Дешифратор карты интересов
Номер столбца | Область интересов | Номер столбца | Область интересов | |
Биология | Военные специальности | |||
География | История | |||
Геология | Литература | |||
Медицина | Журналистика | |||
Легкая и пищевая промышленность | Общественная деятельность | |||
Физика | Педагогика | |||
Химия | Право, юриспруденция | |||
Техника | Сфера обслуживания, торговля | |||
Электро- и радиотехника | Математика | |||
Металлообработка | Экономика | |||
Деревообработка | Иностранные языки | |||
Строительство | Изобразительное искусство | |||
Транспорт | Сценическое искусство | |||
Авиация, морское дело | Музыка | |||
Физкультура, спорт |
Приложение 11.8.2
Лист ответов к «Карте интересов»
Занятие 11.9 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ УЧАЩЕГОСЯ
Вводные замечания. Под мотивацией традиционно понимаются побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Мотивация, обусловливая поведение и деятельность, оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворенность человека своим трудом. Профессиональная мотивация - это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или в соответствующих центрах профориентации.
Профессиональная ориентация динамична, изменчива и представляет собой непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления (развития) профессионала: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все плюсы и минусы предлагаемой работы); в процессе работы по избранной специальности; при смене рабочего места (переход с одной работы на другую).
Профессиональная мотивация формируется в результате целенаправленной деятельности школы, вуза и коллективов, в которых приходится работать выпускникам школ, вузов и других учебных заведений. При рассмотрении проблем, связанных с профессиональной мотивацией, вопрос о влиянии мотивации на успешность деятельности является одним из основных. Общепризнано, что от выраженности профессиональных мотивов зависит эффективность деятельности.
Цель занятия. Изучение мотивов профессиональной деятельности.
Оснащение. Опросник на выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности (прил. 11.9.1) и лист для ответов (форма 49).
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 49
Лист для ответов
Фамилия, имя, отчество ..........................................................................
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 | 1.6 |
1а | 4б | 9в | 10б | 7а | 8б |
2в | 5в | 13в | 14а | 14б | 11а |
13а | 13б | 15а | 15б | 15в | 14в |
2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 2.5 | 2.6 |
4в | 9а | 10в | 7б | 8в | |
3а | 6а | 16в | 12б | 17б | 17в |
16а | 16б | 18б | 17а | 18в | 18а |
3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | ||
1в | 5а | 7в | 8а | ||
2а | 6б | 12а | 19в | ||
3б | 11б | 19б | 20а | ||
4.1 | 4.2 | 4.3 | 4.4 | ||
2б | 4а | 9б | 10а | ||
3в | 5б | 12б | 19а | ||
1в | 6в | 20в | 20б |
Порядок работы. Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают инструкцию: «Предлагаемый опросник состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет три различных окончания. Необходимо из трех вариантов окончания выбрать наиболее верный. Далее в бланке ответов следует отыскать соответствующий ответ и отметить его, обведя кружком. Будьте внимательны: для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов».
Обработка результатов. Методика предназначена для изучения мотивов профессиональной деятельности. Среди них условно выделены четыре основные группы:
1 - мотивы собственного труда,
2 - мотивы социальной значимости труда,
3 - мотивы самоутверждения в труде,
4 - мотивы профессионального мастерства.
После заполнения бланка ответов подсчитывается сумма кружков в каждом столбике. Вначале находится абсолютная сумма баллов по каждой из четырех групп мотивов. Для этого складывается отдельно сумма всех столбиков: 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6; 2.1... 2.6 и т. д. Однако в различных группах мотивов выделено неодинаковое количество. Для их сравнения абсолютные суммы баллов первой и второй групп необходимо умножить на 2, а третьей и четвертой на 3. Полученные суммы имеют одинаковый «вес» баллов и могут сравниваться друг с другом.
Контрольные вопросы
1. Какое значение имеет профессиональная мотивация для человека?
2. На каких этапах профессиональной карьеры можно диагностировать профессиональные мотивы?
Приложение 11.9.1