Хип-хоп культура как позиция занятости в целях создания безопасного пространства жизнедеятельности подростков.
Практика применения субкультур в интересах безопасной социальной среды.
Хип-хоп культура как позиция занятости в целях создания безопасного пространства жизнедеятельности подростков.
Круг российских субкультур разнообразен и включает дифференциацию по досуговым занятиям, этническими особенностями, по стилю поведения и образу жизни. В этом смысле особого внимания заслуживают процессы, которые происходят в молодежной среде. Ведь именно молодые люди являются более подверженными внешнему влиянию. Они, как правило, не обременены противоречивым опытом прошлого с присущими ему ценностными и поведенческими установками. Молодежь, которая определяет будущее любого общества, уже сегодня существенно влияет на его содержательные характеристики. В российские молодежные субкультуры вовлечена молодёжь от 14 до 30 лет, приблизительно одинаково представленная обоими полами.
Среди молодежных субкультур, которые часто встречаются в России, можно обозначить следующие: готы, металлисты, панки, рэйверы, хип-хоперы (граффитчики, танцоры, музыканты) и др. Чаще всего, субкультуры, представленные в современном российском обществе, являются просоциальными и позитивно влияют на социализацию и саморазвитие молодежи. Стоит также обратить внимание на асоциальные субкультуры, такие как, например, субкультура скинхедов, которая представляет собой угрозу для общества и морально разлагают молодежь, отвергая толерантность и межэтническое равенство.
В данной работе мы рассматриваем влияние хип-хоп культуры с позиции занятости в целях создания безопасного пространства жизнедеятельности молодежи, для раскрытия творческого потенциала через проведение музыкальных и поэтических занятий.
Подростки в силу своих возрастных психологический особенностей, готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками, именно поэтому основной задачей органов управления и учреждений, работающих с подростками, должна стать организация досуговой занятости, совершенствование и создание социально-безопасных площадок для раскрытия творческого потенциала несовершеннолетних. [1]
Вопросы о свободном времяпрепровождении являются важными для социальной безопасности подростков. По проведенным исследованиям посредством метода наблюдения и опроса, примерно 85% опрошенных подростков ничем не увлекаются, любимое занятие - погулять с друзьями на улице. Отсюда вероятность употребления алкоголя, табака, совершения правонарушений. На подростков оказывает сильное влияние референтная группа.
Рефере́нтная гру́ппа — это социальная группа, которая выступает для индивида своеобразным стандартом, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций¸ референтная группа является для индивида эталоном в оценках себя и окружающих.
Таким образом, можно сделать вывод, что подростки являются уязвимой категорией общества, относящейся к группе риска, что вызвано рядом причин:
· подросток следует своим импульсам и участвует во всяких необычных и возбуждающих событиях, действует и творит под влиянием момента;
· подросток пытается обратить на себя близких, он чувствует недостаток родительской любви;
· подросток чувствует себя недостаточно оцененным и ищет условий в которых имел бы больше возможности показать чего он стоит (для чего и есть смысл создавать для подростков социально безопасные площадки для раскрытия и самовыражения);
· подросток ищет окружения, в котором было бы меньше проблем и где несовершеннолетний чувствовал себя свободнее;
· подросток не желает чтобы другие догадывались о его ранимости, проявляет грубость, старается избавиться от ограничений
Как мы уже упоминали ранее одной из ролей субкультур (референтной группы) является структурирование деятельности - создание досуговой деятельности, как сферы самовыражения и самореализации личности, ее потенциальных желаний и возможностей, что позволяет включать этот вид деятельности в рамки времени, свободного от общественного или иного обязательства. В культурно-досуговой деятельности подростки знакомятся с искусством, классикой, нравственными и эстетическими ценностями. Как известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И ее коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, в данной дипломной работе мы основываемся на опыте работы с девиантными несовершеннолетними, вовлекая их в музыкальное творчество и создавая при этом без оценочную безопасную площадку для самораскрытия и самовыражения личности.[2]
Таким образом, грамотная организация досуговой занятости и просвещение средствами культуры, искусства и творчества, есть смысл рассматривать как альтернатива подростковой безнадзорности, алкоголизма и наркомании являющихся одними из предпосылок совершения противоправных действий, как составляющие большой работы по первичной профилактики этого асоциального явления.