Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 1 страница

ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Е международное издание

Серия «Учебник нового века»

Перевели с английского И. Мальгина, В. Рохмистров, Д. Сафронова, Е. Сорокина, А. Татлыбаева

Главный редактор В. Усманов

Зав. гуманитарной редакцией М. Чураков

Зав. психологической редакцией А. Зайцев

Ведущий редактор М. Лебедева

Научный консультант И. Загашев

Литературный редактор В. Рохмистров

Художник обложки В. Королева

Художники иллюстраций С. Жигулин, Н. Резников

Корректоры Н. Викторова, Л. Комарова

Оригинал-макет подготовила М. Лебедева

ББК 88.4 УДК 159.9(07)

Квинн В.

К32 Прикладная психология. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 560 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

ISBN 5-88782-395-Х

Этот современный американский учебник дает ясное представление о различных школах и направлениях развития психологии, раскрывает основные вопросы общей, социальной, медицинской психологии и психотерапии. Книга изобилует научными фактами, описаниями экспериментов и лабораторных работ, богато иллюстрирова­на. Рекомендуется студентам непсихологических факультетов вузов и колледжей, будущим педагогам, воспитателям, социальным работникам.

© 1995, 1990, 1984 by McGraw-Hill, Inc.

© Серия, оформление. Издательство «Питер», 2000

Права на издание получены по соглашению cMcGraw-Hill.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-88782-395-Х

ISBN 0-07-051339-2 (англ.)

Издательство «Питер». 196105, Санкт-Петеррург, ул. Благодатная, 67.

Лицензия ЛР № 066333 от 23.02.99.

Подписано в печать 11.11.99. Формат 70х1001/16 усл. п. л. 45.5

Тираж 10 000 экз. Заказ № 1756.

Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный Двор» Министерства РФ

По делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

ОТ РЕДАКЦИИ

Книга, которую вы держите в руках, необычна.

Как следует из оригинального названия («Applying Psychology», то есть «При­кладная психология»), ее предмет — практическое применение достижений психо­логической науки. Она рассчитана на широкую и весьма многочисленную аудито­рию — на всех, кто имеет о психологии самое общее представление и, может быть, даже не помышляет о карьере психолога, но тем не менее хочет получить надежный и полезный минимум психологических знаний. Особенно она пригодится студентам непсихологических специальностей, изучающим психологию в качестве общеобра­зовательного предмета.

Все, кому довелось изучать или преподавать психологию, наверняка не раз ло­вили себя на мысли, что огромное большинство учебных пособий психологии по су­ществу непсихологичны. Несмотря на то, что в них довольно детально и вполне кор­ректно излагаются основы современных научных представлений о человеческой пси­хике и формулируются базовые законы, управляющие процессами восприятия, мышления, мотивации и т. д., эти учебники построены и написаны так, будто авторы нарочно не пользуются или просто не способны практически воплотить свои знания в тексте.

Необычность этого учебника заключается как раз в том, что его автор не только мыслит, но и действует психологически. В. Квинн удалось создать психологически активный, не просто учебный, а обучающий текст. Можно не сомневаться, что пер­вой реакцией, которую ^ас вызовет эта книга, будет удивление — вместо сухих гра­фиков и диаграмм, портретов великих ученых и цитат из классиков психологии вы увидите карикатуры, фрагменты из газетных статей, фотографии обычных людей во вполне опознаваемых житейских ситуациях.

Больше всего эта книга напоминает хорошее пособие для интенсивного изуче­ния иностранного языка, наполовину состоящее из практических заданий и упраж­нений, в котором все, от выбора иллюстраций и примеров до расположения текста на странице, направлено на то, чтобы активизировать восприятие, запоминание, усвое­ние и, самое главное, практическое использование психологических знаний.

Все темы, обсуждаемые на страницах учебника, имеют самое непосредствен­ное отношение к повседневной жизни студента, то есть человека, образ жизни кото­рого в значительной степени подчинен задаче получения образования. Занимаясь по этому учебнику, выполняя предложенные в нем задания, экспериментируя и наблю­дая, вы сможете приобрести базовые навыки психической саморегуляции, разреше­ния конфликтных ситуаций, оказания психологической помощи.

