Формы подачи публикаций и выпуск издания

Элементы планирования полосы. Подборка – объединение нескольких материалов на основе какого-либо общего их качества. Старейшая форма подачи материалов, которая облегчает систематизацию материалов, а значит, и восприятие; позволяет глубже разработать тему.

Способы объединения материалов в подборку: поставить рубрику или плашку; отбить подборку линейками или заключить ее в рамку; поставить иллюстрации; единообразно оформить заголовки (разбить на одинаковое количество строк, набрать шрифтом одной гарнитуры, одного кегля и начертания, применить единую выключку; единообразно оформить текст – в частности: разверстать все заметки на равное число колонок, набрать все материалы на один формат, применить одну и ту же текстовую гарнитуру, начертание и кегль для набора всех заметок, унифицировать оформление вводных абзацев, эпиграфов и т.д. В большинстве случаев подборка нуждается в более сильных средствах объединения, для чего эти приемы и элементы применяются комплексно: три-четыре для одной подборки. Выбранный комплекс из перечисленных средств закрепляется за данной подборкой и повторяется из номера в номер. Сильными средствами выделения являются закрепление за подборкой постоянного места на полосе, постановка подборки в определенный день недели.

Тематическая страница – это тематическая подборка размером с полосу. Здесь еще большее значение как средство выделения в газете (комплекте номеров) имеет время их появления в определенный день недели. Большую роль играют «шапки» и рубрики, иногда иллюстрации. Как одно из главных средств выделения часто используется унификация гарнитур заголовочных шрифтов. Тематические страницы могут выделяться по оформлению в номере газеты, но в целом стиль газеты должен сохраняться.

Сегодня, когда газеты увеличили свои объемы, и каждую страницу венчает суперрубрика, следует понимать, что перед нами не тематические страницы, а именно – подборки на темы культуры, экономики, спорта и т.д. Тематическая страница ориентирована на более узкую, иногда специализированную (например, профессиональную) аудиторию – страницы для детей, юношества, молодежи, студенчества, женщин, любителей театра, защитников природы и т.п. Тематическая страница, выходящая с определенной периодичностью, рассматривает ряд широких проблем или какую-то актуальную проблему, важную для целевой аудитории.

Иногда тематические страницы занимают две смежные полосы газеты – газетный разворот. Эта форма подачи применяется и в особых случаях – для освещения какого-либо события (государственный праздник, выборы, съезды, Олимпиады и т.п.) или общественно значимой проблемы (реформа, катастрофа, жизнь пенсионеров и т.п.). В этих целях может применяться и такая форма, как страница-плакат – разовый тематический выпуск, особым образом оформленный, с таким расчетом, что его можно было вывешивать отдельно, как любой плакат. Еще один интересный опыт из советских времен – обменные страницы. Это – тематические страницы, которые одновременно готовили две дружественные, родственные редакции с целью расширения своих читательских аудиторий. Думается, сегодня такую форму можно с успехом возродить: ведь в регионах, округах налаживаются экономические, культурные, научные и др. связи между областями, значит, информационное поле закономерно расширяется, формируются новые читательская и потребительская аудитории. Ведь стал совершенно обычной практикой выпуск сменных страниц, когда основная газета «расшивает» тираж так, чтобы в определенный регион поступило основное издание с отдельной (-ыми) страницей (-ами), рассчитанной (-ыми) и подготовленной (-ыми) специально для читателей данного региона.

«Газета в газете» –также возрожденная в наши дни форма выпуска, имеющего отдельное название, систему рубрик, специфический дизайн. Это – мини-газета со своими целями и задачами, направленная на часть аудитории основной газеты. Так «Финансовая газета» на первых порах занимала ряд страниц «Известий». А «Деловой вторник» вообще готовился специально для областных общественно-политических газет, не поступая в киоски или к подписчикам в качестве отдельного издания.

