Психологическое сопровождение УВП в школе
Для организации профильного обучения проблемой является переход школы на новую модель планирования и организации УВП с позиции профильной адаптации.
Большое значение в сопровождении экспериментальной работы по организации профильного обучения принадлежит деятельности психологической службы школы.
Главная цель психологической службы нашей школы: содействие оптимизации психологического и личностного развития школьников, обеспечивающее психологическую готовность к жизненному самоопределению, включающего самоопределение личностное, социальное, профессиональное.
Поэтому деятельность психологической службы включает в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование учебной деятельности учащихся, сохранения психического здоровья, духовное и социальное развитие ребенка в каждом возрастном модуле.
Основными направлениями психологической службы в школе являются:
• Диагностическое
• Психопрофилактическое
• Коррекционно – развивающее
• Консультативное
• Психологическое просвещение
На данном этапе развития психологической службы в школе работают два психолога.
За каждым закреплены параллели классов, в которых психолог реализует все направления деятельности психологической службы, охватывая работу с учащимися, педагогическим коллективом, родителями и взаимодействие с другими службами и организациями города.
Основными идеями психологической службы школы являются:
- в работе с учащимися - возможность гармоничного развития каждого школьника, адаптированного в обществе
-с педколлективом – обеспечение информацией, необходимой для принятия
управленческих решений по реализации УВП на уровне учителя, классного руководителя, администрации школы, создание оптимальных психологических условий для эффективного УВП с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся.
-в работе с родителями – создание единой воспитывающей среды, обеспечивающее гармоничное развитие ребенка в семье
-в работе с внешкольными организациями – сотрудничество с целью оптимизации научно- теоретической и практической деятельности психологической службы
Рассмотрим реализацию основных идей и направлений психологической службы в каждом компоненте структуры нашей психологической службы через различные формы и методы организации работы.
Педколлектив. Главный принцип работы – оказание помощи руководству, учителям в создании обстановки доброжелательной требовательности к ученикам, уважение к их личности, создание ситуации успеха на уроках, формирование у учащихся позитивного отношение к своим возможностям и перспективам профессионального самоопределения, формирование уверенности к себе и способности реализовать свои жизненные планы.
В начале учебного года, совместно с завучами по учебной части, определяется деятельность психолога в методической работе: участие в педсоветах и методсоветах, проведение семинаров, педконсилиумов, лекций, консультаций и тренингов для учителей. Определяются основные стратегии психологического сопровождения учащихся на разных этапах обучения, реализации опытно-экспериментальной работы.
С заместителем директора по воспитательной работе планируется работа с методическим объединением классных руководителей по профилактике правонарушений среди подростков с девиантным поведением, созданию эффективной воспитывающей среды в классах, управлению и развитию классных коллективов – планирование классных часов, тренингов, диагностической работы, консультаций, работы с родителями.
Психологи нашей школы в тесном контакте работают с инспектором по охране прав детства (оказание помощи детям – сиротам, детям из малообеспеченных семей через индивидуальные консультации, привлечение детей к посещению кружков, факультативов по психологии, обучение в психологических классах), социальным педагогом, медсестрой, валеологом (реализация ОЭР по формированию ЗОЖ), библиотекарем (приобретение литературы с целью просвещения школьников, повышение психологической грамотности родителей, учителей и учащихся, проведение совместных мероприятий).
Родители. На протяжении деятельности психологической службы школы сформировались следующие формы работы с родителями:
1. Родительские собрания - ознакомление родителей:
- с психологическими особенностями учащихся на разных возрастных этапах;
- с прохождением адаптационного периода первоклассников, пятиклассников, учащихся профильных 9,10 классов;
- преодоление трудностей связанных с УВП и личностным развитием и формированием характера учащихся.
2. Индивидуальные консультации родителей по различным вопросам.
3. Выпуск психологической газеты, лектории для родителей по актуальным проблемам, связанным с воспитанием детей.
4. Диагностика семейных взаимоотношений.
5. Семинары, тренинги по эффективному взаимодействию с детьми.
6. Встречи со специалистами психологических центров.
Учащиеся.На схеме указаны важнейшие направления психологического сопровождения школьников: