Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.

Занятие №1. Здравствуй, пятый класс!

Цель:помочь детям прояснить свои цели на время обуче­ния в пятом классе.

Задачи:

1. знакомство с программой и стратегической целью занятий

2. способствовать созданию доверительной атмосферы в группе;

3. способствовать формированию групповой сплоченности;

4. выработка и принятие правил работы на занятиях

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.Создание пространства для работы, размещение учащихся по кругу.

2. Вступительное слово психолога.Психолог коротко знакомит учащихся с программой работы, целью занятий. Объясняет преимущества групповой работы.

3. Упражнение «Представление имени»

Группа встает в круг. Поочередно каждый участник вы­ходит в центр круга и называет свое имя, сопровождая его каким-либо жестом или движением. Все остальные участники копируют жест и интонацию. Упражнение заканчивается, когда каждый из участников представится. Представление имени в группе детей младшего подрос­ткового возраста обычно проходит очень увлеченно и эмоционально, поэтому после его завершения можно предложить детям подвижную, активную игру.

3. Упражнение «Если весело живется, делай так»

Вся группа сидит на стульях по кругу, водящий (им мо­жет быть по очереди каждый из учащихся) задает какое-либо веселое движение (хлопки, притопы, щелканье языком), ос­тальные все вместе повторяют его, произнося при этом: «Если весело живется, делай так». Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не побудет ведущим. В конце мож­но повторить все действия по порядку, точно и ритмично.

Не всегда получается согласованно воспроизводить дей­ствия каждого участника, поэтому сначала ведущий мо­жет подавать группе специальный знак, по которому дети начнут повторять движение. На последующих за­нятиях эта игра становится одной из любимых, и ребя­та начинают действовать все более согласованно.

  1. Принятие правил

Ведущий говорит о необходимости выработки правил работы и принятия их для класса

Правила дол­жны быть такими, чтобы всем было:

1. Интересно! Для этого необходимо быть активным, правдивым и уметь слушать каждого.

2. Комфортно! Запрещаются оскорбления, упреки, обви­нения. А вот внимание к положительным сторонам каждого приветствуется и даже поощряется.

3. Безопасно! Все, что происходит на занятиях, — для всех, кроме нас, секрет.

4. Полезно! Выполняем задания добросовестно.

Ведущий говорит о добровольности участия в работе группы. Если кто-нибудь из участников не захочет выпол­нять какое-либо упражнение, он может отказаться.

Перед тем как принять правила, следует обсудить их с детьми, а также продумать санкции за их нарушение. Санк­ции должны соответствовать проступку и быть выполнимы­ми, например, нарушивший правило выходит за круг и про­пускает следующее упражнение. Дети могут предложить свои правила, и если группа согласится, они включаются в основной список.

Если дети согласны с предложенными правилами, они вслед за ведущим торжественно принимают правила под аплодисменты группы.

5. Упражнение «Твоя школа такая, какой ты ее видишь»

Выполняя это упражнение, каждый ребенок получает возможность высказать свое мнение о школе и увидеть по­ложительное в новой ситуации, научиться конструктивно относиться к школьным проблемам.

Ведущий. В жизни нам постоянно прихо­дится привыкать к чему-то новому. В этом году вы стали пятиклассниками, взрослыми и самостоятельными учени­ками средней школы. Вы уже почувствовали, что обучение отличается от того, что было раньше: у вас появилось много новых учителей, новые предметы, новые одноклас­сники. Наверняка у вас возникли вопросы. Давайте погово­рим о том, что вам нравится в школе в этом году, а что — нет. Что бы вы хотели изменить в школьной жизни?

Запишите ответы детей на доске. Желательно, чтобы высказался каждый ребенок.

6. Упражнение «Пустой или полный»

Покажите детям, что один и тот же факт, одно и то же событие кто-то может посчитать хорошим, позитивным, а кто-то — негативным. Люди разные, поэтому они по-разно­му относятся к происходящему.

Ведущий. Сейчас я покажу вам стакан, на­полненный водой до середины. Одни люди скажут, что он наполовину пустой, а другие — что наполовину полный. И то, и другое — правда, однако эти высказывания выража­ют разное отношение к происходящему. Позитивное отно­шение к фактам и людям лучше, чем критическое. Каждому из нас приятнее, когда в конкретной ситуации (даже в на­ших ошибках) люди видят хоть что-то положительное. Пусть возникают сложности, но всегда можно найти что-то хорошее. Давайте попробуем увидеть положительные стороны в новой ситуации обучения.

В ходе упражнения дети стараются увидеть плюсы в не­гативных проявлениях школьной жизни. Например:

• У нас появились новые учителя, у них новые требования, к ним трудно привыкать. — Зато интересно, узнаешь но­вых людей.

• Задают много домашних заданий. — Учишься быть более организованным.

Дискуссия на тему занятия

1. Как вы думаете, все ли люди испытывают одинако­вые чувства по отношению к школе?

2. Почему впечатления одних людей сильно отличаются от впечатлений других?

3. Как вы думаете, какие проблемы могут возникнуть у вас в пятом классе?

4. О чем вы хотели бы узнать, что хотели бы обсудить за время наших занятий?

Наши рекомендации