Мышление и взаимосвязь познавательных
Процессов
Этапы выполнения контрольной работы:
1. Изучите рекомендованную литературу, познакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы; используйте необходимый материал в контрольной работе.
2. раскройте следующие вопросы в теоретической части своей контрольной работы:
- дайте общую характеристику мышления;
- охарактеризуйте проблемный характер мышления;
- охарактеризуйте мыслительные операции и формы мышления;
- дайте характеристику видов мышления;
- охарактеризуйте качества ума, необходимые современному специалисту.
3. Определите объект исследования (члены студенческой группы, профессиональной группы и т.п.).
4. Изучите методику предлагаемого исследования, приготовьте необходимые материалы и оборудование (протоколы, таблицы, набор слов-раздражителей, секундомер).
5. Проведите исследование и обработайте результаты.
6. Проанализируйте полученные результаты, сделайте выводы, подготовьте практические рекомендации.
7. Оформите контрольную работу в соответствии с требованиями.
Рекомендуемая литература
1. Гамезо М.В. Атлас по психологии /Гамезо М.В., Домашенко И.А. – М.: Пед. о-во России, 2001.
2. Петровский А.В. Психология / Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – М: Academia, 2000.
3. Немов Р.С. Психология в 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии / Немов Р.С. – М.: Владос, 2000.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Столяренко Л.Д. – Ростов н/Д: Феникс, 1997.
5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2001.
6. Кроль В.М. Психология и педагогика /Кроль В.М. – М.: Высш. шк., 2003.
7. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М., 1990.
8. Кэш А. Психология для «чайников».: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.
9. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984.
Методика проведения исследования«Мышление и взаимосвязь
познавательных процессов»
Вводная часть. Пиктограмма (рисуночное письмо) – древнейшая добуквенная форма письменности, где условным рисунком передавалось изображение какого-либо предмета или действия. Метод использования пиктограммы для анализа мышления предложен отечественным психологом А.Р. Лурия.
Исследование проводится одновременно со всей группой. Экспериментатор диктует 20 слов и словосочетаний.
испытуемым дается следующая инструкция: предложенные вам понятия необходимо будет воспроизвести после того, как я их прочитаю. Чтобы облегчить процесс воспроизведения, вам необходимо запечатлеть ту ассоциацию, которую у вас вызвало каждое слово или словосочетание.
Например, на слово «книга» у вас может появиться образ конкретной книги (рисунок открытой или закрытой книги); памятник первопечатнику Федорову (рисунок памятника); может возникнуть перевод слова «книга» на иностранный язык (запись слова); может возникнуть мысль: «Книга - источник знаний» (запись); может возникнуть образ восходящей кривой как символ растущих с помощью книг знаний (рисунок кривой) и т.п. Если ассоциация не возникла, поставьте прочерк. Постарайтесь зафиксировать именно первую мысль или образ. Качество рисунка значения не имеет.
Время, отводимое на каждый рисунок, 30 секунд.
Протоколы экспериментов оформляются по следующей форме:
Таблица 4 – Протокол эксперимента
№ п\п | Изображение понятия | Воспроизведение |
1. | ||
2. | ||
… | ||
20. |
Слова и словосочетания:
1. развитие. 11. Психология.
2. Ритм. 12. Приятный голос.
3. Тяжелая работа. 13. Ярость.
4. Жизнь. 14. Абсурд.
5. Страшная ночь. 15. Ядовитый вопрос.
6. Смелый поступок. 16. Власть.
7. Покой. 17. Зависть.
8. Скучный день. 18. Яркое впечатление.
9. Гордость. 19. Подозрительность.
10. Строгая учительница. 20. Ремонт часов.
Испытуемые в графе «Воспроизведение» должны написать те слова и словосочетании, которые вызвали у них данную ассоциацию.
Затем снова зачитываются слова- раздражители и испытуемые отмечают допущенные ошибки и неточности.
Обработка данных: ассоциации каждого протокола необходимо проанализировать и по содержанию и разнести в таблицу «Организация ассоциаций».
Таблица 5 – Организация ассоциаций
Понятие | Образ-предмет | Образ-символ | Образ- схема | Образ-слово | Мысль без образа | Ассоциация не возникла |
1.Развитие | ||||||
… | ||||||
20.Ремонт часов | ||||||
Итого: |
Если слово-раздражитель, например, «Покой» вызывает образ человека (рисунок) лежащего, спящего и т.п., то такая ассоциация заносится в графу «Образ-предмет».
Если слово-раздражитель, например, «Книга» вызывает образ памятника первопечатнику Федорову (рисунок), то такая ассоциация заносится в графу «образ-символ».
Если возникает какое-то слово на русском или иностранном языке, то такая ассоциация заносится в графу «Образ-слово».
Если слово-раздражитель, например, «Развитие» вызывает образ спирали или кривой (рисунок), то ассоциация заносится в графу «Образ-схема».
Если слово-раздражитель, например, «Вежливость» вызывает ассоциацию в виде мысли: «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость», то такая ассоциация заносится в графу «Мысль без образа».
Анализ и интерпретация результатов (проводится по каждому протоколу)
Преобладание ассоциаций типа «Образ-предмет», «Образ-символ» свидетельствует о преобладании конкретно-образного мышления.
Преобладание ассоциаций типа «Мысль без образа», «Образ-слово», «Образ-схема» свидетельствует о преобладании абстрактно-логического мышления.