Особый элемент планирования полосы – крупные материалы. Им требуется акцентированное оформление, и дизайнеры применяют широкую колонку, подбирают интересные иллюстрации, используют максимальное количество элементов заголовочного комплекса, фоновые подложки, разделительные средства… Но важно, чтобы броское оформление крупного материала не затмило и другие, пусть менее важные, но достойные внимания читателей, публикации, чтобы композиция полосы оставалась уравновешенной.

Нередко крупные материалы заверстываются газетным «подвалом» (объемный текст разверстывается либо на все колонки, либо на большую часть колонок полосы) или газетным «чердаком» (перевернутый «подвал»). Меньшие по размеру, но важные по теме или проблеме материалы могут подаваться «окном» (материал заверстывается в углу или на центральных колонках) – читатель обращает внимание на эти участки полосы.

Свое место в периодических изданиях сегодня занимают рекламные подборки, рекламные тексты как таковые. Но прежде чем остановиться на особенностях оформления газетно-журнальной рекламы, следует представить виды коммерческих текстов, с которыми приходится работать дизайнерам, макетчикам, верстальщикам.

Рекламные послания в газете или журнале по сути представлены двумя видами: прямая реклама и реклама усложненных форм (имиджевая или т.н. «косвенная»).

Прямую рекламу нередко еще называют модульной или рекламой в рамках, а под рубричной понимаются прежде всего объявления частных лиц. Но и модульные объявления нередко объединяются под той или иной рубрикой, и краткие объявления (без рамок или в рамках) от организаций, предприятий подаются под рубриками без заголовков, иллюстраций и т.п. В свою очередь краткие объявления могут подаваться и оплачиваться по модулям.

Реклама усложненных форм – это реклама в жанрах, заимствованных у журналистики (интервью, репортаж, статья и др.). Она может размещаться как на основе модулей, так и по особым расценкам, оговоренным в прайсах. Если определение «имиджевая» еще можно принять, то определение этой рекламы как «косвенной» некорректно. Рекламные статьи или рекламные интервью должны помечаться тем или иным маркером (чаще всего – «На правах рекламы»), и рекламодатель рассчитывает на прямой рекламный эффект. Косвенный же рекламный эффект возникает (или не возникает) после прочтения обычного журналистского (не оплаченного!) материала или пресс-релиза, также опубликованного на бесплатной основе.

Возможности и того и другого видов рекламы велики сами по себе, их только следует знать и использовать, решая конкретную рекламную задачу.

Рассмотрим структуру газетно-журнального модульного объявления, которое, кстати, может быть оформлено и без рамки. Вот его составляющие: товарный знак (логотип), заголовок или заголовочный комплекс, слоган, информационный блок, иллюстрации, купон, графические средства.

Товарный знак, как правило, размещается справа вверху.

Заголовочный комплекс может включать в себя рубрику, основной заголовок, подзаголовок.

Слоган в объявлении является либо самостоятельным элементом фирменного стиля (располагается над или рядом с товарным знаком, а при повторе – 2-4 раза – компонуется с другими элементами рекламного объявления по всему его полю), либо элементом заголовочного комплекса. При этом слоган может и замещать основной заголовок (подзаголовок).

Информационный блок призван выполнять ряд задач, поставленных рекламодателем (представлять ассортимент Т/У, выделяться среди конкурентов, побуждать потребителей к действию и др.), поэтому он так же, как и все рекламное послание, достаточно жестко структурирован: лид («врезка», «вводка», «корзинка»), основной текст, «вынос в тексте» (так выделяются коммерческое предложение, скидки и льготы и др.), подписи и комментарии, реквизиты (адрес и связь, подписи и др.). «Врезка» может быть развернутым подзаголовком или началом текста.

В качестве иллюстраций выступают и имиджевые фотографии, и фотопортреты, и снимки, на которых изображены заказчики, посредники, продавцы, клиенты, сами товары, здания, интерьеры и др., и рисунки , и их комбинации, и инфографика (схемы, карты, таблицы, диаграммы и др.). Иллюстрации сопровождаются подписями или комментариями, относящимися к отдельным частям фотографий или рисунков.

