Прирожденные организаторы жизни
Это самый надежный и ответственный тип — следовательно, лучше всего подходящий для роли менеджеров. ISTJ, как и деловым миром в целом, движет ответственность, продуктивность и практический результат. И эти качества прекрасно сочетаются друг с другом.
Мир предстает ISTJ совокупностью фактов и осязаемых объектов (S), к которым они стремятся относиться совершенно объективно (Т). Их ежедневные обязанности четко расписаны по пунктам (J), а в силу своей интроверсии (I),они кажутся сдержанными и холодными. Впрочем, внешность нередко обманчива — ISTJ преуспевают на самых разных поприщах и неплохо ладят с окружающими.
ISTJ просты в обращении и трудолюбивы. Они умеют убеждать, заботиться, верны своему слову. Важнее всего для них практические результаты, и они придают большое значение рациональному расходованию средств. ISTJ не склонны часто менять избранный курс, но если видят, что некоторые коррективы могут принести практическую пользу, быстро проводят их в жизнь и часто становятся застрельщиками нового направления в работе.
Любой женщине, принадлежащей к Мыслительному (Т) типу, приходится в нашем обществе плыть против течения, но для женщин-ISTJ это верно в особенности. И сколь бы привлекательной ни казалась исполненная ответственности и податливая природа этого типа, все равно он заключает в себе слишком мало традиционно «женских» черт. Более того, традиционалистки в душе, женщины-ISTJ прилагают изрядные усилия к тому, чтобы соответствовать привычным представлениям о женщинах — прежде всего как о матери и заботливой подруге — и не выставлять на первый план тех сторон своей личности, которые предполагают объективность и организованность (TJ). Как правило это приводит к тому, что они очень много трудятся, забывая о здоровье. И в то время, как мужчины-ISTJ редко сталкиваются с проблемами веса, женщины этого типа страдают отсутствием аппетита и другими подобными недомоганиями чаще, чем представительницы остальных типов.
К сильным сторонам ISTJ надо отнести умение действовать быстро и четко. Если они берутся за какое-то дело, то стремятся довести его до конца. Этому во многом способствует их приверженность мельчайшим деталям и сосредоточенность на конкретном. Именно ISTJ принадлежат многочисленные афоризмы, относящиеся к трудовой деятельности: «Праздность — мать всех пороков», «Мотовство до нужды доведет», «Дело мастера боится», «От работы не умирают», «Все, что делаешь, делай хорошо», «Копейка рубль бережет». ISTJ в самом деле работают, чтобы жить, и живут, чтобы работать.
Работа стоит у них на первом месте, и только потом идут семейные и общественные обязанности. Если же все это в полном порядке, тогда можно подумать и об отдыхе, которому отводится строго определенное время и место. В конце рабочего дня они часто открывают у себя дома филиал офиса. Если они заправляют семейным бизнесом, то предполагают, что в нем будут участвовать все члены семьи без исключения. Здесь выбирать не приходится: все, вносящие вклад в общее дело, оказываются в выигрыше.
ISTJ отличаются спокойствием и выдержкой, им несвойственно определять свои взгляды выразительно и шумно. Во многих ситуациях, особенно в конфликтных, твердость ISTJ необходима. Это делает их незаменимыми в разного рода непредвиденных обстоятельствах, они нужны везде, начиная от операционной и кончая полем боя. И в самом деле, ISTJ преобладают в вооруженных силах, от рядовых до генералов. И хотя в целом ISTJ представляют всего около 6 процентов населения, в вооруженных силах США они составляют 30 процентов. Четыре предпочтения ISTJ главным образом и отличают военных: объединенные, военно-морские и воздушные силы на 58 процентов состоят из Интровертов (I), на 72 из Сенсорных (S), на 90 из Мыслительных (Т) и на 80 из Решающих (J).
Если кого-то можно считать созданным специально для того, чтобы руководить, то к этой категории, вероятно, следует отнести ISTJ. На всех уровнях делового мира —от исполинской корпорации до семейного магазинчика — они обеспечивают необходимую для эффективной работы организованность и ожидают, что остальные будут действовать так же. Если они находятся на нижних ступеньках служебной лестницы, то, получая то или иное задание, и будучи Решающими (J), они могут вначале высказать известное недовольство, но потом все равно подчиниться. Пребывая на руководящей должности, они отдают приказания и ожидают подчинения. Если же наталкиваются на непокорных, то нередко теряют самообладание. Ими движет чувство долга, которое они понимают весьма широко.
