Алгоритм помощи при приступе панкреатита 4 страница
АВТОНОМНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА - железы, периферические кровеносные сосуды и др. внутренние органы, ткани и железы. Ее главная функция — регуляция физиолог. процессов, в к-рых задействованы эти внутренние органы (напр., регуляция АД и температуры тела), и подготовка организма к чрезвычайным ситуациям посредством запуска соотв. физиолог. приспособительных реакций. Проводящие пути АНС включают нейроны как в центральной, так и в периферической НС. Они начинаются с нервных клеток в стволе головного мозга и в спинном мозге. Аксоны этихклеток, называемые преганглионарными волокнами, покидают ЦНС в составе черепных нервов (в головном мозге) или передних корешков (в спинном мозге) и направляются к вегетативным ганглиям. Эти нейроны образуют здесь синапсы с постганглионарными волокнами, к-рые расходятся к различным органам и железам. АНС имеет два отдела согласно анатомическому распределению автономных волокон: симпатический отдел и парасимпатический отдел. Эти две ее составные части имеют различные функции. Преганглионарные волокна симпатического отдела начинаются в спинном мозге, выходят в составе передних корешков и направляются к ганглиям симпатических стволов, расположенных с обеих сторон от позвоночника. Эти два вытянутых ствола продолжаются от основания черепа до конца позвоночного столба. Преганглионарные волокна образуют синапсы в ганглиях симпатических стволов. Затем постганглионарные волокна покидают эти стволы и направляются к различным органам и железам, имеющим симпатическую иннервацию. В их число входят сердце, желудок, тонкая кишка, поджелудочная железа, толстая кишка, слюнные железы, глаза и множество кровеносных сосудов по всему организму. Парасимпатический отдел АНС, благодаря его анатомическому расположению, называют еще краниосакральной системой. Ее Преганглионарные волокна покидают ЦНС в составе определенных черепных нервов (глазодвигательного, лицевого, языкоглоточного, блуждающего и добавочного), а тж через крестцовую (нижнюю) часть спинного мозга. Они направляются к месту назначения и образуют синапсы в ганглиях, расположенных рядом с органами-мишенями. Парасимпатические волокна влияют на большую часть тех же органов и желез, что и симпатические волокна. Однако есть ряд исключений. К примеру, парасимпатические волокна не иннервируют периферические кровеносные сосуды. АНС контролируется, гл. обр., ядрами гипоталамуса. Эта область головного мозга участвует в регуляции мн. функций, включ. контроль температуры тела, еду, питье, сексуальное поведение и мн. виды эмоционального поведения. АНС, под управлением гипоталамуса, участвует в осуществлении нек-рых из этих видов физиолог. деятельности. Двумя главными функциями АНС являются: а) поддержание гомеостаза в организме и б) подготовка организма к чрезвычайным ситуациям. Симпатический и парасимпатический отделы играют важную роль в осуществлении этих функций. В общих чертах активация симпатического отдела приводит к распространенным по всему организму эффектам, и эта активация важна для адекватной реакции организма на стресс. Парасимпатические волокна обычно оказывают более локализованное воздействие на отдельные органы- и железы-мишени. Если один орган иннервируется и симпатическими и парасимпатическими волокнами, они, как правило, оказывают противоположное воздействие. Напр., парасимпатическая активация вызывает замедление сердечных сокращений, тогда как симпатическая активация заставляет сердце сокращаться чаще. Гомеостатическая функция АНС обычно иллюстрируется ее ролью в отдельных физиолог. процессах, включая контроль АД, терморегуляцию и расширение зрачка. Напр., снижение комнатной температуры стимулирует чувствительные нейроны кожи, восприимчивые к температуре. Эти нейроны посылают импульсы в спинной и головной мозг. Гипоталамус, к-рый тж содержит клетки, чувствительные к температуре кожи, включает механизмы, предназначенные для сохранения тепла, такие как сужение периферических кровеносных сосудов и дрожь. Когда температура повышается, эти процессы принимают обратное направление. Реакция АНС на стресс осуществляется гл. обр. благодаря распространенной симпатической активации и сопутствующим изменениям во мн. органах. При наличии стрессора симпатическая активация вызывает повышение частоты сердечных сокращений,повышение АД, расширение зрачка, угнетение перистальтики, повышение активности потовых желез ладоней, освобождение гормонов мозгового вещества надпочечников и др. изменения. Эти физиолог. приспособления концентрируют ресурсы организма на функциях, к-рые важны при физ. угрозе, в частности на мускулатуре. Кровоснабжение кожи и внутренних органов снижается, в то время как кровоснабжение сердца и мышц повышается. Менее важные в экстремальных ситуациях физиолог. процессы, такие как пищеварение, тормозятся. Симпатическая активация и сопровождающие ее изменения в эндокринной системе готовят организм для борьбы или бегства путем мобилизации энергетических ресурсов и временного увеличения физ. силы. Однако известно, что хроническая симпатическая активация сопряжена с расстройством здоровья. Термин «автономная» подразумевает, что эта составная часть НС функционирует автоматически и не предполагает произвольного управления. Тем не менее мн. автономные функции могут регулироваться сознательной активностью при использовании определенных процедур. Напр., мн. пациенты с артериальной гипертензией могут при помощи биологической обратной связи снижать свое АД.
АВТОНОМНАЯ ЛИЧНОСТЬХарактеристика личности. Отличительной чертой такой личности выступает чрезмерно жесткая система социальных установок. Подобные люди чувствительны к атрибутам власти, отдают предпочтение социальным стереотипам, личностную близость рассматривают как неприемлемую.
АВТОНОМНАЯ РЕЧЬОдин из ранних этапов развития речи ребенка. Характеризуется тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются, например, за счет повторения. Автономная речь ситуативна, неопределенна и многозначна, т.к. ребенок еще не владеет содержанием понятия; обобщения в ней основаны на объединении в одном слове признаков неродственных предметов. По формальным основаниям она не имеет флексий и других признаков синтаксических отношений. В зависимости от разнообразия и качества языковой среды ребенка может сохраняться достаточно долго и служить тормозом умственного развития.
АВТОРИТАРНОСТЬ (от лат. autoritas — влияние, власть) — социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению. Авторитарность связана с такими личностными чертами, как агрессивность (см. Агрессия), завышенные самооценка и уровень притязаний, склонность к следованию стереотипам, слабая рефлексия и т. п. На поведенческом уровне авторитарность нередко проявляется в стремлении индивида во чтобы то ни стало добиться доминирования в группе, занять максимально высокое положение, опираясь при этом не столько на свои личные достоинства, достижения, сколько на преимущества своей ролевой позиции (см. Роль). Наиболее ярко авторитарность проявляется в автократическом давлении руководителя (лидера) на подчиненных (ведомых), устранении других людей от участия в решении важнейших вопросов, как стратегических, так и тактических. Такой руководитель строго контролирует решение любой задачи, жестко пресекает инициативу членов группы, видя в ней акт своеволия и посягательство как на его личный авторитет, так и на авторитет той власти, представителем которой в данной общности он себя воспринимает.
АВТОРИТЕТ (от лат. autoritas — влияние, власть) — 1) влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе (см. Статус социальный) и т. д.; 2) признание за индивидом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности. В первом значении понятие “авторитет” в социальной психологии нередко соотносится с представлением о власти. Во втором значении авторитет может и не совпадать с властью — им может пользоваться индивид, не наделенный соответствующими полномочиями, но являющийся своего рода нравственным эталоном и в силу этого обладающий высокой степенью референтности для окружающих. А. такого индивида обусловлен его идеальной представленностью в сознании других (см. Отраженная субъектностъ) и значимостью преобразований, которые он осуществил своей деятельностью.
АВТОХТОННЫЕ РЕЛИГИИ- распространены на юге среди народов сенуфо, моси, догон, малинке и др. Они составляют около трети населения.Христиан насчитывается менее 70 тысяч. Католиков- 47 тысяч. Протестантов- пресвитериан, англикан, евангелистов, адвентистов седьмого дня и баптистов – 20- 25 тыс.
АВЬЯИКТА(санск.) – чистый как кристалл.
АВЬЯКТА(от санскр. «вьякта» - внешнее проявление и «а» - отрицательная частица) – букв. «непроявленное». Во внешнем проявлением природы ее явления разворачиваются видимыми для человека. Люди бы не были способны узреть эти явления, если бы они проявлялись перед ними одновременно, неразделимыми и едиными, т.к. в каждый отдельный момент человек способен иметь дело только с небольшим фрагментом окружающего мира. Люди признаны учиться жить именно посредством ограничения самой жизни, достигать знания благодаря выдвигаемым рамкам ограничения процессов и областей познания. Принципом раджа йоги и джнана йоги является то, что в конце концов люди окажутся способными жить подлинно свободной жизнью непроявленного, неограниченного существования вне двух величайших преград субъективности и объективности.
АГАВ – новозаветный пророк. Находясь в Антиохи, предсказал голод в Иерусалиме. Благодаря этому из Антиохи была послана помощь для верующих. Много лет спустя Агав предсказал страдания, которые постигнут Павла.
АГАВА –в греческой мифологии дочь Кадма и Гармонии. Охваченная вакхическим экстазом на празднестве в честь Диониса, в состоянии исступления набросилась на схваченного вакханками и принятыми ими за львенка Пенфея, своего сына. А. вместе с вакханками разорвала ребенка на части. Насадив оторванную голову сына на тирс (остроконечная палка, увитая плюющем), А. с ликованием вернулась в Фивы и испытала ужасное потрясение, когда наступило отрезвление. Сцена возвращения А. изображенная Еврипидом в трагедии «Вакханки» пользовалась большой популярностью у античных зрителей.
АГАВА АМЕРИКАНСКАЯ –тропическое растение (родина его Юж. Америка). У нас А. распространена как комнатное декоративное растения. А. похожа на алоэ, но листья у нее шире, размером в пол ладони. Обычно А, живет 15-20 лет. Листья для лечения следует употреблять не моложе 3-х летнего возраста.
А. имеет почти такие же химические и фармакологические свойства как и алоэ, но она еще не настолько изучена, поэтому гл.обр. ее используют в народной медицине. Применяют А. для наружного лечения (раны, нарывы) и для приема внутрь при болезнях желудка, печени, легких. Препараты из этого растения обладают обеззараживающим, противовоспалительным, болеутоляющим, жаропонижающим и отхаркивающим действием.
АГАДА(др. евр. – рассказ) – в Талмуде назидательные комментарии к отдельным законоположениям Галахи, изложенные в виде басни, притчи, анекдота, изречения. Существуя с начала У в. до н.э. в устной передаче, А. была записана и включена в Талмуд в 111 – У вв. н.э. Ее назначение – популяризация религиозных идей и заповедей . Многие сюжеты и идеи А. использовались в евр. Фольклоре и литературе.
АГАМА –одно из трех обозначений достоверного и авторитетного знания. Знание, которое приходит к нам из опыта исследования других, которых мы принимаем за авторитет, такое знание, как говорят, приходит из агамы. И веды иногда называются – агамой по той же причине, равно как и агама – Пятой Ведой. Чаще же всего агамами называют Тантры, наиболее эзотерические из всех индуистских священных писаний.
АГАМЕД– в греческой мифологии беотийский герой, сын орхоменского царя Эргина, знаменитый строитель, соорудивший вместе с братом Трофанием Дельфийский храм, святилище Посейдона в Мантинее, сокровищницы царей Авгия в Элиде и Гириэя в Беотии. Одну из этих сокровищниц А. ограбил, за что поплатился жизнью.
АГАМЕМНОН –один из главных героев Троянской войны, старший брат Минелая, у к-рого Парис похитил жену Елену. Царь Микен. Перед походом на Трою, все греческие цари избрали своим предводителем А. «Илиада» изображает А. доблестным воином, но не скрывает его своенравного характера, высокомерия и неуступчивости. Именно эти качества личности А. явились причиной многих бедствий для греков. Так, например, его ссора с Ахиллом приводит к тяжелым поражениям греков от троянцев. После взятия греками Трои, А. получил огромную добычу и Кассандру, но после возвращения на родину погиб во время пира в собственном доме от руки Эгисфа, успевшего за время отсутствия А. соблазнить его жену Клитиместру.
АГАПЫ(греч. – вечера любви) совместные ужины (вечери) членов раннехристианских общин в подражание тайной вечери Христа с учениками. Позднее А. были запрещены церковью.
АГАРЬ(араб. «бегущая») – в ветхозаветном предании египтянка, рабыня Сарры и наложница Авраама. Бездетная Сарра, согласно обычаям того времени, предложила Аврааму, чтобы он «вошел» к А., с намерением усыновить зачатое дитя. Однако, еще во время беременности А., между ней и Саррой возникает конфликт и А. вынуждена бежать в пустыню, где ангел Яхве велит ей вернуться, обещая, что у нее родится сын Измаил, великий воин. Это обещание сбывается. Когда у Авраама с Саррой рождается их собственный сын Исаак, А. на руках с Измаилом вынуждена уйти в изгнание. Но и там Бог хранит и утешает их. Изгнание А. – частая тема в европейской живописи (картины Рубенса, Ребрандта и др.).
АГАСТЬЯ –в древнеиндийской мифологии божественный мудрец (риши), которому предписываются многие гимны «Ригведы». А. и его сводный брат Васиштха, считаются сыновьями Митры и Варуны и апсары Урваши; он родился в кувшине, в к-рый излилось семя обоих богов. Силой своей аскезы А. «из лучших частей всех живых существ» сотворил себе жену Лопамудру, По ее просьбе он отнял сокровища и дайтьи Илвалы, а самого Илвалу, жестокого преследователя брахманов, испепелил своим словом. «Махабхарата» рисует А. могущественным союзником богов в из борьбе с асурами. Проклятием он превратил в змея царя Нахушу, и возвратил Индре его престол «царя богов». Он выпил океан, на дне к-рого укрывались асуры и тем самым помог богам одержать над ними победу. Когда однажды гора Виндхья выросла так, что уперлась в небосвод и преградила путь солнцу и луне, А. по просьбе богов заставил ее согнуться. Он попросил ее склониться, чтобы пропустить его на юг и не распрямляться до тех пор, пока он не вернется: но А. так и не вернулся с юга и гора до сих пор осталась склоненной. Переселение А. на юг Индии, возможно, знаменует собой проникновение туда арийской цивилизации и брахманизма, ибо в мифологической традиции А. считается покровителем дравийского юга.
«АГАСТЬЯ САМХИТА» -стихи объясняющие процесс пурашчарьи: «Утром, днем и вечером надо поклоняться Божеству, совершать джапу, предлагать подношения, совершать огненное жертвоприношение (хому) и кормить брахманов. Эти пять действий составляют пурашчарью».
АГАСФЕР(«вечный жид») – персонаж христианской легенды западноевропейского средневековья. Согласно этой легенде А. во время страдальческого пути Иисуса Христа на Голгофу под бременем креста, оскорбительно отказал ему в кратком отдыхе и безжалостно велел идти дальше. За это ему самому отказано в покое могилы, он обречен из века в век безостановочно скитаться, дожидаясь второго пришествия Христа. Эта история напоминает проклятие Богом Каина, к-рый был обречен на бессмертие и вечные скитания. В легенде об А. отразилось отношение средневековых христиан к евреям: в них видели людей не имевших родину и обреченных на скитания по миру, а также живую реликвию «священной истории» Нового и Ветхого заветов, убийц Христа и осквернителей «завета с Богом», но в будущем примиряющихся с Богом, через обращение к Христу. Все эти моменты присутствуют в легенде об А.: это враг Христа, но в то же время свидетель о Христе, грешник, пораженный проклятием и пугающий своим видом как приведение и дурное знамение, но через само проклятие соотнесенный с Христом, с к-рым непременно должен встретиться еще в «этом мире», а в покаянии и обращении своем способен обратиться в доброе знамение для всего мира. Легенда о «вечном жиде» становятся достоянием литературы с Х111 в. Согласно рассказу английского монаха Роджера Уэндоверского, вошедшего в «Большую Хронику» (ок. 1250 г.) Матвея Парижского, архиепископ, прибывший в Англию из Армении, уверял, что лично знаком с живым современником и оскорбителем Христа по имени Картафил; он покаялся, крестился, принял имя Иосиф и ведет жизнь аскета и молчальника, отвечая только на благочестивые вопросы поломников. При встрече с Христом ему было 30-ть лет, и теперь он после каждой новой сотни лет, возвращается