Глава 4. социальная политика и социальная работа
Ориентиры социальной политики как академической дисциплины в настоящее время достаточно сложно определить, поскольку она затрагивает достаточно большой круг тем и научных проблем. По мнению одних ученых, социальная политика — это междисциплинарная отрасль познания, которая включает в себя «исследование истории, политики, философии, социологии и экономики социальных служб»1. И потому основной контекст проблем эти ученые связывают с образованием, медициной, жилищным строительством, денежными доходами, которые в своей совокупности должны служить «народному здоровью». Другие ученые считают, что проблемы «социального благосостояния общества» должны быть центральной проблемой социальной политики. Однако размытость понятия «социальный» препятствует определению границ ее предметной области2 .
Третья группа исследователей, как, например, профессор Маршалл, стоят, на позиции, согласно которой «социальная политика не является «техническим» термином с точным значением... его используют, чтобы указать на политику правительства в отношении действия, имеющего прямое влияние на благосостояние граждан, обеспечением их службами или доходами. Центральное ядро, таким образом, состоит из социального страхования, национальной помощи, служб здоровья и благосостояния, политики жилищного строительства»3. Последний подход — это подход, при котором анализируются реальные, синхронические отношения и связи, инициируемые правительством по важнейшим сферам человеческой жизнедеятельности, и именно эти акции являются предметом научного осмысления.
При всей сложности определения социальной политики как научной дисциплины существует ряд тем и проблем, которые сформировали ее специфическое понятийное пространство. Проблемы, связанные с коллективным участием, перераспределением материальных благ и равенством, потреблением и планированием, общественной организацией и благосостоянием общества — вот те проблемы, которые позволяют наметить абрис предметного поля социальной политики. Учитывая эти важнейшие составляющие предметного поля социальной политики, Р.Титмус особо выделял изучение коллективных и индивидуальных потребностей в условиях общественной организации, когда система социальных служб выступала регулирующей силой, чья деятельность направлена на обеспечение благосостояния населения4. Таким образом, социальные службы — это тот механизм, где коллективные и индивидуальные потребности получают свое вещественное оформление и воплощение в системе персонализированных и индивидуализированных акций и программ. В зарубежной литературе по проблемам взаимосвязи социальной политики и социальной работы данный подход является основным при разработке концепций социальной работы макроуровня.
В отечественной научной литературе также сложилась определенная система анализа, когда явление рассматривается на нескольких уровнях, что выражается через понятия узкого и широкого подходов к его пониманию и интерпретации. И если социальная работа в узком понимании рассматривается в контексте индивидуальных и групповых нужд и проблем, то ее широкое понимание связывается с общественными процессами на уровне их организации и функционирования. В этом контексте, в контексте социальной политики, социальная работа выступает как процесс по сохранению и восстановлению человеческих ресурсов (человеческого капитала) в целях стабилизации и развития экономических, социальных, общественных отношений и связей.
Человеческий капитал принято связывать с навыками, умениями, знаниями и признаками, воплощенными в человеке и являющимися результатом образования и обучения, социализации и энкультурации. Широкое понимание социальной работы дает основание рассматривать подходы к благосостоянию как составную часть ее теоретических и практических проблем, а экономические и идеологические цели и задачи социальной политики — как макроконтекст профессиональной деятельности социальных работников.