Основные результаты исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологии
Лекция 49 .
Понятие темперамент. Основные результаты исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологии. Определения темперамента. Темперамент и характер. Портреты типов темперамента. Индивидуальный стиль деятельности
Методические рекомендации к изучению темы:
Темперамент – макрохарактеристика личности, общая формально – динамическая характеристика поведения. Относится к наиболее изученной категории индивидуально – психологических различий между людьми. Для оценки различных аспектов и типов темперамента разработан ряд методов: хронометрических и анкетных (опросники) с учетом возрастных особенностей людей. Широко распространенными опросниками являются: Личностные опросники Г. и М. Айзенков; опросник Я. Стреляу (Павловская структура темперамента); опросник А. Томаса и С. Чесса; опросник В. М. Русалова (ОСТ – опросник структуры темперамента); опросник К. Леонгарда.
Основные проблемы в изучении темперамента связаны:
q с установлением природных основ темперамента;
q с поиском и измерением его свойств, на основе которых строится та или иная типология темперамента.
Если первая проблема в основном решена, то вторая – решена недостаточно, взгляды на свойства темперамента различны у разных авторов, единого перечня свойств нет.
При изучении материла, прочтите текст лекции, посмотрите презентацию, прочтите термины глоссария и ответьте на вопросы для самопроверки.
Основные результаты исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологии
Они сводятся к следующим положениям:
1. Свойства темперамента включают в себя динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения.
2. В исследованиях подчеркивается наследственная обусловленность темперамента и его относительная устойчивость.
Темперамент возникает под влиянием общей конституции, в которую входят частные: гуморальная, соматическая, хромосомная, физиологическая и нейродинамическая конституции. Наследственная обусловленность темперамента доказывается:
Ø его независимостью от целей и содержания поведения;
Ø универсальностью проявлений во всех сферах жизни;
Ø ранним проявлением в детстве;
Ø устойчивостью в течение длительного периода жизни человека;
Ø проявлением в стрессовых ситуациях
Ø наследуемостью;
Ø наличием взаимосвязей свойств темперамента со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем.
3. Темперамент развивается - вслед за биологическим возрастным развитием и в результате смены разных типов деятельности (игра, учеба, труд и др.).
4.Темперамент может рассматриваться в качестве задатка общих способностей и как природная предпосылка развития творческих способностей.
В структуре творческих способностей выделены две характеристики: содержательные (оригинальность, продуктивность) и формально-динамические - беглость и гибкость. Беглость как компонент творческих способностей обусловлена преимущественно характеристиками темперамента - пластичностью и темпом, а гибкость - зависит от социальной эмоциональности и общей активности
5. Темперамент не влияет на результаты деятельности, он определяет ее стиль - темп, скорость, длительность протекания.
6. Темперамент характеризует меру энергетического напряжения и отношение к миру и себе.
Заданный от природы уровень энергодинамических возможностей (уровень обмена веществ, особенности нервных процессов, активность гормональной сферы и др.), контролирует расходование человеком своих энергетических возможностей. Темперамент задает границы возможностей, остерегает организм от чрезвычайно большого или малого расхода энергии.
Автор | Темперамент – это: |
В.А.Крутецкий | закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности |
Н.С.Лейтес | индивидуально своеобразная, природно - обусловленная совокупность динамических проявлений психики |
С.Л.Рубинштейн | динамическая характеристика психической деятельности индивида |
К.К.Платонов | качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетически обусловленного типа его нервной системы, и, в значительной мере, определяющее стиль его деятельности |
Ø Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с физической и социальной средой. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.
Ø Проявления в моторной сфере считаются частными выражениями общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.
Ø Проявления эмоциональности - впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т. п.
От темперамента человека зависят:
скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);
Ø пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения;
Ø темп и ритм деятельности;
Ø интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
Ø направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).
Темперамент и характер
Темперамент не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь:
Ø от темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному;
Ø темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие препятствуют;
Ø в зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера.
Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от характера - благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.