к 30-ти летнему возрасту. В ХУ в. Появились более мрачные и жестокие версии легенды, в к-рых акцент переносится с раскаяния «вечного жида» на его наказание (например, он непрерывно ходит вокруг столпа в подземелье нагой и заросший и спрашивает всех входящих к нему: «Идет уже человек с крестом?». В 1602 г. Выходит анонимная народная книга «Краткое описание и рассказ о неком еврее по имени А» (в ней впервые герой легенды получает имя А.), к-рая многократно издается и переводится на разные европейские языки. В ХУ111 в. Легенда об А., становится предметом всеобщих насмешек и уходит в деревенский фольклор, хотя время от времени в печати появляется информация о встрече с А. в разных обличьях. В Х1Х в. Образ А. окончательно переходит в литературу. Сюжет легенды оказался особо привлекательным для романтиков; экзотика, картины сменяющихся эпох и стран, эмоциональные переживания, обреченность, мировая скорбь, все это давало большие возможности для различного рода сюжетов при написании романов. Современный вариант «агасферовского» сюжета дал в своем рассказе «Город бессмертных» аргентинский писатель Х. Л. Борхес.
АГАТ - один из мистических камней-талисманов. Название происходит от названия реки Ахатес на Сицилии, где с давних пор обнаруживался этот минерал - разновидность халцедона. Агат - камень планет Сатурна и Нептуна в знаках земли. Агат связан с зодиакальным знаком Тельца. Считается талисманом мая. Агат предохраняет от сглаза и ядов, дарует его обладателю долголетие и здоровье. Белый и желтый агат способствует доброте, мягкости, внутреннему спокойствию и уверенности. В древности его считали оберегом от колдунов и вампиров. Его посвящали богине Помоне, покровительнице урожая и садоводства. Это талисман честных тружеников-фермеров-садоводов. Черный агат — мужской талисман. Он защищает от опасности и злых сил, но вызывает печаль. Особенно ценились в средневековой Европе черные агаты. Такая разновидность камня дает власть над злыми силами, а потому служит оберегом. Но вместе с тем агат может ввергнуть владельца в печаль. Слоистые агаты наделяют мужчин любовными чарами. Целители давали больному, томимому жаждой, подержать агат во рту, что должно было облегчить его страдания. Моховой агат способствовал урожаю и охранял от злодеяний. Правда, его не рекомендовалось дарить как любовный талисман. У многих народов имелось представление, что агат облегчает роды. В древности в странах Востока высоко ценился моховый агат, причудливые узоры которого напоминали дремучие лесные заросли и вызывали таинственные и мистические образы. Это камень людей с пылкой фантазией, которые способны в небольшом осколке разглядеть целый мир.
Считается, что бусы из агата помогают при длительном затяжном кашле и болезнях горла. Также считается, что агат помогает от эпилепсии.
АГАТИЯР –в древнеиндийской мифологии, один из ведических мудрецов (см. Агасья), к-рый, согласно южноиндийской традиции, принес на юг Индии тамильский язык, преподанный ему Шивой. А. считался членом первой санги, наряду с Шивой, и ему предписывается создание первого тамильского трактата «Агатитиям» ( некоторые сутры этого трактата сохранились в более поздних сочинениях). Фигура А. имеет для тамилов явные черты культового героя и его имя окружено на юге Индии большим уважением. Гора Поди, где якобы он жил, почитается как священная.
АГА-ХАН –наследственный титул главы шиитской секты исмаилитов. А.-х. составляют династию, основателем к-рой был правитель Кермана (Иран) в 1У111 в. Абу-аль-Хасан, считавшийся прямым потомком шиитских имамов. Наиболее известным А.-х. был Султан Мухаммед шах (1885 – 1957 гг.) – глава исмаилитов Индо - пакистанского субконтинента. Большинство исмаилитов считали его живым Богом.
АГГЕЙ (Езд 5.1; 6.14; Агг 1.1,3,12,13; 2.1,10)—один из малых пророков, о жизни которого почти ничего не известно. Судя по Агг 2.3 можно предположить, что, когда началось восстановление храма, он был уже в преклонном возрасте. Его служение было коротким (всего несколько месяцев в 520 г. до РХ) и направлено на вдохновление народа к окончанию восстановления храма.
