Методические рекомендации преподавателям. Психология семьи является предметом, тесно связанным как с фундаментальными разделами различных отраслей психологии

Психология семьи является предметом, тесно связанным как с фундаментальными разделами различных отраслей психологии, так и с повседневной практикой образования и воспитания. Поэтому, с одной стороны, преподавателю следует уделить достаточное место классическим формам работы. Вузовская лекция в этом плане играет ключевую роль. Однако ее основная цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующей самостоятельной работы. Кроме того, желательно, если в ходе самой лекции преподаватель регулярно использует и контролирует результаты и ход самостоятельной работы студентов.

Наряду с классическими формами проведения лекционных занятий (монологическая лекция по наиболее фундаментальным темам) рекомендуется также использовать лекции-визуализации с использованием мультимедийной аппаратуры. В ходе организации практических и семинарских занятий наряду с классическими семинарами проводятся также семинары с элементами практических занятий.

Также во время проведения практических и семинарских занятий важно вести учет итогов работы каждого студента. Активность студентов на этих занятиях должна учитываться в ходе промежуточной аттестации.

Кроме того, в ходе организации текущего контроля, в том числе на семинарских и практических занятиях, преподаватель последовательно знакомит студентов с критериями оценки знаний.

Вопросы к экзамену.

1. Современное состояние и основные проблемы брачно-семейного института.

2. История развития брака и семьи.

3. Основные функции семьи. Специфика их реализации на современном этапе развития общества.

4. Психология предбрачного ухаживания.

5. Психологические факторы готовности к браку.

6. Выбор брачного партнера.

7. Мотивы вступления в брак. Любовь.

8. Мотивы вступления в брак. Одтночество.

9. Удовлетворенность в браке. Характеристика благополучной и неблагополучной семьи.

10. Психологическая характеристика периода супружеской адаптации.

11. Стадии жизненного цикла семьи.

12. Психологическая характеристика молодой семьи.

13. Структура семьи.

14. Семья как коммуникативная система.

15. История семьи.

16. Дисфункциональная семья.

17. Споры и ссоры в семейных отношениях.

18. Специфика конфликтов в семейных отношениях.

19. Психология ревности. Типы реагирования ревнующего супруга.

20. Супружеская неверность. Основные причины измены.

21. Феномен «прощения» в психологии супружеских отношений.

22. Мотивы расторжения брака.

23. Психологическая характеристика развода. Виды разводов.

24. Психологические последствия разводов.

25. Психология сексуальных отношений в браке.

26. Причины расстройств сексуальных отношений в семье.

27. Психологическая характеристика феномена материнства.

28. Психологическая характеристика феномена отцовства.

29. Семья как персональная среда развития ребенка.

30. Стили семейного воспитания.

31. Психологические причины отклонений в семейном воспитании.

32. Единственный ребенок. Соперничество детей в семье.

33. Неполная семья и специфика воспитания в ней.

34. Повторный брак: родители и дети.

35. Алкогольные семьи. Их влияние на развитие ребенка.

36. Диагностика семейных отношений: тест Лири, тест РОП, «брачный договор».

37. Диагностика семейных отношений: семейная генограмма, социограмма.

38. Диагностика семейных отношений: рисунок семьи, кинетический рисунок семьи.

39. Диагностика семейных отношений: методики диагностики конфликтности в супружеских отношениях.

40. Диагностика семейных отношений: опросник АСВ.

Учебное издание

Порошина Татьяна Ивановна

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

Свидетельство о государственной аккредитации вуза

№ 1426 от 23.04.2004

Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001

Подписано в печать 16.06.2011. Формат 60х90 1/16

Бумага ксероксная. Печать на ризографе

Усл. печ. л. 2,2. Авт. л. 1,2

Тираж 100 экз.

Редакционно-издательский отдел

ФГО БУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет»

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,

тел. (342) 238-63-12

Отпечатано на ризографе

в Пермском государственном педагогическом университете

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11

Наши рекомендации