Купон подается как неразрывная часть рекламного послания, но при этом может составляться и оформляться как «вынос в тексте» или как самостоятельное рекламное объявление.

К графическим элементам рекламного объявления отнесем титульные и текстовые шрифты, линейки, рамки, украшения (маркеры), цвета, фоны, иллюстрации как графические элементы (товарные знаки, логотипы, фотографии, рисунки, коллажи). Все или часть из перечисленных графических элементов могут быть фирменными.

Мы представили максимально возможное количество элементов рекламного послания. В зависимости от рекламной задачи копирайтеры и дизайнеры останавливаются на тех или иных элементах, объединяя их в особую композицию. Композиция может рассматриваться как элемент внутренней или внешней формы…

Текстовый шрифт в рекламе заведомо крупнее, чем при наборе редакционного материала, - 10-12 п. Чем крупнее размер объявления, тем крупнее кегль: если рекламодатель оплатил площадь в ½ полосы или даже целую полосу, а при этом основного текста не так много, то дизайнер, естественно, обратится к титульным шрифтам 16-20 кеглей.

Здесь чаще применяется полужирное начертание шрифта, и вообще, шрифтовые и композиционные выделения применяются более активно.

Особое значение в дизайне рекламы играет «воздух» – равноправный элемент оформления. Во-первых, текст, данный «с воздухом», воспринимается как более значимый. Во-вторых, такое объявление нередко первым бросается в глаза, поскольку остальное большинство, как правило, характеризуется активным оформлением (рамки, линейки, иллюстрации, шрифтовые и композиционные акценты, маркеры и др.).

Линейки, украшения самых разных видов привычны в рекламе. Но поскольку эти разделительные средства несут с собой стилистические приметы определенного времени, необходимо особенно тщательно продумывать систему их применения.

Серьезный рекламодатель имеет фирменный стиль, и либо заказывает оформление нового объявления в соответствии с параметрами своего ФС, либо предоставляет редакции готовый оригинал-макет (файл верстки) объявления. Рекламные разделы выглядят действительно эклектично, но рамка рекламного послания становится своего рода границей, которую во время восприятия содержания коммерческого обращения читатель как бы не переступает. Эта «условная договоренность» между субъектами и объектом рекламной деятельности реально существует.

Каждое объявление самоценно, и каждое оценивается с точки зрения содержания и формы отдельно. Рекламораспространитель (в нашем случае СМИ) может в принципе посоветовать улучшить вербальную и визуальную составляющие объявления, но в целом за его смысл и внешний вид отвечает заказчик. Хотя общее оформление рекламного раздела (компоновка и качество печати), конечно же, – зона ответственности группы выпуска конкретной редакции.

Выпуск издания. Технология производства газеты состоит из нескольких этапов: набора текста и подготовки иллюстрационного материала, верстки и печати (изготовления печатных форм и собственно печати). В настоящее время все допечатные процессы (набор текста, подготовка иллюстрационного материала, макетирование, верстка) находятся в ведении самой редакции или же типографии выполняют эти виды работ по заказу редакций.

Остановимся на макете полосы – графическом плане верстки. В некоторых редакциях отказываются от макетов, считая, что в нем необходимости: если стиль оформления создан, если он занесен в память компьютера, зачем считать строки заранее; если компьютерная технология позволяет и ужимать текст, и расширять его при помощи кернинга и трекинга, нужен ли тщательно проработанный макет? Вместе с тем точный объем материалов, размещаемых на конкретных полосах и в номере, следует определить уже до начала планерки, когда утверждается план номера и полос. Тогда можно избежать случайных материалов «в досыл», осуществлять верстку строго в соответствии с редакционными планами.

