Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15. 1 страница
ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Е международное издание
Серия «Учебник нового века»
Перевели с английского И. Мальгина, В. Рохмистров, Д. Сафронова, Е. Сорокина, А. Татлыбаева
Главный редактор В. Усманов
Зав. гуманитарной редакцией М. Чураков
Зав. психологической редакцией А. Зайцев
Ведущий редактор М. Лебедева
Научный консультант И. Загашев
Литературный редактор В. Рохмистров
Художник обложки В. Королева
Художники иллюстраций С. Жигулин, Н. Резников
Корректоры Н. Викторова, Л. Комарова
Оригинал-макет подготовила М. Лебедева
ББК 88.4 УДК 159.9(07)
Квинн В.
К32 Прикладная психология. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 560 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
ISBN 5-88782-395-Х
Этот современный американский учебник дает ясное представление о различных школах и направлениях развития психологии, раскрывает основные вопросы общей, социальной, медицинской психологии и психотерапии. Книга изобилует научными фактами, описаниями экспериментов и лабораторных работ, богато иллюстрирована. Рекомендуется студентам непсихологических факультетов вузов и колледжей, будущим педагогам, воспитателям, социальным работникам.
© 1995, 1990, 1984 by McGraw-Hill, Inc.
© Серия, оформление. Издательство «Питер», 2000
Права на издание получены по соглашению cMcGraw-Hill.
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-88782-395-Х
ISBN 0-07-051339-2 (англ.)
Издательство «Питер». 196105, Санкт-Петеррург, ул. Благодатная, 67.
Лицензия ЛР № 066333 от 23.02.99.
Подписано в печать 11.11.99. Формат 70х1001/16 усл. п. л. 45.5
Тираж 10 000 экз. Заказ № 1756.
Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный Двор» Министерства РФ
По делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.
ОТ РЕДАКЦИИ
Книга, которую вы держите в руках, необычна.
Как следует из оригинального названия («Applying Psychology», то есть «Прикладная психология»), ее предмет — практическое применение достижений психологической науки. Она рассчитана на широкую и весьма многочисленную аудиторию — на всех, кто имеет о психологии самое общее представление и, может быть, даже не помышляет о карьере психолога, но тем не менее хочет получить надежный и полезный минимум психологических знаний. Особенно она пригодится студентам непсихологических специальностей, изучающим психологию в качестве общеобразовательного предмета.
Все, кому довелось изучать или преподавать психологию, наверняка не раз ловили себя на мысли, что огромное большинство учебных пособий психологии по существу непсихологичны. Несмотря на то, что в них довольно детально и вполне корректно излагаются основы современных научных представлений о человеческой психике и формулируются базовые законы, управляющие процессами восприятия, мышления, мотивации и т. д., эти учебники построены и написаны так, будто авторы нарочно не пользуются или просто не способны практически воплотить свои знания в тексте.
Необычность этого учебника заключается как раз в том, что его автор не только мыслит, но и действует психологически. В. Квинн удалось создать психологически активный, не просто учебный, а обучающий текст. Можно не сомневаться, что первой реакцией, которую ^ас вызовет эта книга, будет удивление — вместо сухих графиков и диаграмм, портретов великих ученых и цитат из классиков психологии вы увидите карикатуры, фрагменты из газетных статей, фотографии обычных людей во вполне опознаваемых житейских ситуациях.
Больше всего эта книга напоминает хорошее пособие для интенсивного изучения иностранного языка, наполовину состоящее из практических заданий и упражнений, в котором все, от выбора иллюстраций и примеров до расположения текста на странице, направлено на то, чтобы активизировать восприятие, запоминание, усвоение и, самое главное, практическое использование психологических знаний.
Все темы, обсуждаемые на страницах учебника, имеют самое непосредственное отношение к повседневной жизни студента, то есть человека, образ жизни которого в значительной степени подчинен задаче получения образования. Занимаясь по этому учебнику, выполняя предложенные в нем задания, экспериментируя и наблюдая, вы сможете приобрести базовые навыки психической саморегуляции, разрешения конфликтных ситуаций, оказания психологической помощи.
Книгу В. Квинн можно смело рекомендовать педагогам, ведущим уроки психологии в средних школах, лицеях и колледжах. Для них она может стать не только источником ценного методического и дидактического материал, но своеобразным практикумом по педагогическому общению.
ОБ АВТОРЕ
Вирджиния Николс Квинн более двадцати лет преподает психологию в колледже Northern Virginia Community College. Она получила степень бакалавра в Hunter College, где специализировалась в области психологии, а также изучала математику и педагогику. Затем она продолжила свое образование в Гарвардском университете, где получила диплом магистра и защитила докторскую диссертацию по психометрии. У нее большой опыт профессиональной деятельности в области прикладной психологии: она работала преподавателем в школе для «трудных» детей» консультантом Министерства обороны США по вопросам, связанным с принятием решений и решением проблем, и главным психологом детского реабилитационного центра. Кроме того, знания в области психологии помогают ей в повседневной жизни она успешно руководила избирательной кампанией по выборам мэра города Раунд Хилл в штате Вирджиния и является членом нескольких школьных советов и комиссий по планированию учебных программ. Она считает одной из главных своих задач преподавать психологию так, чтобы эта наука стала понятной и приносила практическую пользу студентам. Вирджиния Николс Квинн является автором большого количества учебных пособий и сборников контрольных заданий к учебникам по психологии.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Работая над предисловиями к первому и второму изданию этой книги, я каждый раз вспоминала, как сильно рассердился мой отец, узнав о моем решении защищать докторскую диссертацию в Гарварде. Он ударил кулаком по кухонному столу и заявил: «Вирджиния, ты доучишься до того, что потеряешь человеческий облик, с тобой невозможно будет разговаривать!» Он боялся, что я похороню себя под грудой учебников и потеряю связь с реальностью. Надеюсь, что первые два издания этой книги служат доказательством того, что даже после столь длительной учебы я все-таки могу беседовать почти с любым человеком и остаюсь активным членом человеческого общества.
