Соотношение природной и социальной мер времени


Таблицат



Проблемные В Деры времени ~~ •-<
признаки Природное время Социальное время "
Единицы вре­мени Астрономические секунды, минуты, часы, сутки и т. д. События: планы, достижения, жизненные"*" циклы, кризисы, радикальные нововведе- ' ния, смена лидерства и т. д.
Универсализм Управляемость Одинаково для всех по ритму (длительность, частота), по поколениям, культурам и т. д. Неуправляемо (неизмеряемо, неконтролируемо) Преобладание уникальности примени­тельно к обществу, организации и человеку i (они всегда единичны) Поддается и подлежит воздействиям раз- ( ной степени со стороны участников дея­тельности и извне ее '*
Направление изменения Только поступательно и не­обратимо Обратимо, повторяемо в разной степени и " " частично
Темп измене­ния Стабилен, неизменен Ускоряется, астрономические периоды ме­жду поворотными событиями все больше ' сокращаются ,

Можно предположить, что в перспективе качество времени станет в числе
ведущих параметров социального сравнения и стратификации общества. Фак-*>
тически же борьба за повышение этого параметра ведется людьми давно. А ц
последнее время стали разрабатываться сложные технологии обеспечении
высокого качества времени в будущем. ,

В сущности, такие технологии направлены на понижение порога непред­
виденного. Иначе говоря, как бы вычесть из непредвиденного непредвидимое.
Сущностно или методически непредвидимое непреодолимо, хотя сайентист-
ские установки порождают все новые и новые идеологемы и методики с на­
деждой потеснить его. >

Наверное, больше всего усилий и разочарований в этом смысле связано С
прогнозами. Еще на стадии пророчеств и предсказаний они захватили множе­
ство умов. В последние 2-3 десятка лет прогнозы оснастились мощной мате­
матикой и электроникой, но сбываемость их не повысилась. ?

Как попытка миновать прогнозные ловушки стали разрабатываться сце» нарии, которые по принципу "что будет, если..?" создавали параллельные ва­рианты возможного хода событий из одного и того же исходного состояния^ Сценарии тоже становились все более техничными и громоздкими. Результат тивность их, однако, существенно отстает от их объемов.

Недавно появилась и новая разновидность очень старой и тоже скомпро* метированной работы с будущим временем - планирования.

Это - разработка личных стратегий. Чаще всего спрос на них появляется
у деловых людей. Главное же в подобных стратегиях - распределить желае­
мые события в последовательную цепь акций и достижений, непрерывно пре*1
одолевая угрожающе растущую неопределенность будущего. !

Выше были рассмотрены различия между природным и социальным вре-* менем как разными мерами одного и того же пространства. Однако если клю" чевой социальной категорией для описания социального времени предложено , считать качество времени (как социальное содержание времени природного)»' то нельзя не признать два важных обстоятельства:

1) качество времени субъективно, оценочно, даже идеологично, ибо BOi многом зависит от восприятия действующими в нем субъектами;

2) оценка качества времени прямо связана со стабильностью социального времени, его устойчивым ритмом, предсказуемостью, управляемостью.

Если в полном смысле слова, как было показано, социальное время опре­деляется событиями, то отношение к этим событиям, их ожидание, планиро­вание переживаются людьми индивидуально, личностно, хотя и под опреде­ленным культурным "контролем".

Иначе говоря, в социальном времени есть объективная и субъективная составляющие. Первая есть т. н. самосовершающиеся процессы, закономерно наступающие изменения, которые если и зависят от людей, то на институцио­нальном уровне (власть, партии, союзы и пр.). Вторая же - субъективная со­ставляющая социального времени - есть собственное переживание этих собы­тий, ценностное отношение к ним. Это субъективное время очень разнообраз­но, и даже длительность природного и социального времени может восприни­маться по-разному различными субъектами в зависимости от типа личности, личной ситуации и т. п. Например, для кого-то нынешние реформы - взрыв застоя, полный шансов и действий. Для других они - изматывающие и бес­цельные блуждания, растянувшиеся на беспредельность.

Тут надо сделать важное замечание.

Анализируя субъективное время, мы фактически имеем дело с тонко­структурными признаками. Речь идет о содержании сознания (идеях, настро­ениях, оценках, ценностных ориентациях и др.), в отличие от толстоструктур­ных признаков, которые совпадают с объективно устанавливаемыми (полом, возрастом, социальным положением, профессией и т. д.). Конечно, тонкострук­турные признаки намного труднее улавливаются. Главное же - они гораздо более изменчивы, плывучи.

В планировании радикальных изменений в жизни организаций особенно важна оценка субъективного времени. Как далеко конкретные лидеры биз­неса способны заглядывать? Как они соотносят периоды их бизнеса со вре­менем личного существования? Есть ли у них восприятие времени как це­лого, где прошлые и сегодняшние действия есть неизбежные предпосыл­ки, детерминанты будущих действий? Насколько для них переносимы нарастающие неточность, неопределенность будущих тенденций и состо­яний?

С таким настроением перехожу к практической работе с будущим органи­заций.

VISION ОРГАНИЗАЦИИ

Собственно говоря, работа над образом желаемого будущего организации -это и есть начало работы над стратегией. И даже более того, именно VISION -это первое и главное, что отличает стратегию от долгосрочного плана.

Методика работы над VISION начинает строиться с ответа на вопрос: ка­кой мы видим свою компанию через 5-8-12 лет? Этот временной диапазон Руководящая команда компании или сам ее глава могут определять, исходя из своих амбиций, предшествующего опыта и разного рода ресурсов.

Кстати, все-таки команда, персонал, коллектив или же единолично пер­вый руководитель? Бывает по-разному. Нередки случаи, когда у последнего

нет своих идей, и он обращается к коллективному интеллекту за помощью. Но я неоднократно встречал учредителей собственных бизнесов, которые доби­лись многого благодаря именно силе своих воли и воображения, и они оказы­вались вполне способными сформулировать сильный и реалистичный VISION, который остальная часть организации принимала серьезно и благодарно. Раз­ве что добавляя туда некоторые возможности или ограничения. И все же чаще и лучше всего эта работа идет в команде руководителей высшего звена. Мож­но утверждать следующее: качественную работу по стратегии очень хорошо сочетать с командообразованием или наоборот, что то же самое. Процесс ко-мандообразования надежнее всего вести в процессе работы над стратегией. Впрочем, ни один из перечисленных путей не должен быть закрыт. Приведу варианты последних VISION, которые мне приходилось разрабатывать со св<ь ими клиентами.

Для формирования VISION целесообразно пользоваться определенными стратагемами.Что такое стратагема? Это понятие, выражающее ключевую идею, преимущества в образе желаемого будущего. Стратагема характеризует новую роль, статус или состояние фирмы в будущем. Стратагемы вырабатыва­ются управленческой командой, нередко консультанты сами вводят подходя­щие к контексту обсуждений некоторые варианты их как ценных понятий. Да­вайте рассмотрим это на конкретных примерах из моей консультационной прак­тики.

Наши рекомендации