Чясть 2. Уроки психологии в срепнеп школе. «Милосердие — это умение почувствовать страдания дру гих
Шестой класс
«Милосердие — это умение почувствовать страдания дру гих. Но почему не все люди способны на сострадание? Я счи таю, что многие просто не способны па это. Их душа не может испытывать такие сложные чувства. Быть милосердным трудно, но приятно. Приятно осознавать, что ты кому-то нужен. Но быть милосердным — важно прежде всего для тебя, для твоей души. Без милосердия ты станешь жестоким. И долго твой жестокий мир не просуществует». Аня Седова
"п
«Золотые фразы».Подросткам предлагается придумать и записать в тетрадь собственные мысли по поводу милосердия.
ЗйнятиЕ 15. Уверенность в себе и непокорность
«Эпиграф».Занятие начинается с обсуждения ключевой фразы, которая записывается на доске и в тетради: «Сила и влияние человека подрываются стремлением к обязательному совершенству».
«Портрет».Учащиеся составляют устный коллективный
портрет ученика, которым обычно довольны взрослые (учите
ля и родители), хвалят его и ставят в пример. На доске запи
сываются его действия. •<!
Ученик: >:-
Л |
— чистит зубы;
— слушается взрослых;
— учит уроки; '
— сидит тихо;
— разговаривает вежливо.
Затем на доске добавляется перед глаголами большое НЕ, которое помогает «увидеть» непокорного и непослушного ученика.
«Закончи предложение».Учащиеся заканчивают предложения: «Непокорность мешает, когда...»; «Непокорность помогает, когда...»
Далее они делают вывод о том, что непокорность — это первый шаг проявления самостоятельности. Уверенный в себе человек может проявить непокорность, если это не вредит другим.
«Корзинка непослушания».Подростки собирают «корзинку непослушания» — вспоминают или придумывают самые интересные случаи непослушания, определяют, являлись ли эти случаи «шагами» к самостоятельности, не обижали ли они других.. Можно собрать «копилку слов» непокорного подростка и записать на доске и в тетради: не хочу, не буду, не так, нет, никогда. Затем проводится конкурс на самое «непокорное» озвучивание этих слов, делается акцент на различии между непокорностью и агрессией.
Работа со сказкой
Сказка про телефончик
Учился в одной школе сотовый телефончик. Вернее, конечно, не телефончик, а его хозяин. Но это не столь важно. Потому что телефончик каждый день ходил в школу в кармане своего хозяина и оттуда слушал все уроки. Больше всего он любил историю. А меньше всего, как ни странно, перемены, потому что в это время все ребята дружно доставали свои телефоны. И те, промолчавшие весь урок, начинали громко хвастаться друг перед другом: «Посмотрите, какой я крутой, сколько функций я имею!» — «А я круче, обратите внимание, какой у меня корпус!» — «А я...». А наш телефончик во время этих разговоров только грустил, потому что корпус у него был самый обычный и голос тоже. Правда, он умел хорошо делать свое дело — он громко звонил. Но это никого не интересовало. Все только смеялись над ним, дразнили и предлагали не позорить их и отойти в сторону.
Погрустил, погрустил наш телефончик и решил потеряться. Тихо выпал он из кармана хозяина, когда тот проходил по школьному двору, и спрятался в кустах. Там уже лежала чья-то пластмассовая кукла с закрывающимися глазами.
То ли спал он, то ли дремал, когда услышал голос своего хозяина: «Телефон, где мой телефон? Я потерял его!» Навер-