Книгу В. Квинн можно смело рекомендовать педагогам, ведущим уроки психо­логии в средних школах, лицеях и колледжах. Для них она может стать не только источником ценного методического и дидактического материал, но своеобразным практикумом по педагогическому общению.

ОБ АВТОРЕ

Вирджиния Николс Квинн более двадцати лет преподает психологию в колледже Northern Virginia Community College. Она получила степень бакалавра в Hunter College, где специализировалась в области психологии, а также изучала математику и педагогику. Затем она продолжила свое образование в Гарвардском университете, где получила диплом магистра и защитила докторскую диссертацию по психометрии. У нее большой опыт профессиональной деятельности в области прикладной психологии: она работала преподавателем в школе для «трудных» детей» консультантом Ми­нистерства обороны США по вопросам, связанным с принятием решений и решением проблем, и главным психологом детского реабилитационного центра. Кроме того, зна­ния в области психологии помогают ей в повседневной жизни она успешно руководила избирательной кампанией по выборам мэра города Раунд Хилл в штате Вирджиния и является членом нескольких школьных советов и комиссий по планированию учебных программ. Она считает одной из главных своих задач преподавать психоло­гию так, чтобы эта наука стала понятной и приносила практическую пользу студен­там. Вирджиния Николс Квинн является автором большого количества учебных по­собий и сборников контрольных заданий к учебникам по психологии.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Работая над предисловиями к первому и второму изданию этой книги, я каждый раз вспоминала, как сильно рассердился мой отец, узнав о моем решении защищать докторскую диссертацию в Гарварде. Он ударил кулаком по кухонному столу и заявил: «Вирджиния, ты доучишься до того, что потеряешь человеческий облик, с тобой невозможно будет разгова­ривать!» Он боялся, что я похороню себя под грудой учебников и потеряю связь с реальнос­тью. Надеюсь, что первые два издания этой книги служат доказательством того, что даже после столь длительной учебы я все-таки могу беседовать почти с любым человеком и оста­юсь активным членом человеческого общества.

Надеюсь также, что этот учебник является примером книги, тесно связанной с жиз­нью и даже приносящей пользу. Хороший учебник не должен быть адресован только тем, кто уже знаком с предметом. Этот учебник предназначен для начинающих, которые знают о психологии очень мало или вообще ничего не слышали об этой науке. Книга написана в разговорном стиле и читается так же легко, как газетная или журнальная статья. Студенты могут получать удовольствие от чтения и концентрировать внимание на содержании без вся­кого напряжения, которое обычно возникает при изучении малопонятного материала.

В книге излагаются основные сведения из области психологии и приводятся много­численные примеры широкого использования психологических знаний в повседневной жиз­ни. Примеры относятся к таким областям жизни, как работа, учеба, защита прав потребите­лей, общественная деятельность, защита окружающей среды, спорт, поддержание психичес­кого здоровья, человеческие отношения, судебная медицина, разнообразная профессиональ­ная деятельность и многое другое. Для того, чтобы вызвать у читателя интерес к психологии и подчеркнуть ее связь с жизнью и значение, в книгу включены забавные картинки и выдер­жки из газетных и журнальных публикаций. В этом учебнике я хотела не только полностью изложить традиционный курс психологии и рассмотреть основные методы исследований, но и подчеркнуть практическую пользу, приносимую психологией, чтобы увлечь студентов этим предметом и подтолкнуть их к его дальнейшему изучению.

Уже в течение многих десятилетий психологам известно, что при активном чтении учащиеся понимают и запоминают больше, чем при пассивном. Психологи также уверены в том, что решающую роль в успешной учебе играют упражнения и обратная связь. В учебни­ке «Прикладная психология» эти психологические принципы проведены в жизнь. В резуль­тате получилась книга, которая не похожа на обычный учебник, так как ее невозможно чи­тать пассивно. Она построена таким образом, чтобы студенты могли ею по-настоящему пользоваться — писать на полях и делать свои собственные заметки. Для этого в каждой главе есть следующие специальные разделы.

• Приложения. Чтобы продемонстрировать актуальность психологических знаний и проиллюстрировать их практическое применение, в каждую главу включены статьи из газет и журналов, а также другая дополнительная информация.

