалавром Лейпцигского у-та , на юрфаке

«О принципе индивидуации» – первый диссер

«Трудные вопросы права» 1666 год

«О комбинаторном искусстве»

«О запутанных судебных случаях»

Отказался от университетской карьеры, работал дипломатом

Вступил в тайное об-во алхимиков, понятие о монаде, возможно, почерпнул у них

Защита троицы (от всяких диссидентов)

«Свидетельства природы против атеистов»

Уезжает в Париж, знакомство с Антуаном Арно, который допускает в архив Паскаля

В этом архиве познакомился с произведением «об арифметическом треугольнике»(прообраз бесконечно малой величины)

Лейбниц увидел в этом треугольничке Паскаля прообраз дифференциала

Пишет сатиру на Короля Солнца – Людовика 14 (христианнейший Марс)

«Протогея»

Немецкий язык лучше всего приспособлен к философии – но издавал произведения преимущественно на французском языке

1685 «Рассуждения о метафизике»

1765 год «Теодицея»- Лейбниц считал это своим лучшим произведением, а лектор называет это «лебединой песней»

1714 год Монадология – названия Вальтера «Начала ф-и или тезисы, написанные в честь принца Иудеи»

Умер о подагры в 1716 году

Немцы не заметили смерти ф-фа, а заметила Парижская академия наук

Универсальный мыслитель ренессанского типа

Универсалистская тенденция творчества Лейбница

В науке хочет создать «Новый органон» умственного зрения, ищет алгоритмы универсального знания

Идея создания «алгебры человеческой мысли»

Выделяет идею «универсальной х-ки»

Пытается использовать в формализованном языке различные формы выражения знания истины(форма знака, форма образа, форма символа; Последний имеет более глубинное содержание)

Лейбниц усовершенствовал математическую машину, ввел в нее сложные механизмы

Пытается ввести кибернетическое моделирование чел функций

Совершает два процесса: -логизировал математику

-математизировал логику

В религии пытался создать синтез всех ветвей

Создает философский синтез; был воинствующим идеалистом, возводит своим взгляды к Платону

Пытается найти «золотые семена» (крупицы золота мысли) в философии всех времен

Хотел создать вечную философию

Критикует Спинозу за то, что у него нет Бога как личности

У Платона взял идеальный прообраз

Принцип мысли Декарта был принят Лейбницем, несмотря на активную критику

Детерминизм Демокрита берет

У Аристотеля взял формальную логику

Задавался проблемой достоверной истины

И доказательства, и опыты дают нам достоверное знание (ясности и отчетливости Декарта недостаточно)

Символ отличается от знака своей многозначностью

Нет ничего такого, что не допускало бы выражения через число(Стрельцова не согласна, слишком преувеличенно значение числа)

Гносеология Лейбница

«Нет ничего в разуме чего не было бы в чувстве, кроме самого разума»

Душа - это не чистая доска, это глыба мрамора с прожилками и талантливый скульптор способен высечь из этой глыбы статую Геркулеса, например

Душа начинена колоссальным объемом знаний, изначально, а внешние предметы являются поводом для их пробуждения

«Надо обнаружить за пеленой временного вечное»

Образное выражение глубинных идей

У древних образ вечности – сфера, а у Паскаля – бездна

Есть две разновидности истины:

-истины разума необходимы и противоположные им невозможны

-истины факта случайны и противоположное им возможно

Идеал знания – аналитические суждения, самотождественные суждения

В основании знания дб нечто абсолютно первое

Первичные отчетливые понятия мы можем познать интуитивно, а сложные – символически

Лейбниц признавал интеллектуальную интуицию, но и не только их, но вместе с тем признавал чувственные истины

Все рациональные истины непосредственны непосредственностью идей

Истинные непосредственны с помощью непосредственности чувств

Лекция по ИЗФ 17.11.2016 год

Метафизика Лейбница

Уровни познания

Темные Ясные:

-смутное

-отчетливое: неадекватные и адекватные (Символическое и

интуитивное)

в темном уровне познания нельзя отличать предметы, потому что нет признаков отличия