АГГЕЯ ПРОРОКА КНИГА—37я книга Ветхого Завета и 10я в ряду книг малых пророков (см. Библия). Была написана, как это видно из самой книги (Агг 1.1,15; 2.10), а также и из книги Ездры (Езд 1.1-5; 4.24; 6.15), в 520 г. до РХ, в год возобновления работ по восстановлению храма. В ней Господь упрекает иудейский народ за нерадение к восстановлению храма и обещает, что его слава будет больше славы первого храма.
АГГРАВАЦИЯ (от лат. aggravatio — отягощение, утяжеление) — преувеличение тяжести симптомов реально существующего заболевания или болезненности состояния. К аггравации склонны люди с истероидной акцентуацией (см. Акцентуация характера), страдающие психопатическими заболеваниями, а также лица пожилого возраста, имеющие выраженные изменения психики. Аггравацию следует отличать от симуляции, при которой из корыстных побуждений демонстрируются признаки на самом деле отсутствующего заболевания.
АГЕНОР –в греческой мифологии сын Посейдона и нимфы Ливии, царь Тира или Сидона в Финикии. Когда Зевс похитил дочь А. Европу, отец послал на ее поиски сыновей, запретив им возвращаться домой, пока они не найдут сестры. Сыновья А., видя тщетность поисков, постепенно осели в незнакомых местах, к-рые получили от их имен свои названия: Финикия – от Феникса, Киликия – от Килика, основанная Кадмом крепость в Беотии – Кадмея. В основе мифа о сыновьях А. лежат местные сказания о связи греков с Финикией.
АГЛАВРА –дочь афинского царя Кекропа, рожденного аттической землей и его женой Аглаврой. А. вместе с сестрами Герсой и Пандаросой получила на хранение от Афины ларец со спрятанном там младенцем Эрихтомием, к-рого родила Земля от семени Гефеста. Несмотря на запрет Афины, сестры открыли ларец и в ужасе там увидели младенца, часть туловища к-рого была змеиной. В безумии, насланном Афиной, сестры бросились с Акропля и погибли.
АГНЕЦ –ягненок – первенец в стаде, к-рого использовали как жертвенное животное. Употребляющее в христианстве выражение «агнец божий» означает Иисуса Христа, принесшего себя в жертву и тем самым искупившего грехи человечества. В Апокалипсисе, в молитвах и обрядах Иисус представляется А. непорочным, а на ранних фресках изображается пастухом с ягненком на плечах (олицетворение доброго пастыря). А. называется также вынутая на проскомидии часть просфоры.
АГНИ –1)в индийской мифологии бог огня. Один из главных богов Ведической религии. Культ обожествления огня в том виде, как он засвидетельствован в Ведах, возник еще в период индо-иранского единства (ср. «Авеста»). Согласно представлениям др. индийцев Агни олицетворял священный огонь, имеющий очистительную силу. В ведийской религии А. пользовался особым поклонением, соответствующим тому значению, которое придавали огню древние индийцы. Во всех случаях, когда в «Ригведе» гимны группируются в книги соответственно тому, каким богам посвящены, книги начинаются с гимнов к А. Помимо очевидным качествам огня, дающего людям тепло в холодную погоду, свет ночью и защиту от диких зверей, особую роль играл огонь жертвенного костра. Он рассматривался как посредник между людьми и богами, поскольку в его пламени сгорали жертвы, приносимые богам. А. дружественен к людям, к долгу, соединяет супругов, приносит богатство, поражает врагов, уничтожает тьму. В древних текстах он выступает совместно с Индрой, Варуной, Сомой, Ямой и др. богами. В эпический период А. сохраняет свои прежние функции. Функция А. как космической силы вводится в учение о четырех мировых периодах (см. «юга»), а функции А. как стихии преобразуются в концепцию 5-ти элементов, из к-рых состоит мир. Как особое божество А. отходит на второй план, оставаясь одним из 4-х или 8-ми хранителей мира (см. «Локопалы»); ему отдается во власть юго-запад, а иногда и восток.