• Упражнения. После изложения каждой новой темы студентам предоставляется воз­можность активно поработать с новым материалом и проверить свою способность применять вновь приобретенные знания.

• Ответы. Если материал усвоен студентом, то этот раздел обеспечивает подкрепле­ние. В противном случае он помогает студенту обратить внимание на необходимость повторного обращения к тексту.

• Контрольные вопросы. Каждая глава разделена на части, размер которых соответ­ствует среднему времени концентрации человеческого внимания. После прочтения приблизительно одной трети всего материала главы и завершения работы над необ­ходимыми упражнениями студент переходит к повторению изученного, отвечая на контрольные вопросы. Правильность ответов можно проверить, пользуясь ключом к контрольным вопросам, приведенным в конце главы.

• Текущий глоссарий. Определение каждого нового термина дублируется на полях.

• Обзор материала главы. В заключение каждой главы приводится перечень основ­ных тем, которые студент должен был усвоить в результате изучения материала гла­вы. Этим перечнем можно пользоваться в качестве вопросов для повторения и под­готовки к экзаменам.

В числе главных отличий этого издания учебника от предыдущих находится то особое внимание, которое уделяется проблемам культурного многообразия, и более широкое осве­щение вопросов, связанных с деятельностью мозга и психологическими процессами.

Невозможно перечислить имена тысяч студентов, которые ознакомились с рукописью и первыми двумя изданиями учебника и предложили свои замечания, позволившие сделать третье издание более понятным и полезным, но я чрезвычайно благодарна каждому из них. Многие идеи были подсказаны мне рецензентами первого и второго изданий: Alice Brown, Southwest Virginia Community College; James D'Amato, Rockland Community College; Jim Eison, Roane Community College; Eugene Fichter, Northern Virginia Community College; Normal Halls, Westfield State College; Donald Murdock, Suffolk County Community College; Marlene Polkovich, Special Intermediate Vocational School, Wisconsin District № 916; Robert Rea, Charles County Community College; Robert Sands, State University of New York, Agricultural and Technical College at Alfred; Thomas Bond, Thomas Nelson Community College; Ronald Caldwell, Blue Mountain Community College; James Dailey, Vincennes University; Nancy Dash, C.S. Mott Community College; Pauline Gillette, Northern Virginia Community College; Harriette B. Ritchie, American River College; Mary A. Rogers, Inver Hills Community College; Caroline Roth, Northern Virginia Community College; Linda Truesdale, Midlands Technical College; Everette K. Wagner, San Antonio College.

Я также благодарна рецензентам третьего издания: James M. Dailey, Vincennes Uni­versity; Alma Hollinsead, Solano Community College; Ogretta MacNeill, College of the Holy Cross; Laura Thompson, Midlands Technical College; и J. Oscar Williams, Jr., Diablo Valley College.

Особую признательность я хочу выразить моему мужу Полу, поддерживавшему и под­бадривавшему меня, несмотря на то, что по мере приближения сроков сдачи рукописи у меня все сильнее портился характер. И наконец, надо поблагодарить моего отца, так как после того, как он ударил кулаком по столу, мне приходится всю жизнь что-то доказывать!

Вирджиния Николс Квинн

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ РЕДАКЦИИ.......................................................................................................................................................................................................... 3

ОБ АВТОРЕ................................................................................................................................................................................................................ 4

ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................................................................................................................................ 4

ОГЛАВЛЕНИЕ.............................................................................................................................................................................................................. 6

Глава 1 обзор методов психологии................................................................................................................................................................... 11

ЧТО ТАКОЕ ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?.............................................................................................................................................. 11

Отрасли психологии......................................................................................................................................................................................... 16

Психотерапевты................................................................................................................................................................................................ 16

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ................................................................................................................................................................................... 20

Наблюдение........................................................................................................................................................................................................ 21

Метод анализа конкретных ситуаций........................................................................................................................................................ 21

Опрос.................................................................................................................................................................................................................... 22

Метод корреляции............................................................................................................................................................................................ 26

Эксперимент....................................................................................................................................................................................................... 28

ВСЕ ЛЮДИ РАЗНЫЕ............................................................................................................................................................................................ 30

Виды различий................................................................................................................................................................................................... 31