1. Анализ характера изображений:
- если в рисунке – условном изображении понятия, заключенного в слове, есть элементы символики, то наблюдается тенденция к абстрактному мышлению;
- если изображения конкретные, то есть тенденция к конкретно-образному мышлению;
2. Анализ качества ассоциаций:
- быстрота возникновения ассоциаций;
- бедность или разнообразие ассоциаций;
- простота или сложность ассоциаций;
- стереотипность или оригинальность;
- степень эмоциональности возникших ассоциаций;
3. Определение уровня опосредованного запоминания (подсчет количества правильно воспроизведенных слов)
После обработки всех протоколов необходимо сформулировать общие выводы об особенностях мышления испытуемых и подготовить рекомендации.
Темперамент
Этапы выполнения работы:
1 Изучите рекомендованную литературу. раскройте следующие вопросы в теоретической части своей контрольной работы:
- понятие о темпераменте как динамической стороне психической деятельности;
- раскройте историю темперамента;
- физиологические основы темперамента;
- психические свойства, характеризующие темперамент;
- взаимосвязь темперамента и характера;
- основные характеристики типов темперамента.
2 Определите группу испытуемых (не менее 5 человек).
3 Изучите методику предстоящего исследования. Заготовьте опросные и оценочные бланки (по количеству испытуемых), опросник Айзенка, схему оценки свойств темперамента.
4 Проведите исследование. Обработайте полученные данные и проанализируйте результаты. Сделайте выводы.
Рекомендуемая литература
1. Гамезо М.В. Атлас по психологии /Гамезо М.В., Домашенко И.А. – М.:Просвещение, 2001.
2. Петровский А.В. Психология / Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – М.: Academia, 2000.
3. Немов Р.С. Психология в 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии /Немов Р.С. – М.: Владос, 2000.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Столяренко Л.Д. – Ростов н/Д: Феникс, 1997.
5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2001.
6. Кроль В.М. Психология и педагогика /Кроль В.М. – М.: Высш. шк., 2003.
Тест-опросник Г. Айзенка
Инструкция: вам будет предложено 57 вопросов. Поскольку отвечать нужно только «да» или «нет», подготовьте опросный бланк следующего вида:
Таблица 6 – Протокол исследования
Номер вопроса | Да | Нет |
1. | ||
2. | ||
… | ||
57. |
Ответы на предложенные вопросы не могут рассматриваться как правильные или неправильные. Не тратьте много времени на обдумывание. Старайтесь отвечать точно и правдиво. Некоторые вопросы могут касаться ситуаций, невероятных для вас, однако попытайтесь представить себя в этих ситуациях.
Текст теста-опросника
1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?
2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые могли бы вас поддержать, ободрить, придти на помощь?
3. Вы человек беспечный?
4. Не находите ли вы, что вам трудно отвечать «нет»?
5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-то предпринять?
6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания?
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?
9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным без достаточных на то причин?
10. Сделали бы вы все, что угодно на спор?
11. Возникает ли у вас чувство робости и смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичным вам человеком противоположного пола?
12. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?
13. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь, чего не следовало делать или говорить?
14. Предпочитаете ли вы обычно книги, телевидение, компьютер встречам с людьми?
15. Вы иногда выходите из себя, злитесь?
16. Легко ли вас обидеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли у вас мысли, которыми вам не хотелось бы делиться с другими людьми?
19. Верно, что вы иногда полны энергии, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?
20. Предпочитаете ли вы иметь немного друзей, но особенно близких вам?
21. Часто ли вы мечтаете?
22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?
23. Часто ли вас мучает чувство вины?
24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
26. считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
27. Считают ли вас окружающие человеком живым и веселым?
28. Часто ли вы, завершив какое-либо важное дело, испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?
29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?
30. Вы иногда передаете слухи, сплетничаете?
31. Бывает ли, что вам не спится оттого, что в голову приходят разные мысли?
32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то предпочитаете прочитать об этом, нежели спросить?
33. Бывает ли у вас учащенное сердцебиение?
34. Нравится ли вам работа, требующая от вас постоянного внимания?
35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
36. Верно ли, что вы всегда говорите о знакомых вам людях только хорошее?
37. Вам неприятно находиться в обществе, где постоянно подшучивают друг над другом?
38. Раздражительны ли вы?
39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?
40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-либо неприятных событий, которые только могли бы произойти?
41. Вы ходите медленно и неторопливо?
42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно, что вы любитель поговорить, и никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
46. Вы бы чувствовали себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?
47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?
49. Легко ли вас задевает критика вашей работы или недостатков?
50. Можно ли сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?
51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от мероприятия, в котором много участников?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. легко ли вам внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
56. Любите ли вы подшучивать над другими?
57. Страдаете ли вы бессонницей?
Обработка данных:
Каждый ответ является симптомом степени выраженности одного из двух свойств темперамента (экстраверсия – интроверсия, нейротизм - эмоциональная стабильность). Оба биополярных показателя изображаются прямоугольной системой координат и позволяют определить 4 классических типа темперамента и связанные с ними свойства личности (см. таблицу 8).
Экстраверсия – интроверсия:
Экстраверт – общительный, импульсивный, гибкий в поведении, подвижный, жизнерадостный, поверхностный, несдержанный, экспансивный, склонен преувеличивать. Склонен к публичным выступлениям, стремится находиться в центре внимания, непосредственен, открыт в общении.
Интроверт – спокойный, настойчивый, степенный, сдержанный, замкнутый, склонен к самоанализу, мало общителен, редко смеется, имеет депрессивные тенденции.