Глава 22 здоровье и стремление к целостности
В древние времена те, кто желал озарить мир добродетелью, прежде всего приносили своему народу порядок. Чтобы в стране царил порядок, они приводили в гармонию свои семьи. Чтобы в семье была гармония, они начинали с самих себя. Чтобы начать с себя, первым делом они меняли к лучшему свое состояние духа. А для этого требовалось, чтобы их намерения были чисты.
Конфуций
В эпоху серьезных экологических и социальных проблем мыслящие люди, как и следовало ожидать, с неодобрением смотрят на «помешанных на здоровье», совершенствующих свои тела в то время, как вокруг рушится мир. Здравомыслящие считают одержимость физическим здоровьем суетной и нелепой роскошью: суетной потому, что она возвышает внешнюю сторону «я», нелепой потому, что даже крепкое здоровье не защитит человека от экологических катастроф, общественных волнений, а в конечном итоге — от старости и смерти. Лучше посвятить себя насущным проблемам мира и не быть столь эгоистичным.
В то же время приверженцы духовных практик и энтузиасты здорового образа жизни смотрят на активистов общественных движений и дивятся: «Как они могут уверять, что спасут мир, если не в состоянии исцелить даже себя?» Доверитесь ли вы врачу, который болен? И вправду, есть что-то лицемерное, к примеру, в активисте экологического движения, если он мстителен, ограничен и склонен к доминированию в личных взаимоотношениях, или в социальном реформаторе, если он невнимательный муж и равнодушный отец.
В начале этой книги я писал о том, что если душа и тело неразделимы, тогда исцеление тела на глубинном уровне — работа души, и, прислушиваясь к телу, учась у него, мы сближаемся со своим «я». Это значит, что искания «помешанных на здоровье» не настолько просты и прямолинейны: это нечто большее, чем поиски секрета правильного питания, изучение древнего искусства цигун, открытие особой «суперпищи», любое улучшение жизни. Скоро мы поймем, что для полного исцеления даже на сугубо физическом уровне необходимо привести jc состоянию целостности и единства все аспекты жизни.
С этимологической точки зрений слово «здоровье» значит всего лишь «состояние целостности». Представления о здоровье, предполагающие разделение физических, психических, эмоциональных, социальных и духовных аспектов бытия, не могут относиться к здоровью в глубинном смысле этого слова. К примеру, быть физически здоровым невозможно, если изнутри тебя грызет раздражение. Нельзя похвастаться здоровьем, если разваливаются твои личные взаимоотношения. Трудно сохранять нормальные, здоровые взаимоотношения, если они развиваются в условиях больного общества. Общество нельзя исцелить, если не изменить наши взаимоотношения с Землей. Следовательно, даже практика, направленная исключительно на физический аспект здоровья, неизбежно затронет все стороны жизни: взаимоотношения, средства к существованию, питание, связи с обществом, политическую деятельность.
Обратное тоже справедливо: подлинное исцеление общества или планеты недостижимо без сопутствующей метаморфозы на личном уровне. Даже если бы экологию планеты удалось чудесным образом восстановить, мы, оставшись прежними, вновь довели бы ее до нынешнего состояния. Наша отравленная и загрязненная планета — отражение наших мыслей и чувств. Нельзя возвести прочный дом на гнилом фундаменте, а наш общий мир покоится, как на фундаменте, на нашем коллективном разуме. Да, заняться следует в первую очередь кризисной ситуацией на Земле, и одновременно — источником этого кризиса в нас самих.
Так и в социальных изменениях: если бы удалось создать утопическое социалистическое общество, не искоренив алчность и стремление людей соперничать друг с другом, несправедливость вновь выступила бы на первый план. В сущности, можно утверждать, что все подобные попытки провалились именно потому, что социальная революция не затронула глубины человеческого сердца и что стремление властвовать, господствовать, искать своей выгоды можно уничтожить только изнутри.
Никто не пытается обескуражить человека, активистская деятельность которого ограничена лишь одной областью, будь то подушка для медитаций, обеденный стол или арена социальной борьбы. Я вовсе не требую, чтобы вы распространили йогу, стремление к целостности, на все сферы личной и общественной жизни. Это ни к чему, поскольку йога завладевает ими сама. Она вскрывает противоречия, десятилетиями назревающие в нашей жизни, и делает их невыносимыми. Это вскрытие — неизбежный результат вдумчивого подхода к занятиям йогой.
К примеру, социальная, экологическая или политическая активность — формы карма-йоги, йоги бескорыстного служения окружающим. Ее самая очевидная задача — объединить разрозненное на межличностном уровне. Но нельзя ограничиваться только этой целью, поскольку невежество и предубежденность сводит на нет все старания творить добро или помогать людям. Как узнать, действительно ли служишь окружающим или просто удовлетворяешь свои эгоистичные потребности? Только вам известно, насколько вы откровенны с собой, никто не знает, что у вас в голове. Следовательно, карма-йога в конечном итоге потребует постижения самого себя.
Так и с йогой питания. Политический характер пища приобретает, когда мы ищем источники еды, полезной для здоровья. В этой книге часто повторяется, что плохая карма портит вкус еды. Прислушавшись, я понимаю, что тело призывает меня изменить круг общения, активно участвовать в создании и развитии источников натуральных цельных продуктов, добиваться изменения несправедливых законов, касающихся пищевой промышленности. Я просто не в состоянии питаться так, как хочу, и при этом абстрагироваться от перечисленных выше вопросов.
Решив учиться у своего тела и доверять ему, человек вскоре поймет, что вся его прежняя система убеждений кардинально изменилась. Например, если организм утверждает, что такой-то продукт токсичен, а чтение литературы о таких веществах, как гидрогенизированные жиры, подтверждает ощущения, остается лишь гадать, почему производители продуктов рекламируют их, почему медики не бьют тревогу, почему правительство не запретит производство вредных веществ. Наша вера в эффективность подобных учреждений будет подорвана, а вместе с ней пошатнется и вера в правильность нашей работы, образования, социального взаимодействия, всего, с чем связана жизнь в обществе. Конечно, можно игнорировать противоречия между, скажем, переходом на натуральные продукты и работой в сфере производства газировки, но если искренне практиковать йогу питания или любую йогу, отрицать эти противоречия будет все труднее.
Работа над собой неизбежно охватывает работу над физическим и социальным окружением, профессией и творчеством, браком и дружбой, отношениями с родителями, с обществом, с Землей. Можно даже утверждать, что мир дарован нам как инструмент для совершения внутренней работы. Помните: материя неотделима от духа, а душа — от плоти. Наша жизнь в этом мире значительна и исполнена духовного смысла. Этот мир для нас — орудие поклонения, важен каждый поступок, совершенный в нем. Наши действия — это молитвы, более весомые, чем те, которые произносят, стоя на коленях у постели; наши молитвы не бывают тщетными.