Требования к проведению аудиторных занятий и СРС
-все аудиторные и внеаудиторные занятия обеспечены методическими рекомендациями;
Требования к обучающимся
Посещение занятий обязательно!
Не опаздывать на занятия и не разговаривать во время занятий.
II Содержание:
Введение
В основе развития психологии лежит усиливающийся интерес к человеческому существованию, условиям развития человека в обществе, взаимодействию с другими людьми. Психология призвана сыграть важную роль в обеспечении гуманистического направления развития общества, формирования гуманистического менталитета людей. Многие виды деятельности, в том числе в медицине, педагогике, на производстве, невозможны без знания психологии.
Психологиякак фундаментальная наука и базовая учебная дисциплина в медицинском образовании имеет ведущее значение в раскрытии творческого потенциала профессионально ориентированной личности. Психология изучает закономерности развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности, основные психические процессы и состояния личности, индивидуальность. Знания, полученные по психологии в овладении умениями и навыками для анализа психологических явлений, характеристики деятельности личности, самоанализа, самопознания и самосовершенствования личности, необходимы для становления будущего специалиста. Так, в медицине независимо от характера болезни психическое состояние больного и важную роль для анализа возникновения патологии, особенностей течения прогноза заболевания, а также влияет на эффективность терапевтический мероприятий. Устанавливая закономерности познавательных прогноз, психа способствует научному построению процесса терапии, оказывая влияния внутреннюю картину болезни и здоровья. Психология как наука из поведение и умственную деятельность человека с практическим применю приобретенных знаний.
2. Цель дисциплины:формировать психологическую компетентность личности на основе знаний основных закономерностей процесса развития психики в онтогенезе и механизмов психической деятельности, развивать навыки эффективного общения и психогигиенического отношения к личности.
3. Задачи обучения:
. формировать понятие о психологической науке и её месте в системе общественных и гуманитарных дисциплин;
. формировать знания о механизмах основных психических процессов, психических состояний и свойств личности;
. формировать умения анализировать психические явления в различных сферах жизнедеятельности человека;
. выработать навыки психологического самоанализа, самопознания и самооценки;
- развить навыки эффективного общения и психогигиенического отношения к личности.
Конечные результаты обучения.
Студент должен
Знать:
· основные этапы развития психологии и ее важнейших отраслей;
· основные закономерности психических явлений, процессов и состояний;
· основные методы исследования психических функций;
· функции сознания, структуру самосознания;
· основы психологии эмоциональных и волевых процессов;
· психологическую структуру личности;
· типы темперамента, типы характера, виды акцентуаций личности;
· особенности межличностных отношений, уровни, средства и виды общения;
Уметь:
· оценивать психическое состояние и поведение, свойства личности при коммуникациях в социуме и медицинской среде;
· анализировать психологические явления в различных сферах жизнедеятельности человека;
· проводить самоанализ и самооценку;
Владеть навыками:
- эффективного общения в группе, коллективе;
- построение бесконфликтных взаимоотношений «врач-пациент».
5. Пререквизиты:школьный курс биологии.
6. Постреквизиты:коммуникативные навыки,введение в клинику, неврология, психиатрия, наркология, общая врачебная практика, внутренние болезни, детские болезни, хирургия, акушерство и гинекология, скорая неотложная медицинская помощь.
Тематический план занятий.
Тематический планы лекций
Форма и время проведения: аудиторное занятие в лекционных залах по расписанию
№ | Темы лекций | Кол- во часов |
Специфические особенности психологии как естественной социальной науки. Методы исследования в психологии. | ||
Психология познавательных процессов. Интеллект как предмет психодиагностики. | ||
Психологическая концепция сознания. Психология эмоции и воля. Стресс и фрустрация. | ||
Современные теории личности. Личность и индивидуальность. Механизмы психологических защит личности. | ||
Психология общения. Межличностные отношения в группах и коллективах. | ||
Всего: |
Тематический план практических занятий
Форма и время проведения: аудиторное занятие в учебных комнатах курса
(№№ 601,603,605) по расписанию
№ | Темы практических занятий | Кол-во часов |
Этапы развития психики. Мозг и психика. Основные психические свойства и состояния личности. | ||
Познавательные психические процессы. | ||
Методы исследования познавательных процессов. | ||
Сознание и самосознание. | ||
Эмоционально-волевые процессы. | ||
Рубежный контроль. Коллоквиум. | ||
Психологическая структура личности. | ||
Типология характера и личности. Социальные периоды развития личности. | ||
Межличностные отношения в группах и коллективах. | ||
Аспекты формирования профессионального статуса личности специалиста. | ||
Коммуникативный тренинг межличностного общения в группе и в медицинском коллективе. | ||
Рубежный контроль. Коллоквиум. | ||
Всего: |
Тематический план самостоятельной работы студентов
Форма и время проведения: внеаудиторное занятие в виде сдачи рефератов, организации дискуссии, стендовых докладов и презентаций в указанные сроки.
№ | Темы для самостоятельной работы студентов (СРС) | Кол-во часов |
История психология. Психологические концепции. | ||
Теории памяти. Физиологические механизмы внимания. Учение А.Ухтомского, И.П.Павлова. Воображение. Виды воображения. | ||
Этапы развития речи и мышления. Роль биологических и социальных факторов в развитии речи и мышления. Теории и факторы интеллекта. | ||
Философская концепция сознания. Нейрофизиологические механизмы эмоций. Инстинкты. | ||
Иерархия потребностей и принципы мотивации человека по А.Маслоу. Способности как проявление индивидуального в психике. | ||
Учение И.П.Павлова о сигнальных системах, типах высшей нервной деятельности. Типы темперамента по Гиппократу, Галену, И.Павлову. | ||
Классификация характера К.Кречмера, У.Шелдона, Э.Фромми, К.Леонгарда, А.Е.Личко. | ||
Личность и группа. Личность специалиста. | ||
Всего: |
8. Методы обучения и преподавания:
- работа в малых группах;
- дискуссия;
- коммуникативный тренинг;
- деловые игры (игры-тренинги, управленческие и др.);
- ситуационные задачи.
9. Методы оценки знаний и навыков обучающихся:тестирование, ситуационные задачи, проблемные вопросы и др.
10. Рекомендуемая литература:
Основная:
1.Немов Р.С. Психология. М.: ВЛАДОС, 2000-2001.
2.Рогов И.Е. Общая психология (Курс лекций). М.: ВЛАДОС, 2001.
3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, «Питер», Спб, 2007.
4.Столяренко Л.Д. Психология. Уч.д/вузов, 2007.
5.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Феникс, Ростов-на-Дону, 2003.
6.Клиническая психология. Под ред. Б.Д. Карвасарского. Национальная медицинская библиотека. Питер, 2004.
7.Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
Дополнительная:
1.Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 2001.
2.Вачков И.В. основы технологии группового тренинга, М.: Изд-во «Ось-89», 1999.
3.Куницина В.Н., Козаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Уч. пособие для вузов, «Питер», Спб, 2001.
4.Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. Уч. Пос., 2004.
5.Сидоров П.И. Клиническая психология. М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002.
6.Соколов Е.Е. Введение в психологию. Москва, Academa, 2005
7.Петровский А.В. Общая психология. М., Просвещение, 1996.
8.Крылов А.А. Психология. М., 1998.
9. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. М., 1984.