2) – один из 5 элементов материи – огонь, земля вода, воздух, эфир.
АГНИ ЙОГА,или Живая Этика, Учение Жизни. В книге Живой Этики собраны знания, накопленные подвижниками за тысячелетия глубоких, многосторонних опытов жизни. А. Й. изложена в книгах, представляющих собой избранные беседы Великих Учителей (Махатм) с Н. К. Рерихами, записанные ими в течении двадцати лет (1920 – 1940 гг.) во время странствий и проживания семьи Рерихов в Индии, Тибете и других странах. Учение А. Й. состоит из следующих книг: 1) «Листы сада Мори. Зов»; 2) «Листы сада Мори. Озарение»; 3) «Община» (монгольский и рижский варианты); 4) «Агни Йога»; 5) «Беспредельность»; 6) «Иерархия»; 7) «Сердце»; 8) «Мир Огненный»; 9) «Аум»; 10) «Братство»; 11) «Надземное». Учение Жизни, по словам Е. Н. Рерих, дает новый аспект Единой Истины, соответствующей настоящей эпохе. А. Й. являет собо1й синтез всех йог и религий, дает позитивное объединение их духовных практик. А. Й. указывает на единую, бытийную, духовно-энергетическую основу мироздания – Пространственный Огонь. Эта стихия выдвигалась как сущностная во многих учениях и религиях: священный огонь Зароастра, огонь Гермеса, бог Агни в Индуизме, «Бог есть Огонь» в христианстве. А. Й. строится на двух центральных идеях Тайной Доктрины (эзотерического учения): 1) неотделимость и неотъемлемость Бога или Божественного Начала от Вселенной; 2) единство основного элемента Духо-Материи – «Материя есть кристаллизованный Дух», а «Дух есть определенное состояние Материи». Законы жизни едины для всего мира. Путь эволюции проходит через физические и духовные ступени, включая общественный и государственный строй. А. Й. представляет Вселенную множеством миров, в к-рых существует жизнь на разных ступенях сознания. Земля – один из таких миров, где проходит совершенствование человеческий дух. В А. Й. выделяются три основных плана бытия: 1) Мир Плотный (физический); 2) Мир Тонкий (астральный): Мир Огненный (ментально-духовный). Другие сферы жизни станут доступны и понятны на более высоких ступенях развития человечества. Признавая учение о перевоплощении, А. Й. , раскрывает законы эманации Духа на землю, его воплощение и развитие. Особое значение А. Й. придает учению о мысли. Мысль утверждается как важнейший творящий и движущий фактор мира. А. Й. дает понятие о психической энергии, к-рая есть великий АУМ в учениях древних. Психическая энергия есть всеначальная энергия, она лежит в основе проявления мира. Опираясь на опыт индийской йоги, А. Й. рекомендует развитие семи центров (чакр), к-рые необходимы для эволюции человеческого духа и восприятия тончайших космических энергий. Определяющем на эволюционном пути является совершенствование сознания. Основой совершенствования сознания является творчество в его многообразных аспектах, среди к-рых главное значение выполняют искусство и наука. В учении А.Й. содержатся также многие социологические, медицинские, астрологические, научные и другие знания, рассматривающие жизнь в ее многогранных аспектах. Эти знания исходят из Единого Источника и являются провозвестником Новой Эпохи.
АГНИХОТРА(«жертвоприношение огню») – ежедневный обряд ведического культа, возливание молока коровы в огонь, осуществляемый на утренней заре и вечернем закатом солнца.
АГНОЗИЯ(греч.) – нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга. Различают: 1) Зрительные А. , проявляющиеся в том, что человек при сохранении достаточной остроты зрения не может узнавать предметы и их изображения; 2) тактильные А.,
проявляющиеся в виде расстройств опознания предметов на ощупь (астереогнозия) или в нарушении узнавания собственных частей тела, в нарушении представлений о схеме тела (соматоагнозия); 3) слуховые А., проявляющиеся в нарушении фонематического слуха, т.е. способности различать звуки речи, что приводит к ее расстройству (см. Афазия), или в нарушении способности узнавать знакомые мелодии, звуки, шумы ( при сохранении элементарных форм слуха).