Россияне во многом более исполнители, чем инициаторы и организаторы процессов жизни. В том числе, – и экономических.

Характерными чертами предпринимательства в России является тесная связь предпринимателей с государственным аппаратом. Во-первых, в стране сохраняется огромное число полугосударственных предприятий, которые были приватизированы не полностью, и поэтому их нынешние руководители должны учитывать возможности государственного вмешательства в управление этими фирмами. Во-вторых, очень высока зависимость даже целиком частных компаний от государственного аппарата из-за высокой бюрократизации всей жизни в стране, в том числе хозяйственной. В-третьих, значительная часть российских предпринимателей является выходцами из государственного аппарата, так как получила доступ к управлению приватизированными или даже с самого начала частными компаниями в результате своих тесных связей с этим аппаратом.

Таким образом, в современных условиях глобализации и либерализации хозяйственной деятельности, когда даже малым и средним предпринимателям становятся доступны трудовые, природные, финансовые и интеллектуальные ресурсы далеких от них государств ещё большее значение приобретает предпринимательский ресурс.

По мере большей доступности экономических ресурсов разных стран мира друг для друга в хозяйственной жизни возрастает значение не природных ресурсов и капитала, а трудовых ресурсов (точнее, высококвалифицированных трудовых ресурсов) и особенно знаний и предпринимательского ресурса. Это происходит из-за того, что в современных условиях именно научные и технологические знания, помноженные на предпринимательский талант, дают наибольшую отдачу от вложенных в них средств.

Научные ресурсы мира

Наука, как известно, делится на фундаментальную и прикладную.

Прикладная наука – исследовательская деятельность людей, направленная на решение конкретных задач, поставленных реальными экономическими обстоятельствами.

Фундаментальная наука – исследовательская деятельность людей, направленная на познание окружающего мира в целом, вообще; носит познавательный характер, расширяет человеческие горизонты в представлениях о законах мироздания.

В шутку можно сказать, что фундаментальная наука занимается тем, что удовлетворяет собственное любопытство учёных за казённый счёт.

Результаты прикладной науки стопроцентно применимы на практике. Фундаментальной – в лучшем случае, один из десяти. Однако этот один в скором времени окупает полностью затраты всех тех десяти, в том числе и неприменимых на практике результатов научной деятельности.

Особую роль в современном мире приобретает интеллектуальный капитал – основа новых секторов экономики с интенсивным использованием знаний.

В развитых странах уже свыше 85 % экономического роста основано на знаниях как основном ресурсе.

Таблица 15.2. Соотношение фундаментальной и прикладной науки

  ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПРИКЛАДНАЯ
  ПРИЧИНА СУЩЕСТВОВАНИЯ   Любознательность, пытливость человеческого ума; желание разобраться в законах мироздания: Вселенной, Солнечной системы, планеты Земля и её составных частей как на макро- (атмосфера, гидросфера, литосфера), так и на микроуровне (клетка, молекула, атом).   Желание решать конкретные практические проблемы, возникающие в процессе производства материальных благ.

Существует система показателей, характеризующая научные ресурсы отдельных стран. К ним относятся:

· доля расходов на научно-исследовательские работы в ВВП;

· расходы на НИОКР на душу населения;

· доля бюджетных ассигнований на НИОКР в общих расходах государственного бюджета;

· численность специалистов, занятых в науке, относительно численности населения данной страны;

· количество международных премий за выдающиеся научные достижения;

· доля наукоемкой продукции в ВВП и в объеме промышленной продукции;

· доля данной страны на мировом рынке высоких технологий.

Научно-технический потенциал страны определяют две группы факторов:

1. Количественные,главные из которых: 1)наличие ученых-исследователей и 2) наличие материально-технического обеспечения НИОКР.

2.Качественные: 1) система организации НИОКР, 2) приоритеты научных разработок, 3) система внедрения результатов НИОКР в реальную экономическую жизнь.

