Множество определений мотивации
Предметная направленность
- работа человека в конкретной сфере профессиональной деятельности
- -работа человека в определенной организационной среде
Задачи:
Решение проблем, связанных с влиянием «человеческого фактора»:
-оптимизация
-коррекция/исправление недостатков,
-планирование новых форм организации профессиональной деятельности
-всегда- выход на решение практических задач
организационная психология – исходно комплексная научная дисциплина
направлена на изучение форм, особенностей проявлений и психологических механизмов поведения людей, совместно действующих в рамках единых организационных систем.
В качестве особых выделяются:
Объект исследования – коллективный субъект труда
Предмет исследования – совместная деятельность сотрудников организаций
Методология исследований – системный анализ организационных взаимодействий.
Трехуровневая модель исследования: персонал, рабочая группа, сотрудник
Уровень организации: функционирование в структуре организации
Уровень группы: управление группой и групп.отношения
Уровень отельного исполнителя: выполнения трудовых обязанностей и индивидуальные ресурсы
14.09.2012
лекция № 1
экзамен: ответ на вопроса 2, 3 задание – то, что делали в течение семестра: заполнены любым работающим человеком, дать интерпретацию. Методики принести на экзамене, +3 кейса.
Проблемы:
Проблема мотивации – одна из самых интригующи проблемных областей психологии. Объяснение как отдельных поступков, так и поведения в целом; направленности поведения, успешности достижения поставленных целей; стилевых особенностей жизни, индивидуальных особенностей и пр.
-классические исследования мотивации – простейшие модели экспериментальной психологии в рамках бихевиористской схемы S-R (как осуществляется поведение в рамках рефлекторной схемы анализа отдельных актов) -
-собственно психологические исследования мотивации – анализ сложного человеческого поведения и факторов, его определяющих (почему человек или другое живое существо, действует так, а не иначе).
Как правило, внешняя мотивация – неэффективна.
Множество определений мотивации
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность
Мотивация – совокупность сил, берущих начало внтри человека и вне его, стимулирующие поведение и определяющих его форму, направленность, интенесивность (Мескон, Альберт и Хедоури)
Мотивация – что-то толкающее, как на внешнем уровне и на внутреннем
Мотивация к труду – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации
Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды человека в чем-либо (А.Н. Леонтьев)
Простая дихотомическая классификация:
Первичная: базовые, висцеральные (еда, сон, физиологические, потребность в безопасности!!! – издевательства приводили мышек к смерти)
Вторичные (психогенные): связаны с отражение личностных нужд/устремлений и регуляции социальных отношений
Потребности Мюррея:
Унижения
Достижения
Аффилиации
Агрессии
Независимости
Противодействия
Уважения
Защиты
Доминирования
Внимания
Избегания вреда
Избегания неудач
Покровительства
Порядка
Игры
Неприятия
Осмысления
Сексуальных отношения
Поиска помощи
Потребность обладает инициирующей функцией, актуализирует поисковую активность, т.е задает установку на поиск предмета/цели и выбора тех или иных форм/способов деятельности или поведения, которые могут удовлетворить потребность
Разнородность определения мотива
мотив – гипотетический конструкт, а не наблюдаемое непосредственно явление.
Мотив как опредмеченная потребность:
В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность жестко не записан. В результате обнаружения потребность приобретает свою предметность.
Функции мотивов: побудительная и смыслообразующая.
Классификации мотивов
-врожденные/физиологические (безопасность)
-общие стимулирующие – познание, деятельность, активность
-высшие/личностно обусловленные – мотивы достижения успеха, власти
конечная цель – удовлетворение потребности/вознаграждение
результат – достижение/ не достижение желаемой цели
удовлетворенность: состояние удовлетворения, возникающее у человека после осознания того, что он достиг желаемой цели.
Вознаграждение – все, что человеку может казаться ценным.
Регуляция процесса мотивации осуществляется через эмоции.
С помощью эмоций задается:
1) отношение к объекту
2) субъективная оценка ситуации с точки зрения личностного смысла
3) обратная связь позволяет стимулировать, корректировать или прекращать выполняемую деятельность
в широком смысле эмоции выполняют функцию внутренней регуляции деятельности.
Аффекты (кратковремены, сопровождаются специфическими двигательными проявлениями), собственно эмоции (отражают личностное отношение к любым ситуациям), чувства (устойчивые эмоциональные переживания, имеют предметный характер (относятся к человеку, стране))
Эмоции выполняют важную функцию мотивации деятельности, но сами мотивациями не являются.
Магическое число 7+-2. 6-7-8 действий. Исследования доказали, что объем оперативной памяти – 4 единицы. чтобы испытывать счастье, нужно получить то, что сделает нас счастливым.
Психологические классификации эмоций К.Изарда (10 базовых эмоций).