К сожалению, иногда они увлекаются и теряют чувство меры. Они устремляются к конечной цели и, в погоне за практическим результатом, оставляют без внимания чувства и интересы исполнителей. Они стремятся к продуктивности, но вместо этого сеют вокруг себя враждебность, неуравновешенность и нарушения трудовой дисциплины. Представители других типов постепенно оттираются в сторону, в результате чего организация приобретает отчетливую ISTJ-физиономию.
ISTJ не только доводят до крайности окружающих, но и самим себе могут изрядно навредить. Нередко их непримиримость приводит к тому, что они стремятся все делать сами, ибо только в атом случае могут быть уверены, что все сделано так, как надо. В результате они тратят много времени на работу в одиночестве и переделывают одно и то же по нескольку раз до тех пор, пока не будут полностью удовлетворены. В большей степени, чем представители других типов, ISTJ способны довести себя до изнеможения непосильным трудом.
Плохую службу может сослужить им и их настоятельная потребность в уединении, а также нежелание открыто высказывать свои взгляды. Окружающим бывает трудно «читать» в душе ISTJ, что создает очевидные проблемы в любом трудовом коллективе. Не говоря ни слова, они напускают на себя недовольный вид, показывая, что не могут больше терпеть, хотя на самом деле это и не так. Быть может и не желая того, ISTJ занимают позицию, требующую, чтобы им все показывали и доказывали особо: «Покажите мне, что эти затраты оправданны; докажите мне, что вы правы». Их неразговорчивость часто отрицательно действует на окружающих, доставляя ненужные волнения. Неудивительно, что из ISTJ получаются неплохие служащие кредитных учреждений.
ISTJ чрезвычайно скупы на похвалу даже там, где это необходимо. Они считают само собой разумеющимся, что работа должна быть сделана вовремя, аккуратно и точно. Почему же, недоумевают ISTJ, нужно хвалить кого-то за выполнение его прямых обязанностей? Зарплата сама, по себе является достаточным вознаграждением, ну а если вас хватит на двадцать лет — мы добавим золотые часы.
Простота в подходе к проблемам общения может приводить ISTJ на такую работу, которую не назовешь иначе, нежели безыскусственной и консервативной. Представители других типов скорее посчитают, что не стоит тратить время и силы на работу в таких условиях, для них она будет скучна. (Кто-то однажды заметил, что ISTJ любят повторять: «Мы редко шутим».) Такие «удобства», как приятное кресло, красивая отделка офиса, а также внебрачные связи считаются ISTJ излишествами, неоправданным расходованием времени и денег. И, в конце концов, их погоня за продуктивностью может подорвать моральный дух коллектива.
Имея в своем распоряжении хорошие предписания, ISTJ могут стать заметными работниками, менеджерами н руководителями. Эти «хорошие предписания» обычно носят .характер строгих правил и ограничений. ISTJ подходят к жизни с тех же позиции, с которых летчик подходит к проблеме взлета: независимо от того, какая задача перед ним поставлена, ему необходим конкретный и детальный «предполетный инструктаж», он должен точно знать, когда и что делать. Поэтому, если хороший менеджер всегда начинает рабочий день приветствиями: «Доброе утро» и «Как поживаете?» (и хотя это может показаться не относящимся к вопросу продуктивности), — которые стоят у него первыми в списке обязательных дел, они становятся неотъемлемыми элементами стиля ISTJ.
Хотя для ISTJ характерна разнообразная организационная деятельность, они ведут себя очень неуверенно там, где необходимо представлять себе картину в целом (N) и учитывать межличностную динамику (F). Общая картина включает в себя слишком много неизвестного, а для ISTJ неизвестное обычно равносильно неприятному. Поэтому чрезмерное увлечение «стратегическим планированием» они считают пустой тратой времени, а когда оно необходимо, ISTJ находят всевозможные поводы, чтобы уклониться от него или хотя бы отложить на потом. Они не любят говорить о будущем — и даже планировать конкретные дела — пока не погашены сегодняшние счета и не найден выход из сегодняшнего кризиса. И в результате какая-нибудь неожиданность может поразить ISTJ как гром среди ясного неба — сосредоточенные на текущих проблемах они не принимают никаких мер против непредвиденных обстоятельств. Они считают, что гораздо лучше сделать что-то полезное уже сегодня, чем интересоваться завтрашним днем.