Заранее нарисованный макет (желательно на бланке 1:1 при формате газет А3 и А4) – это продуманная композиция, баланс постоянства и новизны, когда в рамках устоявшейся модели дизайнер импровизирует, ищет и находит оформительские «сюрпризы», отказ от произвольного интерлиньяжа или кегля шрифта. Иначе – это культура дизайна и мастерство. Ведь как много еще газет, сверстанных казалось бы профессионально, но имеющих слишком общее «лица выраженье». Сразу понимаешь, что оформитель не читал материалов и даже не попытался своими средствами отобразить сложные внутренние связи между заметками, репортажами, интервью, корреспонденциями – в результате читателю предложили не «концерт газеты», а «плохую самодеятельность».

При макетировании употребляются специальные условные обозначения текстовых колонок, иллюстраций, линеек и т.д. Колонки могут быть показаны такими знаками: «змейкой», стрелками, зигзагом, штриховкой и кривой. Иллюстрации изображаются в виде диагонали, «конверта» и штриховки. Линейки обозначаются прямыми линиями и «расписываются» на макете, то есть указывается их характер (газетная светлая, двухпунктовая жирная, ассюре и т.п.). Если в газете нет определенной системы расположения (выключки) заголовков, то они записываются на макете так, как должны стоять на полосе. При наличии определенной системы выключки достаточно бывает записать первое слово названия публикации.

Разверстка материалов может быть симметричной, асимметричной («внакрут») и версткой с подчеркнутой асимметрией.

Работники секретариата выбирают те или иные приемы макетирования (1):

1. Планово-композиционный. Материалы разверстываются в той последовательности, в какой они обозначены в плане.

2. Традиционный прием макетирования. Он предусматривает постановку в чердаке или подвале наиболее крупного материала, который по диагонали уравновешивается другой, сравнимой по размерам публикацией («мельница», «вертушка»).

3. «Гвоздевой» прием макетирования. Самая ударная публикация ставится в зрительный центр полосы в окружении, как правило, мелких заметок.

Применяются специфические термины, связанные с размещением материалов на полосе: «на открытие» (левый верхний угол полосы), «на отлет» (правый верхний угол полосы), «стояк» (две-три колонки сверху донизу), «чердак» (верхняя часть полосы), «подвал» (нижняя часть полосы), «подвал на разворот» (или «нараспашку»), «внакрут» (разверстка всего блока – подборки материалов на одну тему – на две и более колонок, внутри же блока заметки идут одна за другой), «мельница», или «вертушка» (размещение двух крупных материалов, которые уравновешивают друг друга по диагонали).

Бланк макета представляет собой сетку, показывающую расположение стандартных колонок, межколонных пробелов, имеющую модуль – 10 или 5 петитных строк по высоте… Сетка создается самими макетчиками для облегчения и ускорения процесса макетирования, страхуя от ошибок при верстке и переверстке. Бланк макета можно усовершенствовать: во-первых, создать несколько шаблонов – например, на 6, 7 и 8 колонок для газет форматом А2, ввести вертикальные шкалы для нонпарельных, петитных, боргесных и корпусных строк и горизонтальную шкалу, на которой обозначить ширину полосы, колонок, межколонных пробелов в квадратах и пунктах. Вообще, работая над композиционно-графическими моделями газет, журналов, макетами буклетов, проспектов, книг, необходимо каждый раз создавать новые, в зависимости от задачи – более простые или более сложные, шаблоны. К примеру, полосу газеты формата А3 можно верстать на 4 широких и одну узкую колонки (причем, узкая колонка при необходимости «передвигается» по горизонтали).

Желательно в секретариатах иметь и таблицы вместимости шрифтов: для основных и дополнительных гарнитур шрифтов, при наборе текстов на стандартный и ряд нестандартных, чаще всего применяемых, форматов. Это особенно было необходимо в «эпоху линотипного набора и «металлической» верстки», когда требования к макету были крайне жесткими – «дыры» и «хвосты» не только возмущали верстальщиков (метранпажей), но, главное, задерживали верстку, приводили к случайным графическим решениям… Ведь прежде макеты отправляли в наборный цех вместе с размеченными текстами – на какой формат и каким шрифтом набирать, где применять другую гарнитуру, инициалы и т.п., к тому же выпускающий размечал отдельный список заголовков и рубрик, набираемых либо вручную, либо на строкоотливной машине. Потом гранки набора, отлитые заголовки, клише (фотографические или полутоновые, рисованные или штриховые) попадали на талер – рабочий стол верстальщика, собиравшего из всего этого, а также из бабашек, марзанов, шпон, линеек, полосы в специальной верстальной раме.

