Развитие эффективных навыков запись данных


Цитирование источников в речи

В своих публичных выступлениях, как и в любом

разговоре, где вы используете идеи, которые не яв

ляются вашими собственными, вы должны ссылать

ся на первоисточники. Включение ссылок на источ

ники не только помогает аудитории оценить содер

жание речи, но и увеличивает доверие к вам. К тому

же, цитаты из источников будут бесспорным свиде

тельством глубины проделанных вами исследований.

Отсутствие ссылок на источники, особенно, когда вы

Навык

Составление конспекта

в виде письменных за

меток с указанием ис

точников.

Использование

Запись информации и

сведений о ее источни

ках для использования

в речи или для того,

чтобы предоставить эти

данные всякому, кто за

хочет проверить точ

ность информации.

Процедура

В левом верхнем углу

обозначайте тему.

Каждое заявление о

фактах или экспертное

мнение записывайте на

отдельную карточку для

заметок размером 10х15

см или больше. Все ци

таты должны быть за

ключены в кавычки.

Если источник — кни

га, запишите имя авто

ра, название книги, све

дения об издателе, дату

выхода книги и номера

страниц, откуда взята

информация.

Если источник — жур

нал или газета, запи

шите имя автора ста

тьи, если оно приводит

ся, название статьи,

название журнала или

газеты, дату выхода и

номера страниц, откуда

взята информация.

Если источник — веб

сайт, запишите адрес

сайта, имя автора и на

Пример

Собирая материал для

речи о финансовых про

блемах почтовой служ

бы США, Тамика обна

ружила статью с подхо

дящей информацией.

В левом верхнем углу

карточки размером

10х15 см она написала

«Долг почтовой службы

США». Затем она выпи

сала данные, которые

нашла в статье: «После

пяти лет работы с поло

жительным балансом

почтовая служба США

залезла в долги на це

лых 3 миллиарда долла

ров, — это самый боль

шой дефицит за всю ее

современную историю».

Мариан Лавель, «Поче

му почтальон не может

получать прибыль: пол

ный комплекс услуг до

рого обходится почто

вой службе», U.S. News

& World Report, 9 апреля

2001 г., с. 46.

звание материала, если

они даны, заголовок, под

которым вы нашли ин

формацию, и дату посе

щения вами этого сайта.

Глава 13 · Проводим исследования

ПРОВЕРЬТЕ СВОЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ



Подготовка карточек

С заметками

Пользуясь информацией из

книг, журналов, газет или источ

ников в Интернете, которые вы

перечислили в рабочей тетради

под пунктом 13.1, подготовьте

шесть карточек с заметками, со

держащими нужную вам инфор

мацию: примеры, статистические

данные, анекдоты и повествова

ния, сравнения и противопостав

ления или цитаты.

Заполняя карточки, убедитесь,

что вы включили в них все необ

ходимые сведения об источниках,

перечисленные в этом разделе.

представляете информацию, которая предназначена

доказать спорное положение, будет неэтичным.

В письменных докладах идеи, взятые из других ис

точников, сопровождаются сносками; в устном вы

ступлении такие замечания должны быть включены

в контекст изложения материала. Совсем не обяза

тельно, чтобы указание на источник содержало в себе

всю библиографическую информацию. На рис. 13.4

дано несколько примеров того, как можно сделать

ссылку на источник во время произнесения речи.

Хотя вы, конечно, не собираетесь загромождать

свою речь книжными цитатами, не забудьте, тем не

менее, упомянуть источники вашей самой важной

информации.

РЕЗЮМЕ

Для хорошего выступления требуется точная ин

формация. Вам нужно знать, где и какую искать ин

формацию, как ее записывать и как цитировать ис

точники и ссылаться на них в своей речи.

При поиске материала сначала попытайтесь ис

пользовать собственные знания, опыт и наблюдения.

Затем обратитесь к внешним источникам информа

ции: библиотекам и электронным источникам, интер

вью и опросам. Ищите материал в книгах, периоди

КАК БЫ ПОСТУПИЛИ ВЫ? Вопрос этики

ческих изданиях, энциклопедиях, статистических

сводках, биографических источниках, газетах, прави

тельственных публикациях, компьютерных катало

гах и базах данных, а также в Интернете. Бегло про

смотрев материал, вы сможете быстро оценить источ

ники и определить, стоит ли читать их целиком.

