Как выбрать предмет выступления

Когда вы собираетесь произнести речь, восполь

зуйтесь теми же критериями для определения темы,

которые применяют в своей практике профессио

нальные докладчики. Сначала выясните: 1) какая

область знаний имеет для вас большое значение;

2) в какой области вы что то знаете. Затем выберите

подходящие темы из этой области.

Этим критериям, вероятно, будут удовлетворять

такие темы, как ваше призвание (основная специаль

ность, будущая профессия или работа в настоящее

время), ваше хобби или любимое занятие в часы до

Часть 4 · Публичное выступление

суга, особые интересы (социальные, экономические,

образовательные или политические). Так, если ваше

призвание — розничная торговля, ваше любимое за

нятие — теннис, но больше всего вас беспокоят про

блемы неграмотности, злоупотребления алкоголем и

наркотиками, токсичных отходов, то для вашей речи

вы можете выбрать какую то одну из этих тем.

Есть соблазн просто рассказать о чем то, что хо

тят услышать люди. Однако аудитория предпочита

ет слушать оратора из за его кажущейся компетент

ности или понимания определенного предмета. Даже

профессиональные ораторы могут попасть впросак,

если возьмутся рассуждать на малознакомые темы.

Если вы неопытный докладчик, то для вас важно

выбрать темы в таких областях, в которых вы уже

несколько лет или месяцев работали или которые

изучали.

В табл. 12.1 приводятся предметные области, назван

ные студентами из двух групп в качестве своего при

звания, хобби, интереса или предмета для изучения.

Вы будете более эффективным оратором, если тща

тельно спланируете свою речь, чтобы цель речи стала

очевидной для аудитории.



Индекс акций высокотехнологичных предприятий. — Примеч. перев.

«Медвежий» рынок — тот, где преобладают игроки на понижение, «бычий» — тот, где большая часть брокеров иг

рает на повышение. — Примеч. перев.

 

Глава 12 · Определяем цели



Основной интерес или призвание

общение

диск жокей

продажи

паблик рилейшнз

преподавание в начальной школе

торговля

репортажи

менеджмент в отелях

материнство

мода

юриспруденция

человеческие ресурсы

программирование

медсестра

врач

политика

Рис. 12.1. Списки тем учащихся

Хобби или любимое занятие

футбол

похудение

музыка

путешествия

фотография

езда на мотоцикле по горам

пешие походы

волейбол

реклама

генеалогия

альпинизм

верховая езда

парусный спорт

плавание

магия

азартные игры

Интересующая проблема

преступность

политическая этика

окружающая среда

влияние СМИ на общество

цензура

брак с представителями того же пола

налоги

политика президента

клонирование

глобальное потепление

насилие над детьми

обстановка на дорогах

неграмотность

влияние курения

права женщин

аборты

Выбор тем с помощью «мозгового

штурма»

Как только вы определили интересующую вас об

ласть, вам в голову могут прийти несколько подхо

дящих тем. Для выбора лучших из них требуется со

ставить список из нескольких тем. Чтобы стимули

ровать мышление, попытайтесь применить метод

«мозгового штурма». Как мы уже обсуждали в главе 10,

это метод свободных ассоциаций, направленный на

то, чтобы генерировать как можно больше идей.

Чтобы отобрать темы с помощью мозгового штур

ма, нужно разделить лист бумаги на три колонки. Ис

пользуйте заголовки в табл. 12.1 в качестве образца и

запишите названия предметов наверху в каждой ко

лонке. Работайте, по крайней мере, несколько минут

с каждой колонкой и придумайте по несколько тем

для каждой области. Несмотря на то, что вам, может

быть, не удастся заполнить все колонки сразу, попро

буйте перечислить, по крайней мере, двадцать тем в

каждой колонке, прежде чем вы начнете их оценивать.

Когда список в каждой колонке завершен, прочтите

заголовки и найдите темы, которые кажутся вам осо

бенно важными или могут представлять интерес для

вашей аудитории. Например, человек, который назвал

«магию» в качестве своего хобби, может назвать те же

темы, что приводятся в табл. 12.2.

Чем полезен мозговой штурм? Когда мы прибега

ем к нему, то основываемся на простом здравом

смысле. Легче выбрать правильный ответ на вопрос,

располагая несколькими возможными ответами, чем

думать об ответе на тот же вопрос, не имея никакого

выбора. Поэтому легче выбрать тему из имеющегося

списка, чем экспромтом. Вместо того чтобы спросить

«О чем бы мне нужно было поговорить?» спросите

себя: «Какая тема в каждой области мне наиболее

интересна?». Когда вы начинаете перечисление с той

области, которую вы лучше всего знаете и которая

вам интереснее всего, вы часто можете назвать двад

цать, тридцать, пятьдесят или даже больше взаимо

связанных тем.

Мозговой штурм — метод свободных ассо

циаций, направленный на то, чтобы генериро

вать как можно больше идей.

Наблюдай и размышляй

Рабочая тетрадь

Выбор тем с помощью «мозгового

штурма»

В рабочей тетради под пунктом 12.1 нарисуйте

таблицу из трех колонок. Озаглавьте первую ко

лонку в соответствии с вашей специализацией

или профессией, например «История искусст

ва»; вторую колонку — в соответствии с вашим

Хобби: магия

Фокусы

Реквизит фокусника

Постановка фокусов

Ловкость рук

Перемещение

Фокусники

Гудини

Копперфилд

исчезновение

Волшебный замок

терминология

опасности

секреты

тренировка

двери ловушки

сообразительность

расходы

постановка

карточные фокусы

животные

одежда

Рис. 12.2. Мозговой штурм

7 Психология общения



хобби, например «Шахматы»; третью колонку —

в соответствии с интересующей вас проблемой,

например «Загрязнение вод». Составьте спис

ки примерно из двадцати тем для каждой ко

лонки (см. рис 12.2).

Отметьте в каждой колонке по одной теме, ко

торая наиболее значима для вас или кажется

вам наиболее интересной для аудитории. Затем

выберите из этих трех тем одну для вашей пер

Часть 4 · Публичное выступление

Доход

Узнайте, какие доходы у слушателей — высокие,

низкие или средние.

Культурные особенности

Выясните, принадлежит ли аудитория к одной

расе, религии и национальности.

вой речи.

Место жительства

Вам требуются данные о том, живут ли слушате

ли в одном штате, городе или районе.

ОЦЕНКА АУДИТОРИИ

Поскольку речи произносятся перед определенной

аудиторией, при подготовке речи вам нужно собрать

сведения о тех, перед кем вы будете выступать. Оцен

ка аудитории — это изучение конкретной аудитории,

которая будет слушать вашу речь. Такая оценка вклю

чает: 1) сбор основных демографических показателей

для выяснения характера аудитории; 2) определение

уровня заинтересованности, знаний и установок по

отношению к вам и выбранной вами теме. Результа

ты этой оценки помогут вам отобрать подходящие

примеры, организовать и представить вашу речь в

форме, наиболее удобной для слушателей.

Оценка аудитории — изучение конкретной

аудитории для подготовки речи.

Наши рекомендации