Сегодня – время электроники. Все допечатные процессы осуществляются в редакции, во многих типографиях уже нет ни цеха цинкографии, ни наборного цеха с линотипами или фотонаборными автоматами: линотиписты переквалифицировались в операторов ЭВМ, а верстальщики – в компьютерщиков… Последние нередко имеют высшее образование, являясь программистами того или иного уровня. Они работают с Интернетом, осваивают все новые и новые пакеты программ, но, к сожалению, не все имеют представление о таком понятии, как «эстетика печатного листа», большинство действует по наитию. Во многих редакциях отказываются от заместителей ответственных секретарей, традиционно работавших над графическим планом номера – ответственные же секретари также не тратят время на макетирование, отдавая утвержденные на планерке материалы сразу на верстку…

Между тем, даже при наличии стабильного стиля оформления каждая полоса должна иметь оформительскую идею – у дизайнера есть масса возможностей для импровизации (подача элементов заголовочного комплекса, фотографий, рисунков и проч.). Кстати, хорошо подключать к процессу макетирования художников и фотографов, у которых свое видение газетной графики.

Отдельно следует сказать и о полиграфической линейке, который практики называют строкомером. Современные верстальщики отказываются от этого инструмента, объясняя, что на дисплее компьютера все обозначено, а делать вычисления помогает калькулятор… Но линейка нужна не верстальщикам, а прежде всего дизайнерам – тем, кто занимается макетированием. Она совмещает в себе как типометрию, так и метрическую систему мер, к тому же содержит основные величины, применяемые при оформлении печатной продукции, – нонпарель, петит, корпус, цицеро. При помощи строкомера легко рассчитать точный размер будущей иллюстрации. Наконец, используя металлическую линейку, можно нарисовать аккуратный, понятный до деталей макет. Причем полиграфическую линейку легко изготовить самому, наклеив на обычную тридцатисантиметровую линейку с той и другой стороны бумажный вариант строкомера (оригинал можно сканировать из любого учебника по производству и оформлению газеты или же создать на компьютере).

Полиграфическая линейка как бы вобрала в себя многовековой опыт типографского дела, закрепив гармоничные пропорции (вспомним о «золотом сечении»), те размеры, которые соответствуют особенностям человеческого восприятия печатного орнамента, а, если конкретнее, – букв, цифр, символов, пробелов, линеек и т.д.

Дизайн газеты (журнала) – это особое искусство, требующее от оформителей знаний не только в области элементарной математики, но и техники и технологии печатного дела, а также эстетики газетной графики. Оформление газеты – процесс, в котором участвует коллектив профессионалов: операторов ЭВМ, корректоров, макетчиков, художников, фотографов, верстальщиков, ответственных секретарей или их заместителей. Каждый вносит свою лепту в производство номера, и каждый должен быть профессионалом в своем деле. А ему следует учиться, в том числе и у мастеров прошлого. Конечно, массовая газета, по определению, предназначена для большой аудитории, но перспективы у газетной графики велики, совершенствованию мастерства дизайнеров нет предела.

Итак, искусство оформления периодического издания необходимо предполагает: уяснение идеи полосы (номера); подбор определенных материалов для выражения этой идеи; подбор определенных композиционных и графических средств для ее эмоционального воплощения. Макетируя полосы и руководя их версткой, важно учитывать весь комплекс постоянных элементов: заглавие, страницы номера, текстовые материалы и заголовки к ним, иллюстрации, служебные детали. Номер – конечный продукт творчества журналистов, журналистов-оформителей и полиграфистов.