Есть два основных типа вспомогательного матери

ала для вашей речи — изложение фактов и эксперт

ные мнения. Изложение фактов — это сообщения,

содержащие данные, которые можно проверить. Экс

пертные мнения — это интерпретации фактов, сде

ланные квалифицированными и авторитетными

людьми. Хотя вы, конечно, будете использовать что

то из найденного вами материала, вы, возможно, за

хотите представить информацию в другой форме.

В зависимости от темы и цели вашей речи, вы може

те использовать факты и мнения в устном изложе

нии, как примеры, анекдоты, повествования, статис

тические данные, цитаты, сравнения и противопос

тавления.

Хороший метод конспектирования материала, ко

торый вы, возможно, захотите использовать в своей

речи — это записывать каждую часть информации

вместе с необходимыми библиографическими дан

ными на отдельной карточке. По мере того как объем

вашей информации будет расти, сортируйте матери

ал, объединяя под общим заголовком информацию,

относящуюся к одному разделу темы. Во время вы

ступления ссылайтесь на источники информации.

— Дэн, я подумал, не послуша

ешь ли ты мою речь, которую я

буду произносить завтра перед

классом. Это займет не больше

пяти минут.

— Хорошо.

Том и Дэн нашли пустую ауди

торию, и Том быстро произнес

речь.

— Что ты об этом думаешь?

— По моему, звучит неплохо. Я

мог следить за ходом твоей речи, —

я понимал, чего ты хочешь до

биться. Но я не совсем уверен на

счет той части, где ты приводишь

статистические данные. Ты не ука

зываешь ни одного источника.

— Да, но я, честно говоря, не

помню источников.

— Ты так точно помнишь стати

стику, но не помнишь источни

ков?

— Да нет, я не так уж хорошо

помню эту статистику, но я думаю,

что даю ее примерно правильно.

— Хорошо, но ты же можешь

проверить ее, правда?

— Проверить? Где? Это отни

мет у меня не один час. Да и, в

конце концов, я же говорю, я ду

маю, что даю ее примерно пра

вильно.

— Но, Том, мне кажется, для

того, что ты говорил, все таки

нужна точная статистика.

— Послушай, поверь мне, —

никто ни слова об этом не скажет.

Ведь ты уже сказал, что моя цель

ясна, мои главные положения

ясны, и я выгляжу так, как будто

знаю, о чем говорю. Это все, что

интересно Гудвину, — я уверен.

— Хорошо, Том, как скажешь. Я

просто думал, что я должен спро

сить тебя об этом.

— Ничего, спасибо за то, что по

слушал. Я думаю, я в хорошей

форме, но мне хотелось еще раз по

практиковаться перед кем нибудь.

— Ну что ж, удачи!

Что вы думаете по поводу оцен

ки Томом реакции на свое обраще

ние со статистикой — «Никто ни

слова об этом не скажет»?

Есть ли у Тома какие нибудь

этические обязанности? Если да,

то какие?

:

,

Þ

:

·

·

·

·

·

·

·

·

ï

Þ

ïï

Þ

Þ ?

Þ

?

Þ

ïï

?

?

?

?

?

?

,

¾

.

, ¾

.

Þ

.

Þ

Þ .

— Þ ,

,

,

Þ .

Þ ,

?

,

 

Глава 14 · Организуем материал

Впечатления Троя и Бретта вполне естественны.

Даже известные ораторы порой грешат плохо состав

ленными речами, хотя правильно спланированное

выступление быстрее достигнет своей цели, чем

спонтанная речь. В этой главе мы расскажем о том,

как лучше всего организовать и подать материал

речи для конкретной аудитории. Чтобы правиль

но выстроить речь, нужно: 1) спланировать основ

ную часть речи; 2) подготовить вступление; 3) под

готовить заключение; 4) перечислить источники;

5) сформулировать основные положения. Основные

положения — это не краткое изложение всего докла

да, а своеобразный маршрут, по которому будут сле

довать мысли ваших слушателей. Подготавливая

выступление, используйте основные положения, что

бы проверить логичность и убедительность вашей

речи, прежде чем написать ее и приступить к репе

тиции выступления.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ

РЕЧИ

кредитную карту», он уже знал, о чем расскажет в

своей речи. Но только после того, как он собрал до

статочно информации, он смог выделить семь пунк

тов, которые могли бы стать главными критериями

выбора подходящей кредитной карты:

