Глава 7. Сознание и здоровье. Движение и здоровье. Труд и здоровье

Мышление — это процесс познавательной деятельности индивида. Мышление характеризуется обобщением и опосредованным отражением действительности. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку, называется сознанием.

Благодаря сознанию и мышлению человек может управлять своим здоровьем.

Одним из видов мышления является аутическое мышление. Оно связано с уходом от действительности во внутренние переживания. Аутическое мышление с негативной, неприятной для человека окраской может нанести вред здоровью. Например, девушка имеет какой-либо изъян в фигуре — слишком полные ноги, недостаточно красивую шею или чересчур худые руки. Ни один из перечисленных изъянов не является определяющим для нее как для личности. Однако она может через сознание углубиться в переживания своего недостатка и длительное время пребывать в состоянии стресса. А это уже чревато развитием заболеваний. С негативным аутическим мышлением помогает бороться рефлексия.

Условно жизнь человека разделяют на три возраста: возраст движения, возраст комфорта и возраст покоя. Возраст движения включает в себя прежде всего детство, когда идет развитие двигательных центров. В детстве происходит постепенное окостенение хрящевой ткани, укрепление костей, но до семи лет дети еще очень пластичны. Мышцы у детей развиваются неравномерно. Так, например, у детей до восьми лет плохо развиты мышцы передней стенки живота, и поэтому они не могут принять стойку смирно, им трудно долго стоять неподвижно. Если дети до восьми лет поднимают тяжести, то у них могут разойтись мышцы живота, будет грыжа — выпадение внутренних органов. Мышцы-сгибатели у детей до десяти лет сильнее, чем мышцы-разгибатели. Это приводит к тому, что при длительном сидении ребенку трудно держать спину выпрямленной. Таким образом, можно сделать вывод, что дети сутулятся, сидят «криво» не потому, что они не хотят выполнить указания учителя или воспитателя, а потому, что им так удобно, комфортно, но мы знаем, что этот комфорт ведет к сколиозу. Потребность ребенка до десяти лет в активном образе жизни, в движении запрограммирована природой. Нарушение этой программы приносит вред здоровью.

Труд — это активная форма физической или умственной деятельности. Для малыша, делающего первые шаги, каждый из них — трудовой подвиг. Умственный труд годовалого ребенка — рассмотреть в зеркале свое изображение. Еще бы — ведь надо зафиксировать внимание, т.е. заняться направленной деятельностью. Собрать дом из деталей конструктора — труд для дошкольника. Строчка цифр в тетради — результат труда первоклассника. Природа стремится к простоте. Человек как верный сын природы всячески стремится облегчить свой труд. Никогда не оставляйте без внимания и обсуждения попытки детей усовершенствовать трудовой процесс.

Из многочисленных научных исследований известно, что ленивые люди болеют чаще и пребывают, как правило, в плохом психологическом состоянии. Однако однообразная работа утомляет человека и снижает остроту мышления. Возбуждение при однообразной работе, возникнув в одной точке коры, постепенно сменяется торможением в этой же точке. Торможение быстро распространяется по коре. Человек устает. В организме накапливается молочная кислота, возрастает потребность в кислороде. Особенно опасна для здоровья однообразная работа в вынужденной позе в плохо проветриваемом помещении.

Контрольные вопросы:

1. Приведите примеры сознательной коррекции здоровья людьми разных возрастов:

а) дети;

б) молодежь;

в) люди среднего возраста;

г) пожилые люди.

2. Приведите примеры из вашей жизни, когда вы сознательно совершили поступок здравосохраняющего или здравостроительного свойства.

3. Составьте список из пяти упражнений, которые можно включить в план любого урока с целью реализации потребности детей в движении.

4. Проведите хронограмму своей рабочей недели. Найдите возможности для здраво-сберегающей коррекции.

5. Составьте режимную сетку для ученика первого класса с пробным описанием способов физиологической разгрузки (физкультурные упражнения, игры, развивающие занятия).

Глава 8. Культура и здоровье.

Информация и здоровье

Слово «культура» происходит от латинского корня и в переводе означает «взращивание».

Каждый исторический период был определен культурными рамками, ограничивающими друг от друга два простых понятия: что такое хорошо и что такое плохо. И, пожалуй, единственным стабильным показателем оставалось здоровье человека.

Культура всегда была классовой. По мере стирания межклассовых преград культура все больше и больше захватывает различные области быта, превращаясь в социальный элемент.