Корректура и корректурные знаки. В процессе подготовки печатной формы производится корректура – процесс чтения оттисков с набора с целью выявления и исправления грамматических и технических ошибок при наборе оригинала или верстке полос. Следует различать корректуру и правку набора. «Главная цель процесса корректуры – обеспечить точное соответствие печатной формы оригиналу и добиться грамматического и технического совершенства текста в печатном произведении путем внимательного чтения корректурного оттиска, сличения его с оригиналом (или предыдущим корректурным оттиском) и указания на нем с помощью системы специальных корректурных знаков всех видов ошибок и недостатков.

Главная цель процесса правки набора – обеспечить точное соответствие печатной формы корректурному оттиску путем исправления в ней всех ошибок и недостатков, отмеченных корректором в процессе корректуры» (2).

Технологический процесс предполагает многочисленные корректуры: правку, сверку, сводку. Причем этой работой занимаются не только специальные корректорские службы, но и журналисты. Безбумажная (дисплейная) корректура, возникшая в связи с внедрением в производство периодических изданий компьютерных технологий, производится на первых двух этапах (когда оригинал вычитывается самим автором и когда корректор осуществляет первую корректуру в экранном режиме – в старых технологиях это называлось чтением гранок). Затем корректоры работают с оттисками сверстанных полос. Помощник корректора – подчитчик читает вслух текстовый оригинал, корректор проверяет и исправляет грамматические ошибки в оттиске при помощи корректурных знаков (см. Приложение). Параллельно полосы должны читать в соответствующих отделах редакции, в секретариате и редакторате. Из числа журналистов назначается дежурный по номеру. Дежурная бригада сводит всю правку в один экземпляр, который передается верстальщикам (в некоторых редакциях исправления в сверстанную полосу вносят непосредственно корректоры на экране видеотерминала). Следующими идут этап сверки и контрольное чтение перед подписанием полосы «в печать» или «в свет».

Ключевые понятия:

Боди-копи – основной текст рекламного объявления.

Бокс – газетное рекламное объявление, помещенное в рамку.

“Бутерброд” – акцентированные части, отделенные от основного текста линейками сверху и снизу; материал, заверстанный в другой материал большего размера.

Вербунг (немецк.) – реклама; привлечение, вербовка.

Вкладыш – средство печатной рекламы, представляющее собой лист высококачественной бумаги с помещенным на нем рекламным посланием и вкладываемое в газету или журнал.

“Врезка” (“вводка”, “корзинка”) – небольшое введение, объясняющее читателю газеты содержание и значение нижерасположенного материала.

«Гвоздь» – ударный материал в газете.

Двоичное деление полосы – принцип формирования рекламного модуля – 1/2, 1/4, 1/8, 1/16 и т.д. газетной (журнальной) полосы.

“Закрытие” – правый нижний угол полосы газеты.

Имидж-реклама – реклама по созданию благоприятного образа фирмы, товара, услуги.

“Колодец” – редакционный материал, обрамленный с двух сторон и снизу рекламой.

Компот-макет – сумбурная верстка, полоса со множеством шрифтов разных кеглей и рисунков, с нагромождением заголовков.

Копи – рекламный текст.

Корректура – процесс исправления ошибок и устранения технических недостатков в корректурном оттиске; совокупность корректурных исправлений, сделанных на оттисках в процессе их чтения.

Купон – талон, представляющий собой отрезаемые (вырезаемые) части рекламных объявлений, дающий право приобретать товары по льготным ценам.

Лид – первое предложение или абзац информационного сообщения; газетная информация, помещенная на видном месте; наиболее важное сообщение.

Лозунг рекламный (слоган, девиз) – четкая, ясная и лаконичная формулировка основной темы рекламного обращения (постоянный лозунг – элемент фирменного стиля).

Макет – графический план полосы, предназначенный для ее верстки.

