Аморальные Высокоморальные
|__________________________________________Я И В___|
Применяя приемы, описанные выше, было установлено, что высокоморальные по сравнению с аморальными выигрывают в том, что они живут среди себе подобных, образуя некоторый мир. В этом мире люди не предают и не отбирают последнего, в этом мире, опять-таки, нет необходимости тратить силы на бессмысленную борьбу и излишние напряжения. Таким образом, пришли к той же направленности, что и в первом случае.
Выявление опыта и личностных стандартов результатов действий разворачивалось примерно по такой схеме. Высокоморальные отличаются тем, что способны на бескорыстные поступки. Часто они действуют ради других, себе в ущерб, поступаясь собственными интересами. В данном случае опыт и личностный стандарт результата действия полностью совпали. Дополнительным подтверждением этого являлось то, что клиент очень неуверенно объяснял мотивы поступков и чувства аморальных людей, в то время как о «родном» полюсе говорил очень обстоятельно.*
Если теперь сопоставить две линии, ведущие к направленности (рис. 2.П4), то видно, что для реализации одной и той же цели (жить не напрягаясь), у клиента есть разные стратегии. Личностные стандарты результата действия едва ли ни противоположны. С одной стороны, стандарт - действовать в своих интересах, не испытывая вину за свои поступки, с другой - действовать бескорыстно, себе в ущерб.
| |||||
|
|
Рисунок 2.П4. Пример противоречия на уровне
мотивационно-смысловых линий.
После того как эти две линии были выявлены и сопоставлены, клиент продемонстрировал достаточно ярко выраженную эмоциональную реакцию. Он привел несколько примеров из собственной жизни, как эти две линии мешают друг другу.
В частности, он подрабатывает репетиторством. Желанию вести себя как «ушлый», выражаясь его терминологией, и брать как можно более высокую плату за свои услуги, противостоит ценность высокоморальности, со стоящей за ней способностью совершать бескорыстные поступки. Отсюда отмеченная им самим неестественность поведения и «плохое» самочувствие при обсуждении вопросов об оплате за репетиторство.
Литература:
1. Анастази А. Психологическое тестирование. Т. I, II. М. 1982.
2. Белинская Елена Павловна. Временные аспекты Я-концепции и идентичности. http://flogiston.df.ru/projects/articles/time_aspect.shtml
3. Бернс Р.Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
4. Воробьев Влад Мих. Келли-98. Ко-терапевтическая компьютерная система. С-П, 1998.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собрание сочинений. Т. 2. М.,1982.
6. Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. С-П., 2000.
7. Козлова И. Н. Личность как система конструктов: некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли. // Системные исследования. М., 1975.
8. Кон И. С. Открытие Я. М., 1978.
9. Кондратьев М. Ю. Социально-психологический вариант техники «Репертуарных решеток». // Детский практический психолог. № 1-2, 1996.
10. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979.
11. Общая психодиагностика. Под ред. А.А.Бодалева, В.В. Столина. М., 1987.
12. Основы теории и практики профориентации. Руководство к лабораторному практикуму. Л., 1991.
13. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
14. Психологический словарь.
15. Физиологическая генетика и генетика поведения. Л., 1981.
16. Флейс Дж. Статистические методы для изучения таблиц долей и пропорций. М., 1989
17. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.
18. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.2. М., 1986
19. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. С-П., 1997.
Содержание.
О программе МИСС-2000. …………………………….………………... | |
Введение. ……………………………...…………………………….…… | |
Раздел I. Теоретические основы МИСС: концепция Я-концепции. | |
Требования к единице анализа Я-концепции. …………………………. | |
Диспозиция модальностей Я. …………………………….……………... | |
Примеры диспозиций. …………………………….…………………….. | |
Подход к самооценке: ……………………………...…………………… | |
когнитивный и аффективный компоненты испозиции. ……………… | |
Регуляторно-волевой компонент диспозиции. ………………………… | |
Функции диспозиции модальностей Я. …………………………….….. | |
Горизонтальные структуры диспозиций модальностей «Я». …………. | |
Вертикальные структуры диспозиций. …………………………….…… | |
Алгоритм МИСС. ……………………………...……………………….. | |
Проблема: Как оценить положение элемента на шкале конструкта. … | |
Основное теоретическое допущение. …………………………….…….. | |
Конструкты, представляющие сферу «Я». ……………………………... | |
Валидность. ……………………………...…………………………….…. | |
Метод и результаты подтверждения конструктной валидности МИСС. ……………………………...…………………………….………. | |
Заключение. ……………………………...…………………………….… | |
Раздел II. Экранные формы и работа с программой. | |
Главное меню. ……………………………...…………………………….. | |
Экранная форма «База данных» …………………………….………….. | |
Экранная форма «Ввод элементов». …………………………………… | |
Экранная форма «Ввод конструктов». …………………………….…… | |
Экранная форма «Ввод оценок». …………………………….…………. | |
Экранная форма «Кластер конструктов и диспозиции». ……………… | |
Интерпретация распределений элементов. …………………………….. | |
Экранная форма «Граф конструктов». …………………………….…… | |
Экранная форма «Таблицы». …………………………….……………… | |
Экранная форма «Сводные характеристики». ………………………… | |
МИСС и другие методы исследования самосознания. ………………... | |
Приложение I. Бланк репертуарного теста …………………………….. | |
Приложение II. Списки ролевых персонажей ………………………… | |
Приложение III. Заполнение репертуарного теста ……………………. | |
Приложение IV. Практический пример анализа иерархической струк- туры Я-концепции…………………………….……… | |
Литература: ……………………………...…………………………….…. |
* За подробной информацией о конструктах и элементах следует обратиться к источникам [4, 6, 8, 12, 18, 20]. Здесь же излагаются только существенные для целей данного руководства сведения о конструктах и элементах.
* Более подробно об этом см. «Асимметричное распределение элементов на шкалах конструктов», с. 72.
* Следует отметить, что подобного рода реконструкции весьма желательно проверять в беседе с клиентом, так как коэффициент корреляции не всегда обеспечивает правильность компоновки суждений. Для большей уверенности можно обращаться к четырехклеточным таблицам, на основании которых расчитываются коэффициенты корреляции, и использовать математический метод анализа отношений шансов [см. 2, с. 74-88].
* Следует иметь ввиду, что умозаключения в которых в качестве логических терминов выступают элементы являются трансдуктивными, т. к. элементы – это единичные объекты.
* О том, как вывести референтную группу на экран рассказывается на стр ***.
** Не следует забывать, что референтная группа - это не обязательно реальная группа.
* Примеры списков, а так же способы их разработки, приводятся в Приложении II.
* В некоторых случаях идеальное Я располагается вблизи центра шкалы, т. е. не склоняется ни к одному из полюсов. В этом случае тактика несколько меняется. Нет необходимости на ней останавливаться – любой психолог, я уверен, справится с этой задачей самостоятельно.
* В практической работе, столь педантично метод пирамид применяется редко, потому, что каждый спуск на очередной уровень конкретизации может увеличивать количество вновь выявленных конструктов в два раза. Поэтому какие именно полюса конкретизировать и как глубоко спускаться – решает психолог.
* Похожими наблюдениями делится В.В. Столин при описании метода управляемой проекции (см. [1]).