Цели и задачи учебной дисциплины. Учебная программа курса и планы семинарских занятий для вузов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Ю. А. Гончарова
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ И БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Учебная программа курса и планы семинарских занятий для вузов
Издательско-полиграфический центр
Воронежского Государственного Университета
2012
Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии № 4 от .2012 г.
Рецензент к. психол. н., доцент Пинегина Н. М.
Учебная программа дисциплины подготовлена на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Рекомендуется для магистров 1 курса по профилю подготовки «Психология образования» факультета философии и психологии.
Для направления 050400 – Психолого-педагогическое образование
М.2.Б.4
Введение
Учебная дисциплина «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» относится к Профессиональному циклу дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (магистр) и входит в базовую часть этого цикла.
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по общей педагогике (в частности, таким ее разделам, как общее представление о методах педагогического исследования, общая характеристика системы образования), которая ведется в процессе подготовки бакалавра, знать методологические основы и категориальный аппарат психолого-педагогических исследований. Кроме того, студенты должны иметь знания по истории педагогики.
У студентов должны быть сформированы компетенции: способность изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1); владение практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3); способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4); способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5); способность разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной специфики (ОК-6); способность строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10); способность выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11).
Учебная дисциплина «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» является предшествующей для следующих дисциплин:«Практикум по проектированию и экспертизе образовательной среды», «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления», «Научно-исследовательский семинар», «Менеджмент в образовании».
Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды» предполагает изучение и конспектирование рекомендуемой преподавателем литературы по вопросам практических занятий, а также самостоятельное выполнение ряда творческих заданий, выдаваемых студентам преподавателем.
Все выполняемые студентами самостоятельно задания подлежат последующей проверке преподавателем для получения допуска к зачету.
Текущая аттестация проводится в виде круглого стола, предполагающего организацию дискуссии по определенным вопросам.
Промежуточная аттестация – зачет.
Цели и задачи учебной дисциплины
Цель изучения учебной дисциплины – подготовка выпускника в основных вопросах психологической безопасности в образовательных учреждениях, овладение современными подходами к проблеме и способами оказания профессиональной помощи.
Основные задачи учебной дисциплины.
1. Ознакомление с основными концепциями психологии безопасности образовательной среды.
2. Изучение теории и практики обеспечения психологической безопасности в образовательных системах.
3. Обучение основам решения задач, стоящих перед специалистом по психологии безопасности в образовательных учреждениях:
• психологическое обеспечение функционирования системы безопасности в образовательной среде: цели и ценности образовательной системы, средства и способы образовательной деятельности;
• психологическое сопровождение информационной образовательной среды;
• психологическое обеспечение развития субъектов образования;
• психологическое здоровье субъектов образования;
• формирование жизненных навыков и развитие системы ценностей в условиях образовательной среды;
• мониторинг психологической безопасности образовательной среды;
• психологическое сопровождение инновационных процессов в образовании;
• гуманитарная экспертиза психологической безопасности в образовательных учреждениях;
4. Подготовка студентов к освоению последующих учебных дисциплин и прохождению практики.