Решения, которые требуют ориентации на субъективную сторону проблемы, также даются ISTJ с огромным трудом. Вся область межличностных отношений представляется этому типу чем-то туманным, неопределенным, поскольку в ней мало что можно предсказать заранее и держать под контролем. Здесь дела обстоят так же, как и в ненавистных ISTJ «неточных» науках, в которых измерения и вычисления ничего не решают. Вследствие этого ISTJ стремятся избегать разного рода «щекотливых» ситуаций и даже отрицать само их существование — сюда они причисляют и такие, например, безобидные вещи, как сказать что-нибудь вроде: «Спасибо за помощь» — или выпить пива с коллегами после окончания рабочего дня. В таких ситуациях ISTJ чувствуют себя неуверенно, потому что неизвестное подстерегает их на каждом шагу, а контроль может быть потерян в любую минуту. И нет ничего страшнее подлинных межличностных конфликтов — они теряются при виде встревоженного подчиненного, не знают, что делать, когда им выражают недовольство по поводу их работы. Если у собеседника начинают дрожать губы или наворачиваются на глаза слезы, ISTJ лишаются способности действовать и сами боятся потерять самообладание. Естественно, ISTJ относятся к такому стилю поведения резко отрицательно и могут резко оборвать разговор замечанием: «Оставьте это. Слезы еще никому не помогали» — или же просто переменить тему: «Давайте забудем об этом и вернемся к работе».
все вышесказанное приводит к тому, что ISTJ стремятся как можно меньше контактировать, с Чувствующими (F), система ценностей которых слишком отлична от ценностей ISTJ — Чувствующим (F) важнее всего гармония отношений, радость и счастье, стремление найти себя в обществе. И чем лучше ISTJ осознают имеющиеся здесь различия, признают их право на существование, отказавшись от стремления непременно контролировать, а то и отвергать поведение, кажущееся им неподобающим, тем больше окружающие получат возможностей вести себя в соответствии со своим типом — к общей выгоде всех заинтересованных лиц.
Те же проблемы могут поставить в тупик ISTJ, когда дело дойдет до реализации продукции на рынке. Не принимая во внимание, что для доброй половины покупателей решающее значение имеют столь неосязаемые вещи как привлекательность, внешний вид, имидж, а то и просто чувство благопристойности, ISTJ могут произвести на свет изделие, отвечающее самым строгим требованиям технического совершенства, но не пригодное для продажи. С этой проблемой не раз сталкивались и великие рационализаторы: классическим примером может служить «Модель Т» Генри Форда, которая была прекрасна в эксплуатации, но не отвечала требованиям моды. Идет ли речь о коврике или детали автомобиля, ISTJ часто пренебрегают вопросом личных пристрастии, которые Чувствующие (F) вносят во все, что делают. К счастью, верные своему типу, ISTJ способны уяснить наличие своих слабых мест, перестроиться и приноровиться к ситуации — либо потребовав от себя большей бдительности, либо окружив себя помощниками, могущими позаботиться о том, что не доступно им. И тогда это окажется еще одной областью, в которой ISTJ эффективно применят свои таланты менеджеров.
Причиной стрессов, переживаемых ISTJ, обычно становятся проблемы, связанные с будущим, неизвестным и незапланированным. С их высоким чувством ответственности они совершенно нетерпимы к тому, чтобы окончательный срок выполнения той или иной работы пересматривался в угоду сиюминутному и кажущемуся совершенно безрассудным замыслу или плану. Они могут прийти в отчаянье от самых элементарных вещей. Так, если совещание должно закончиться в 16.00 и кто-то поднимает новый вопрос в 15.57, ISTJ не на шутку взволнуются, а то и рассердятся. Успокоить их может только то, что каким-либо образом подействует на их сенсорность: для нормальной жизнедеятельности им совершенно необходимо насладиться ароматом роз или палить цветы в офисе,
Исключительные организаторские способности и умение доводить до конца начатое дело позволяют им добиваться успехов в любой избираемой ими области и выходить на руководящие должности на всех уровнях. Там, где нужно рассчитывать бюджет, устанавливать сроки или режим производства, ISTJ чувствуют себя, как рыбы в воде. И столь же хорошо, как для управления людьми и машинами, подходят Они для роли бухгалтеров-ревизоров (работа которых состоит главным образом из таких элементов, как сосредоточенность на объективных деталях, строжайшее соблюдение сроков и пребывание наедине с цифрами), хирургов (также сосредоточенных на отдельном и конкретном, работающих по строгим правилам и не входящих в чрезмерное общение с пациентами), а также полицейских и следователей (которые обязаны придерживаться одних только фактов, быть непредвзятыми и действовать в рамках закона).