Марка – название, термин, знак, символ, рисунок или их комбинация, предназначенные для идентифицирования продукта продавца или группы продавцов и дифференцирования его от продуктов конкурентов (может включать марочное имя, марочный знак и товарный знак; различаются марка производителя и частная марка).

Модуль – кратная величина площади печатной полосы, используемая для создания гармоничных пропорциональных композиций (модульная верстка); единица поверхности при покупке площади рекламных объявлений (модульная реклама). Это – прямоугольник шириной в колонку и стандартной высоты.

Монтаж – соединение частей (фактов, явлений, предметов) в целое и сопоставление этих частей.

Оригинал-макет – сверстанная, выведенная на принтере или выклеенная полоса газеты или журнала (сверстанное рекламное объявление), предназначенная для утверждения, подписания “в свет” редактором (заказчиком); текстовый и графический материалы, объединенные в едином макете, с которого средствами полиграфии производится печать.

“Открытие” – левый верхний угол полосы газеты.

Переверстка – изменения в готовой полосе. Применяется, если необходимо поставить более важный, чаще – оперативный, материал или в случае грубой композиционной ошибки.

Подборка – старейшая форма подачи материалов в газете, представляющая собой объединение нескольких материалов на основе какого-либо общего их качества.

“Подвал” – нижняя часть полосы; крупный материал – статья, очерк, рецензия, – размещенный в нижней части полосы. Различают полный или неполный “подвалы”, “подвал” на разворот.

“Подверстка” – небольшая заметка, поставленная под более крупным материалом.

Постер-макет – макет, в котором доминирующую роль играет иллюстрация.

Правка – процесс и результат изменения текста произведения на всех этапах подготовки его к выпуску в целях совершенствования его содержания, литературной, редакционной и графической формы. Различают редакционную и корректурную правки.

Разворот – форма подачи материалов на двух внутренних смежных страницах. Различают разнотемный и тематический развороты.

Разверстка – расположение материалов на полосе.

Редакционная коллегия, редакционный совет – совещательные органы, создаваемые в редакции из числа наиболее квалифицированных сотрудников или наиболее авторитетных экспертов в различных сферах деятельности для решения принципиальных вопросов (организационных, производственных, творческих), возникающих в процессе деятельности редакции.

Репринт – повторный тираж.

Рубричная реклама – рекламные объявления, сгруппированные по видам предлагаемых услуг или товаров.

Сверстать – скомплектовать полосу или газету в целом.

Слоган – девиз, краткая фраза, выражающая позицию фирмы или основную мысль рекламного обращения.

Специальный номер – особый выпуск, посвященный важной теме, событию.

Тематическая страница – тематическая подборка, занимающая всю полосу. Материалы объединяются по какому-либо основанию: теме, определенной группе читательской аудитории (спецвыпуск), отделу газеты, подготовившему страницу и т.д.

Фальцовка – процесс сгибания печатных листов в определенном порядке с фиксацией сгибов для получения тетради со страницами в нужную долю листа.

Целевая полоса – страница, посвященная одной важной и злободневной теме.

«Чердак» – верхняя часть полосы; крупный материал – корреспонденция, статья, очерк, – размещенный в верхней части полосы. Различают полный или неполный “чердаки”, “чердак” на разворот.

Сноски и примечания:

1. Cм.: Галкин С.И. Уроки макетирования. М., 1987.

2. Словарь-справочник автора. М., 1979.

3. Шульмейстер М.В. Книжно-журнальная верстка. М., 1978, с. 167.

Литература:

Волкова В.В. и др. Дизайн газеты и журнала. М.. 2003.

Галкин С.И. Уроки макетирования. М., 1987.

Дизайн периодических изданий. М., 2001.

Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. М., 1977.

Рабочая книга редактора районной газеты / Опыт, методики, рекомендации. М., 1988.

Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001.

5.Эстетика печатной полосы

и тенденции в оформлении периодических изданий

Наши рекомендации