Начнем с личной гигиены, с культуры тела. Культурный человек должен быть чистым. Голова: прическа любая, соответствующая представлению о моде, возрасте и индивидуальных особенностях, но волосы чисты. Лицо. Если человек пользуется косметикой, то делать это нужно продуманно. Ориентируясь на кумиров современной моды, девушке стоит выбрать тот объект для подражания, который больше соответствует ее природному типу. При сегодняшнем «рынке моделей» подобная работа не потребует излишних усилий.

Ксенофобия — это неприятие чужого стиля поведения, способа питания, моды, традиций и прочее. «Ксенос» — чужой, «фобос» — страх.

Внешний вид человека, его речь, пластика могут быть и оскорбительны для окружающих. Если человек грязен, плохо себя ведет — скандалит, ругается, позволяет себе агрессивные жесты, если от человека исходит плохой запах, если он чересчур громко говорит, мешая окружающим, мы можем потребовать от него соответствовать общепринятым культурным нормам.

Психическое здоровье и общий психологический климат зависят от того, насколько в микросоциуме соблюдается общепринятая для данной микрогруппы система отношений. Принадлежность к определенной социальной группе еще не означает способность уживаться в микросоциальной группе. Например, ребенок плохо привыкает к школе. Если мы начнем искать причину не только в самом ребенке: излишне опекаем, избалован, гиперопечен в семье, имеет комплексы, чересчур агрессивен и т.д., а проанализируем микросоциум данной личности — класс, то, возможно, мы убедимся, что благом для ребенка будет перевод в другую микрогруппу. Допустим, по результатам тестирования он зачислен в класс выравнивания, а на самом деле может учиться в классе опережающего обучения. Как это ни странно, но в данном случае ребенка не устраивает общий уровень мыслительной культуры класса, и он страдает от недостатка информации. В переводе на бытовой язык — ребенку скучно. Поэтому он в плохом настроении, в состоянии постоянного воздействия стресса. Да, скука — это тоже стрессовый фактор, от скуки можно заболеть или втянуться во вредную привычку.

Весьма значительное влияние на здоровье оказывает и информация. В переводе с латинского информация означает «разъяснение, изложение». В первоначальном смысле это понятие использовалось, когда речь шла о передаче сведений от одного человека к другому. Устно, письменно, знаками, жестами, символами люди могли сообщить что-то друг другу. Информация только тогда имела смысл, когда она воспринималась тем, кому была предназначена. Сейчас понятие информации расширилось, хотя, конечно, старый смысл никуда не исчез. Человек для человека, как и прежде, остается источником информации. При этом о действенности информации нельзя судить по открытой реакции.

Сейчас люди больше знают о мире и самих себе, шире используют для передачи информации технические средства — от телеграфа и телефона до всемирной компьютерной сети «Интернет». Используются все эти средства и для личной информации, и для деловой. Более того, во второй половине XX века стала возможна работа информационных устройств без вмешательства человека, но по программам, созданным с его участием. Самый простой пример — это бытовые электроприборы с автоматическим отключением, например чайник, который выключается самостоятельно тогда, когда температура воды достигает ста градусов, на что моментально реагирует термоэлемент, соединенный с выключателем. «Все, — как бы говорит чайник сам себе, — дальше кипеть нельзя — взорвусь», — и выключается.

Обратимся к человеку. Поступила неблагоприятная информация. Человек впадает в стресс, закипает, как чайник.

Можно заполнять досуг телесериалами, можно отвлечься на час-полтора от собственных проблем, но нельзя подменять экранным вымыслом собственную жизнь. Когда это происходит, врачи вынуждены говорить о явлении так называемого информационного стресса. Информационный стресс может быть и другого рода. Он связан с перегрузкой информацией, когда способный и трудолюбивый человек без отдыха поглощает разного рода информацию, не переключается на другие виды деятельности, требующей внимания, и получает невроз, расстройство деятельности высшей нервной системы.

Для сохранения здоровья человек должен научиться управлять как самим потоком информации, так и своей эмоциональной сферой независимо от того, пришла она извне или из собственного организма. В последнем случае — при возникновении необычных ощущений внутри организма нужно попытаться понять их причину и не откладывать надолго визит к врачу, если эти ощущения вас тревожат. Если вы сознательно отнесетесь к самой необходимости рефлексировать различные информационные потоки, то в скором времени заметите, что жизнь ваша стала легче, а нервная система крепче, значит, здоровье лучше.

Контрольные вопросы:

1. Подтвердите примерами связь между:

- здоровьем и гигиенической культурой;

- здоровьем и культурой поведения;

- здоровьем человека и культурой микросоциума;

2. Как связаны между собой понятия: ксенофобия, терпимость, вседозволенность? Как можно связать их со здоровьем?

3. Что такое информационный стресс?


Наши рекомендации