В смутном познании не выявлены признаки отличия, а в отчетливом они уже есть

Совершенным знанием Лейбниц считает тождественные суждения

Неадекватное познание далеко не все признаки выявлены

Высший уровень – интуитивное познание

Интуитивное – все признаки отличия на лицо

Чаще всего люди пользуются символическим познанием

Метафизика

Лейбниц говорил, что ясности и отчетливости недостаточно, т.к. это необъективные признаки

Добавляет формально-логический критерий

Вывел закон достаточного основания

Гоббс, Паскаль, Беркли были антиметафизиками

Юм будет рассматривать традиционную метафизику в духе Беркли(пыль)

Лейбниц считает, что глубинное знание в каждой науке будет связано с метафизикой

«Рассуждения о метафизике» 1686 год

Метафизика дает вечные истины разума

Начало природы носит метафизический х-р

Тела сами по себе без духовного начала существовать не могут

Считает что из пространства и существования в нем невозможно выделить ни форму, ни движения

В телах предоставленных сами себе нельзя найти основания движения

Лейбниц понимает Бога как личность

Метафизика носит идеалистический х-р

Нематериальное – активно; материальное – пассивно

Материя – хорошо обоснованное явление духа

Придерживает традиции Платона и Аристотеля

Лишь духовное обладает полной творческой мощью

Выступает против пантеизма; Бог есть абсолютное всесовершенное существо, Бог трансцендентная, а не имманентная причина мира

Последняя причина вещей должна находиться в необходимой субстанции

Субстанция есть достаточное основание для всего многообразия – существует один Бог и его достаточно

Лейбниц – субстанциальный монист

Лейбница считали безбожником

Все-таки Лейбниц не деист, считает Стрельцова

Главная функция деистического Бога – спасение

Бог сотворил субстанции и дал им необходимые силы и после этого предоставил им действия, никак не вмешиваясь в этот процесс

Функции Бога чрезвычайно велики : гарант истины, обладает абсолютным знанием и благостной волей, и, наконец, обладает абсолютным могуществом

Бог – совершенный логик у Лейбница, он должен руководствоваться принципов противоречия и достаточного основания

Что мыслимо, то возможно и наоборот, адекватность м/д мыслью и миром и есть условия создания

Бог выбирает лучший из возможных миров

Все что сделано Богом гармонично до совершенства

Все прекрасное в мире есть излияние его лучей

Бог творит духовные субстанции – монады

Монада – нечто простое в переводе с латыни, духовная сущность, созданная Богом сверхъестественным путем, природа не может породить дух и уничтожены они могут только Богом

Монады – истинные атомы природы или э-ты вещей, идеальные сущности вещей, духовные преформы всего сущего, это метафизическая точка

Монада мб и физической точкой

Монады деятельны, это своеобразные энтелехии – наиболее полное и совершенная реализация сущностей

Каждая монада имеет свое тело, но она не мб в принципе телесной

Бог создает из матери прекраснейшую из всех возможных машин

Спящая монада – низший уровень монад, творят перцепции, которые нами не осознаются

Монада – зеркало всей Вселенной, тк деятельность монады выражается в восприятиях, перцепциях

Растительные монады

Животные монады - обладают ощущениями, восприятиями, интеллектом (но не тот, Духовные монады – дух, который есть у человека

Дух– бестелесен; душа связана с телом

Монада самозамкнута и саамодостаточна

Монады устанавливают Гармонию

Лейбниц – ф-ф предустановленной гармонии

Всякая субстанция несет в себе мудрость и всемогущество и некоторым образом подражает Богу

Как соотносится духовное и материальное? Проблема решается с помощью предустановленной гармонии

Монады общаются ч/з предустановленную гармонию

Есть материальные и духовные причины, но они не равноценны

С духом связано подлинное бытие

Один дух стоит всего мира, потому что он управляет в нем подобно Богу

Мир – не машина , все в нем сила, жизнь6 душа, мысль, стремление

Бытие - тот кто видит – дух

Соединяет в своей метафизике различные принципы мышления

Всякий дух как бы малое божество

· В мире духа нет ни абсолютного рождения, ни абсолютной смерти

· Метаморфозы

· Непрерывность и эволюция

Порядок в мире – это «привычка» Бога

Но у Бога есть капризы, которые не укладываются в привычке – это чудеса

Лекция по ИЗФ 24.11.16

(продолжение семи ступеней реализации лучшего, из возможных, миров)

