Строение индивидуальной деятельности человека

Вопросы для изучения:

1. Проблема деятельности в отечественной психологии Теория деятельности А.Н. Леонтьева.

2. Сравнительный анализ деятельности человека и животных.

3. Структура деятельности (психофизиологический уровень, уровень операций, уровень действий, уровень деятельностей).

4. Мотивационно-потребностная сфера (характеристика мотивов и потребностей).

5. Операционно-техническая сфера (характеристика действий и операций).

6. Внутренняя деятельность.

Практические задания

  1. Законспектировать:
    • Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных // Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. – М., 1987, С.62-68.
    • Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. – М., 1987, С.93-100.
  2. Придумать примеры деятельности человека и проанализировать их по уровням.

Литература основная

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1988. – С. 95-108,
109-128
или Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер., 2007. – С.122 -135.

или Немов Р.С. Психология. Т. 1. – М., 1994. – С.129-148.

Литература дополнительная

2. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных // Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. -М., 1987. - С.62-68

2. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петровского. – М., 1987. - С.93-100.

Задание 4

Общая психология

К 4-му семестру

Способности

Вопросы для изучения:

1. Понятие о способностях, основные виды способностей.

  • механизмы формирования и развития способностей;
  • способности, задатки и индивидуальные различия людей.

2. Интеллектуальные способности, природа и структура интеллекта. Измерение интеллекта.

3. Интеллект и творчество. Особенности творческого мышления.

4. Талант и гениальность Проблема творческой личности в современной психологии.

Практические задания

1. Сделать выписки из статьи Б.М. Теплова «Способности и одаренность».

2. Заполнить таблицу «Методики изучения интеллекта»

Название методики, автор Понимание интеллекта Преимущества метода

3. Провести сравнительный анализ понятий:

Понятие Сходства Различия
способность    
талант    
одаренность    
гениальность    

Литература основная

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М, 1988. – С.234-256.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – С.535 - 551
  3. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн 1. – М, 1994. – С.332-342.

Литература дополнительная

  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии – СПб., 1997. – С.397-406.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х тт. – М, 1992, Т.1. – С.414-478.
  3. Теплов Б.М. Способности и одаренность / Психология индивидуальных различий // Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 2000. – С. 262-273.

Задание 5

Общая психология

К 4-му семестру

Индивидуально-типологические особенности личности. Темперамент и тип высшей нервной деятельности.

Вопросы для изучения:

1.Понятие темперамента:

· История развития взглядов на темперамент: гуморальные и конституциональные теории темперамента и характера;

· Учение И.П. Павлова о типах нервной деятельности;

2.Современные подходы к изучению типов нервной деятельности (Теплов Б.М., Небылицын В.Д., Мерлин В.С.)

3.Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Практические задания

  1. На основании учебной литературы и статей Мерлина В.С., Небылицына В.Д., Павлова И.П, Теплова Б.М., Климова Е.А. (см. дополнительную литературу) заполнить таблицу с учетом исторического аспекта:

Сравнительный анализ основных подходов к пониманию проблемы темперамента в психологии

Подход, автор Основные понятия (темперамент, тип ВНД, свойства, стиль) Суть подхода Преимущества подхода Недостатки подхода
         

Литература основная

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М, 1988. – С.234-256.
  2. Немов Р.С. Психология. В 2 кн. Кн 1. – М, 1994. – С. 332-342.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер., 2007. – С.553-565.

Литература дополнительная

  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии – СПб., 1997. – С. 397-406.
  2. Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента. // Психология индивидуальных различий / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 2000. – С. 360-367.
  3. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 2000. – С. 352-360.
  4. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека. // Психология индивидуальных различий / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 2000. – С. 160-163.
  5. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 2000. – С. 163-172
  6. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 2000. – С. 140-144.

Задание 6

Общая психология

К 4-му семестру

Наши рекомендации