В условиях современного этапа научно-технического прогресса возникает и развивается совершенно новая структура мировой экономики, в центре которой находится группа развитых стран, занимающихся в основном производством новых технологий и новых наукоемких видов товаров. Внутри этой группы стран преобладает торговля дорогостоящими услугами. В обмен на технологии и услуги они получают сырье и товары, производимые в расположенных на периферии мировой экономики странах по относительно низким ценам. Нарастающее неравенство в обладании инновационными ресурсами приводит к значительному уменьшению числа богатых и резкому увеличению числа бедных.

Глобальными тенденциями современности называют борьбу за доступ к ограниченным мировым ресурсам и борьбу за новые технологии. Происходит смена приоритетов в моделях экономического роста. Для того чтобы иметь устойчивое положение в мировой экономике, страна должна быть в числе лидеров по крайней мере в двух-трёх макротехнологиях. Именно такая стратегия выстраивается российским государством в последнее десятилетие ХХI века.

ТЕРМИНЫ, КОТОРЫЕ НАДО ЗНАТЬ

Интеграция, интернационализация, глобализация, экономические ресурсы, достоверные, доказанные, разведанные запасы, фактор производства, антрацит, бокситы, урожайность. Трудовые ресурсы, типы возрастной структуры трудовых ресурсов, отраслевая структура занятости, международная трудовая миграция, эмиграция, иммиграция, «утечка умов».

Капитал, мобильность финансовых капиталов, глобализация финансовых ресурсов, предприниматель, фундаментальная и прикладная наука, НИОКР.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

1. На какие две группы делят природные ресурсы по степени их изученности и доступности?

2. На какие две группы делят природные ресурсы по степени их возобновимости и восстанавливаемости?

3. В каком случае природные богатства можно назвать экономическими ресурсами?

4. Какова структура ресурсного потенциала мировой экономики?

5. Почему в настоящее время добыча угля у себя дома для Германии менее выгодна, чем его экспорт из ЮАР? Кстати: Где находится ЮАР?

6. Какова эффективность использования пахотных земель в различных странах мира? Чем можно объяснить такой её неодинаковый уровень?

7. В чём причины стремительного роста потребления воды в мире в течение ХХ века?

8. Какова структура потребления водных ресурсов в России и в зарубежных странах? Чем можно объяснить разницу?

9. Какова причина того, что значение природно-ресурсного фактора в экономике развитых стран во второй половине ХХ века заметно снизилось?

10. Назовите современные тенденции в использовании природных ресурсов.

11. Дать определение экономически активного населения. Дать данные о долевом соотношении экономически активного населения между частями света и регионами мира.

12. Дать определение международной трудовой миграции, перечислить её виды и причины?

13. Рассказать о направлениях потоков международной трудовой миграции.

14. В каких странах существуют взаимонаправленные потоки трудовой миграции и чем это вызвано?

15. Каковы последствия трудовой миграции для экономик и для коренного населения стран-импортёров?

16. Каковы последствия трудовой миграции для экономик стран-экспортёров?

17. Отраслевая структура занятости. Что это за понятие? И какие изменения начали происходить в ней у промышленно развитых стран в последние десятилетия, начиная с 70-х гг. ХХ века.

18. В какой группе стран знания стали основным ресурсом производства?

19. Почему торговля товарами, в основе стоимости которых лежат знания, более выгодна, чем товарами, в основе стоимости которых находятся природные ресурсы.

20. Почему высокотехнологичный товар продавать выгоднее, чем тот, в котором специальные технологии отсутствуют или использованы в малой степени?

21. Что такое капитал? Дать различные варианты этого понятия.

22. Какие формы проявления капитала являются финансовыми ресурсами?

23. Что такое финансовые ресурсы мира и почему они наиболее глобализированная сфера мировой экономики?

24. По каким законам происходит движение финансовых ресурсов по миру?

25. Какие позитивные и негативные последствия порождает глобализация финансовых ресурсов?

26. Что такое предпринимательские ресурсы и какова их роль в экономике? Какие факторы влияют на степень развития предпринимательства?

27. Какие два базовых направления существуют в науке? Дать их определения?

28. Что такое НИОКР и какими показателями характеризуются научные ресурсы отдельных стран?

Наши рекомендации