5.Минимум средств и максимум реализации (минимакс) почерпнул у Паскаля

6. Принцип различий и тождеств неразличимых(принцип и закон разности)

7. Принцип всеобщей универсальной связи

Лейбниц считал, что в мире есть не только порядок, «привычка Бога», но у Бога есть и частные воления(капризы Бога, по Стрельцовой), которые составляют исключения их этого порядка; порядок соседствует с тем, что ему противостоит – чудо

Рационалисты же( Декарт, Спиноза) никогда не признавали чудо

Чудо органично любому религиозному мировоззрению

Лучший из возможных миров вызвал критику даже спустя 100 лет

+формально-логические принципы(закон достаточного обоснования)

«Теодицея»(божья справедливость)

сущ-ет два знаменитых лабиринта : лабиринт свободы и необходимости, добра и зла; второй лабиринт дискретности и непрерывности, конечности и бесконечности

Протестовал против усложненного религиозного культа, сторонник естественной религии

Бог как мировой разум, как свободная личность

Признание троицы считал мистифицированной функцией Бога, а вторая интеллектуирующая

Бог обладает всезнанием, всемогуществом

В своем произведении ставит проблему зла: во-первых есть метафизическое зло (состоит в простои несовершенстве творения, это темная краска на холсте, это зло неистребимо)

Бог создает ч-ка свободным, творческим

-есть физическое зло – страдание; неуемное стремление к счастью и наслаждения влечет скорую смерть

-моральное зло – рассматривается как грех

помимо абсолютной необходимости есть условная необходимость, которая согласуется с свободой воли и в то же время благодатью

наличие благодати не исключает свободы ч-ка, об этом же говорит Паскаль, впоследствии Даниил Андреев

антагонизм м/д свободой и предопределением лишь иллюзия

решает также проблемы отношения свободы и разума

-возникает проблема сердца

Беркли

Род в 1685 году- 1753 год смерти

Род в Ирландии, закончил колледж Св. Троицы и университет там же, собрался осуществить христианскую миссию, поехал на бермудские острова, но миссия эта не удалась

В 1734 году становится епископом

Опыт новой теории зрения, позже теория зрения или зрительного языка(1708)

Трактат о принципах человеческого знания(1710)

Три разговора м/д Гиласом и Филонусом

1734 год – «Аналитик»

«Трактат о движении» 1721 год

Для него важно найти теоритическую платформу для христианства

Для атеистов платформа – материализм

В связи с чем пытается показать, что зрение не является источником представлений о внешнем мире, а это представление достигается с помощью опыта

1. «Esse est percipi» - существовать - значит быть восприятием; воспринимать тот или иной предмет актуально

2.

Лекция по ИЗФ 8.12.2016 год

Д. Юм

Гносеологические проблемы у Юма

Не принимает скептицизм в духе Пирона и Декарта, а признает мягкий академический скептицизм; но в познании внешнего мира является агностиком, внешний мир проблематичен

Ум никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме восприятий

Концепция образования общих понятий

Беркли четко придерживается концепции представительства, отвергает материальную субстанцию, но не духовную. Репрезантивизм

Выступил против материальной и духовной субстанции, у него нет противоречий

Концептуализм+ Репрезантивизм - это Юм

Что можно считать врожденным?