· Процентная ставка

· Удобства

· Скидки

· Размер годового сбора

· Возврат переплаты

· Репутация учреждения

· Места постоянного обслуживания

Перечислив несколько предполагаемых основных

пунктов плана вашей речи, вы можете выбрать наи

более важные из них для формулировки тезиса. На

пример, Эмминг заметил, что в некоторых источни

ках говорилось одновременно о важной роли процен

тной ставки и размера годового сбора. Кроме того,

почти все источники сообщали о других стимулах,

использующихся продавцами карт, — скидках и иных

льготах. Эмминг вычеркнул редко встречающиеся

пункты и соединил в один пункт преимущества. Те

перь его список выглядел следующим образом:

Поскольку вступление предшествует основной

части, многие ораторы уверены в том, что именно с

него следует начинать планирование речи. Однако

трудно думать о вступлении, не рассмотрев весь ма

териал. Лучше сначала подготовить основную часть

речи: напишите главный тезис, выберете и определи

те основные пункты плана и определите порядок их

· Процентная ставка

· Удобства

· Скидки

· Размер годового сбора

· Возврат переплаты

· Репутация учреждения

· Места постоянного обслуживания

льготы

изложения. Планируя основную часть речи, вы мо

жете подобрать примеры или доводы, которые объяс

няют, подтверждают или иллюстрируют ваши основ

ные мысли. Об иллюстративном материале мы пого

ворим позже в этой главе.

Тезис

Когда вы соберете необходимую информацию,

начните составлять речь с того, что сформулируйте

тезис, в одном предложении выражающий общую

цель вашего выступления. Чем отчетливее будет ваш

тезис на этой стадии подготовки, тем легче вам бу

дет выбрать, сформулировать и упорядочить основ

ные идеи. Например, Эрин играет в университетской

женской команде по волейболу, поэтому она хорошо

знакома с соответствующей темой и может сразу за

писать следующий тезис: «Три составляющих эффек

тивной подачи в волейболе — это хороший подход,

энергичный размах и сильный удар».

Однако часто вы собираете разнообразную инфор

мацию, связанную с конкретной целью речи. Затем

вы решаете, какая информация наиболее важна для

достижения вашей цели. Рассмотрим пример, иллю

стрирующий, как проходит процесс выделения ос

новных положений доклада, когда собрана большая

часть нужной вам информации.

Когда Эмминг изложил конкретную цель своего

выступления: «Я бы хотел, чтобы слушатели узнали

о главных критериях, по которым следует выбирать

Теперь Эмминг с помощью обновленного списка

так сформулировал свой тезис: «Три критерия, кото

рые позволят слушателям подобрать подходящие

кредитные карты, это уровень реальной процентной

ставки, размер годового сбора и предлагаемые льго

ты».

Тезис — цель выступления, сформулирован

ная в одном предложении.

Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

Написание тезиса

1. В рабочей тетради под пунктом 14.1 запиши

те пробную цель вашей речи. Например, цель

Эмминга была следующей: «Я хочу, чтобы люди

научились выбирать наиболее удобную для себя

кредитную карту».

2. Перечислите компоненты цели, которые мо

гут стать основными пунктами вашей речи. На

пример, у Эмминга таковыми были процентная

ставка, удобства, скидки, размер годового сбо

ра, возврат переплаты, репутация учреждения

и места постоянного обслуживания.

3. Оцените темы из вашего списка и выберите

отдельные компоненты, которые лучше всего

отражают цель речи.

4. Объедините эти основные пункты в закончен

ное предложение, которое будет вашим тези

сом.

Формулирование основных

Положений

Определившись с тезисом, можно приступать к

формулированию основных идей, которые образуют

главную часть вашей речи. Основные положения —

это развернутые предложения, представляющие

идеи, содержащиеся в тезисе. Основные положения

можно рассматривать как ключевые компоненты ва

шей речи — идеи, которые должны запомнить ваши

слушатели, даже если большего они запомнить не

смогут.

Основные положения — развернутые

предложения, представляющие идеи, содержа

щиеся в тезисе.

Наши рекомендации