Психология и культурные предрассудки................................................................................................................................................... 31

Культура и самосознание............................................................................................................................................................................... 32

ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ...................................................................................................................................................................................... 33

Ответы.................................................................................................................................................................................................................. 33

Глава 2 восприятие.................................................................................................................................................................................................... 34

ЧТО ТАКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?.............................................................................................................................................................................. 35

Экстероцептивные ощущения....................................................................................................................................................................... 35

Роль головного мозга в восприятии............................................................................................................................................................. 36

Подпороговые раздражители........................................................................................................................................................................ 36

Интероцептивные ощущения......................................................................................................................................................................... 38

Восприятие и внимание................................................................................................................................................................................... 39

Переключение внимания и контроль над болевыми ощущениями..................................................................................................... 41

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩЕЕ НА ИНТЕРПРЕТАЦИЮ...................................................................................................................................... 42

Ожидания............................................................................................................................................................................................................. 42

Факторы культуры............................................................................................................................................................................................ 45

Потребности, мотивации и эмоции.............................................................................................................................................................. 46

Иллюзии............................................................................................................................................................................................................... 48

ВОСПРИЯТИЕ В ДЕЙСТВИИ............................................................................................................................................................................ 50

Расстройства восприятия................................................................................................................................................................................ 51

Экстрасенсорное восприятие........................................................................................................................................................................ 53

ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ...................................................................................................................................................................................... 54

Ответы.................................................................................................................................................................................................................. 55

Глава 3 НАУЧЕНИЕ И ДРУГИЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ..................................................................................... 56

ЧТО ТАКОЕ НАУЧЕНИЕ?................................................................................................................................................................................... 57

Воспроизведение действия как критерий научения................................................................................................................................ 58

КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ....................................................................................................................................................... 58

Рефлексы.............................................................................................................................................................................................................. 59

Эмоциональные реакции................................................................................................................................................................................ 59

Процесс классического обусловливания................................................................................................................................................... 60

ПРИМЕНЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ..................................................................................................................... 62

Актерская игра и притворство....................................................................................................................................................................... 62

Борьба с фобиями.............................................................................................................................................................................................. 62

Нежелательное поведение.............................................................................................................................................................................. 63

Использование классического обусловливания в медицине................................................................................................................ 64

ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ............................................................................................................................................................. 64

Положительное подкрепление...................................................................................................................................................................... 65

Отрицательное подкрепление....................................................................................................................................................................... 66

Наказание............................................................................................................................................................................................................ 66

Как наказывать?................................................................................................................................................................................................ 67

Виды наказаний................................................................................................................................................................................................. 68

Подкрепление или наказание?...................................................................................................................................................................... 69

Поэтапное научение......................................................................................................................................................................................... 70

Модификация поведения................................................................................................................................................................................. 71

Моделирование и подражание..................................................................................................................................................................... 73

Угасание нежелательного поведения.......................................................................................................................................................... 73

ВОПРОСЫ ЭТИКИ................................................................................................................................................................................................ 74

ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ...................................................................................................................................................................................... 75

Ответы.................................................................................................................................................................................................................. 75

Глава 4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПАМЯТИ................................................................................................................................................... 76

ПАМЯТЬ................................................................................................................................................................................................................... 77

Блоки памяти...................................................................................................................................................................................................... 77

Совершенствование работы блока долговременной памяти............................................................................................................... 79

Как лучше разместить информацию в памяти.......................................................................................................................................... 79

Совершенствование процесса вспоминания............................................................................................................................................. 81

ЗАБЫВАНИЕ.......................................................................................................................................................................................................... 83

Вытеснение......................................................................................................................................................................................................... 84

Подавление......................................................................................................................................................................................................... 84

Амнезия................................................................................................................................................................................................................ 85

Угасание и искажение...................................................................................................................................................................................... 85

Интерференция................................................................................................................................................................................................... 86

Роль последовательности в запоминании.................................................................................................................................................. 87

Лекарственные средства................................................................................................................................................................................. 88

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.................................................................................................................................. 89

Составление учебного графика.................................................................................................................................................................... 89

Концентрация внимания................................................................................................................................................................................. 91

Подготовка к контрольным работам и экзаменам................................................................................................................................... 92

Наши рекомендации