1.Если считать способности естественными, то они врождены

2.Если считать врожденным что-то первичное

Все что естественно – то врождено, что вторично – нет

Синтетическая проблема врождененного знания

У Юма, как и Локка идеи простые и сложные

Магическая способность души – ассоциации

Виды ассоциации -по смежности, пространству и времени

-По сходству

-Идея причинности

Причинность трактуется чисто психологически

Творческие способности связаны с творческими ассоциациями

Психологическая причинность:

1. Смежность, причина и следствие, пространство и время

2. Предшествующие причины появления

3. Повторение этой связи

4. Ожидание этой повторяемости

5. Привычка этой повторяемости

6. Вера(психологическая) в это сходство

Выявил процесс образования сложных идей

Проблема точных и достоверных знаний

Два вида знаний : -объекты отвлеченной науки которые подчиняются демонстрации, а последняя подчиняется числу. Поэтому операция математики с числами не имеет отношения к опыту, они априорны. Строгое математическое знание на первом месте

-на втором месте опытное знание, вероятностное

Достоверность книг - кроме софистики и заблуждений в них ничего нет

Этика Юма сенсуалистична

Книга 3 в трактате о человеческой природе

Юм составляет оппозицию этическому рационализму

Нравственность может проистекать из сильных восприятий – впечатлений

Разум сам по себе в этом отношении бессилен, правила морали не имеют отношения к разуму

Ценность наших поступков не заключается в разуме

Источником морали мб только чувства и главным чувством является альтруизм, человек сам по себе не зол, альтруизм присущ не только человеку, но и животному

Первичные аффекты возникают от впечатлений(страдания и боль)

Есть вторичные аффекты от рефлексии(спокойные эмоции и бурные аффекты – любовь, ненависть , униженность, гордость)

Основой наших поступков являются наши чувства

Аффекты может быть побежден другим аффектом

Воля управляется разумом

А воля, которая управляется чувствами является бессознательной

Не может идти речи о свободе воли, поскольку есть психологическая причина – мотив

Без свободы воли не нравственной ответственности

Юм агностик, но в религии говорил, что выступить против Бога – большое безрассудство

Юм деист и признает бытие божие в рациональном признании

В естественной религии он дает нечто новое, подчеркивает психологические корни религии, люди настолько почитают Богов, что из мн-ва Богов вырастает один Бог; политеизм переходит в монотеизм

Французское Просвещение

Общая х-ка Просвещение, сравнение европейского Просвещения и русского (по Киреевскому)

18 век – век Просвещения

Идеологическое течение на Западе 18-19 столетия

Граф Шефстбери, Юм, Мандельвиль

США – Франклин; Россия - Державин, Новиков; Франция- Вольтер – патриарх просвещения, Руссо

Последовательный материализм - Ламетри, Гельвеций, Дидро

Материя обладает исходным движение и все движется благодаря этому

Утопический социализм – Жан Мельен «Завещание», революционный демократ

«Разложите головы коронованных господ»

Атеист; уменьшение неравенства м/д богатыми и бедными

Габриэль Маглин – считает что частная собственность – причина всех бедствий, не отвергает религиозного культа , потому что нужно верховное оправдание добра и зла

Морелли 1743 – «Опыт о человеком разуме», «Государь», «Кодекс природы», 1745 год «Опыт о человеческом сердце»

Труд – обязанность для всех

Кто-то думает что Марелли – это псевдоним Дидро, десакрализация культуры

Монтескье – «О духе законов», Персидские письма

Этьен Кондильяк – трактах об ощущениях, о системах

Марксисты высоко ценили Просвещение, вообще различная оценка просвещения имеет место быть

Просветители верили в преобразующую силу разума, с его помощью состояние войны можно привести в гармоничное состояние

Идея Вольтера – Просвещённый государь

Имей мужество пользоваться своим разумом – девиз Просвещения

Иван Васильевич Киреевский «О х-ре Просвещения Европы и его отношение к Российскому Просвещению»

Вольтер задал тон легкомысленного безверия на Западе, говорил Киреевский

Живая сердечная религия, духовная ценность ч-ка отличают русское Просвещение

-нравственная требовательность

-соборное понимание истинности и жизни

-боление русского ч-ка за всех

Нищая России предъявляет более высокие нравственные требования

Вольтер –патриарх Просвещения

1694 – 1778 год, из семьи нотариуса, сатирический поэт, писатель

не разделял ортодоксальной католической религии, но был деистом, сидел несколько раз в Бастилии

В изгнании пишет знаменитые письма, боролся с тенью великого Паскаля

Вольтер написал метафизический трактат

Опыт всеобщей истории и о нравах народа, писал философские повести, развенчал концепцию всех возможных миров

Наши рекомендации