Дифференциальный диагноз истинных и ложных галлюцинаций.

Лекция 2.Расстройства ощущений и восприятия, внимания, памяти и интеллекта.

Ощущение- исходная ступень познавательной деятельности. Благодаря ощущению внешние и внутренние стимулы становятся фактами сознания, отражающими отдельные свойства объектов.

Восприятие- психический процесс отражения предметов и явлений в целом, в совокупности их свойств.

Представление- образ предмета или явления, воспроизведенный в сознании на основе прошлых впечатлений.

Ассоциация- связь представлений.

Классификация ощущений:

-по модальностям

-по субмодальностям

-по функциональному признаку

-эволюционно: протопатические/эпикритические

Психологические свойства ощущений:

u Абсолютный порог чувствительности (порог восприятия)— минимальная интенсивность стимула, при которой осознается соответствующее ощущение.

u Чувствительность к различению— способность дифференцировать сигналы разной силы.

u Адаптация и сенсибилизация— изменение чувствительности к повторяющимся стимулам.

u Структурная сложность ощущений.

Структура ощущения складывается из рецептивного и эмоционального компонента.

Восприятие- отражение действительности в ее внешних связях и отношениях.

Расстройства восприятия:

Дифференциальный диагноз истинных и ложных галлюцинаций. - student2.ru

Дифференциальный диагноз истинных и ложных галлюцинаций.

Галлюцинации Проекция патологических образов Чувственная яркость, живость Чувство «сделанности», насильственности
Истинные В окружающее пространство «во вне» Сохранена Отсутствует
Ложные(псевдогаллюцинации) В субъективное пространство »во внутрь» Отсутствует Выявляется

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определённом объекте

Основные свойства внимания:

u устойчивость;

u сосредоточенность;

u переключаемость;

u распределение;

u объем.

Патология внимания:

Симптомы Краткая характеристика
Апрозексия Полное отсутствие (выпадение внимания)
Гипопрозексия (рассеянность) Неспособность к сосредоточению внимания
Истощаемость Неспособность к длительному сосредоточению внимания
Слабая распределяемость Сосредоточенность только на ситуационно значимом объекте (сужение «поля внимания»)
Гиперметаморфоз (отвлекаемость) Повышенная переключаемость внимания
Застреваемость (прикованность) Сниженная переключаемость внимания

Синдром дефицита внимания:

1.Беспокойные движения в кистях и стопах.

2.Невозможность спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

3.Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

4.Нетерпеливость

5.Склонность отвечать не задумываясь, не выслушав до конца вопрос.

6.Сложности при выполнении предложенных заданий.

7.Сложности сохранения внимания при выполнении заданий или во время игр.

8.Часты переход от одного незавершенного действия к другому.

9.Невозможность играть тихо и спокойно.

10.Болтливость.

11.Склонность мешать другим, «приставать» к окружающим.

12.Внешние проявления несосредоточенности на обращенную к человеку речи.

13.Склонность терять вещи необходимые в школе и дома.

14.Частое совершение опасных действий. При этом не ищет приключений или острых ощущений.

Память– процесс образования, хранения, воспроизведения и забывания следов ощущений и восприятий

Гипермнезия Гипомнезия Амнезия Парамнезии
Избирательное повышение памяти на отдельные события Снижение памяти Утрата памяти: ретроградная, конградная, антероградная, перфорационная (палимпсесты), фиксационная, прогрессирующая (з. Рибо) Качественное искажение памяти: конфабуляции, криптомнезии, псевдореминисценции

Корсаковский (амнестический) синдром:

  1. Фиксационная амнезия
  2. Дезориентировка во времени (пространстве)
  3. Парамнезии (конфабуляции, псевдореминисценции).

Дементный синдром (приобретенное слабоумие):

Тотальное; Особые виды: шизофреническое, эпилептическое,

Парциальное. органическое.

Наши рекомендации