Надеюсь также, что этот учебник является примером книги, тесно связанной с жизнью и даже приносящей пользу. Хороший учебник не должен быть адресован только тем, кто уже знаком с предметом. Этот учебник предназначен для начинающих, которые знают о психологии очень мало или вообще ничего не слышали об этой науке. Книга написана в разговорном стиле и читается так же легко, как газетная или журнальная статья. Студенты могут получать удовольствие от чтения и концентрировать внимание на содержании без всякого напряжения, которое обычно возникает при изучении малопонятного материала.
В книге излагаются основные сведения из области психологии и приводятся многочисленные примеры широкого использования психологических знаний в повседневной жизни. Примеры относятся к таким областям жизни, как работа, учеба, защита прав потребителей, общественная деятельность, защита окружающей среды, спорт, поддержание психического здоровья, человеческие отношения, судебная медицина, разнообразная профессиональная деятельность и многое другое. Для того, чтобы вызвать у читателя интерес к психологии и подчеркнуть ее связь с жизнью и значение, в книгу включены забавные картинки и выдержки из газетных и журнальных публикаций. В этом учебнике я хотела не только полностью изложить традиционный курс психологии и рассмотреть основные методы исследований, но и подчеркнуть практическую пользу, приносимую психологией, чтобы увлечь студентов этим предметом и подтолкнуть их к его дальнейшему изучению.
Уже в течение многих десятилетий психологам известно, что при активном чтении учащиеся понимают и запоминают больше, чем при пассивном. Психологи также уверены в том, что решающую роль в успешной учебе играют упражнения и обратная связь. В учебнике «Прикладная психология» эти психологические принципы проведены в жизнь. В результате получилась книга, которая не похожа на обычный учебник, так как ее невозможно читать пассивно. Она построена таким образом, чтобы студенты могли ею по-настоящему пользоваться — писать на полях и делать свои собственные заметки. Для этого в каждой главе есть следующие специальные разделы.
• Приложения. Чтобы продемонстрировать актуальность психологических знаний и проиллюстрировать их практическое применение, в каждую главу включены статьи из газет и журналов, а также другая дополнительная информация.
• Упражнения. После изложения каждой новой темы студентам предоставляется возможность активно поработать с новым материалом и проверить свою способность применять вновь приобретенные знания.
• Ответы. Если материал усвоен студентом, то этот раздел обеспечивает подкрепление. В противном случае он помогает студенту обратить внимание на необходимость повторного обращения к тексту.
• Контрольные вопросы. Каждая глава разделена на части, размер которых соответствует среднему времени концентрации человеческого внимания. После прочтения приблизительно одной трети всего материала главы и завершения работы над необходимыми упражнениями студент переходит к повторению изученного, отвечая на контрольные вопросы. Правильность ответов можно проверить, пользуясь ключом к контрольным вопросам, приведенным в конце главы.
• Текущий глоссарий. Определение каждого нового термина дублируется на полях.
• Обзор материала главы. В заключение каждой главы приводится перечень основных тем, которые студент должен был усвоить в результате изучения материала главы. Этим перечнем можно пользоваться в качестве вопросов для повторения и подготовки к экзаменам.
В числе главных отличий этого издания учебника от предыдущих находится то особое внимание, которое уделяется проблемам культурного многообразия, и более широкое освещение вопросов, связанных с деятельностью мозга и психологическими процессами.
Невозможно перечислить имена тысяч студентов, которые ознакомились с рукописью и первыми двумя изданиями учебника и предложили свои замечания, позволившие сделать третье издание более понятным и полезным, но я чрезвычайно благодарна каждому из них. Многие идеи были подсказаны мне рецензентами первого и второго изданий: Alice Brown, Southwest Virginia Community College; James D'Amato, Rockland Community College; Jim Eison, Roane Community College; Eugene Fichter, Northern Virginia Community College; Normal Halls, Westfield State College; Donald Murdock, Suffolk County Community College; Marlene Polkovich, Special Intermediate Vocational School, Wisconsin District № 916; Robert Rea, Charles County Community College; Robert Sands, State University of New York, Agricultural and Technical College at Alfred; Thomas Bond, Thomas Nelson Community College; Ronald Caldwell, Blue Mountain Community College; James Dailey, Vincennes University; Nancy Dash, C.S. Mott Community College; Pauline Gillette, Northern Virginia Community College; Harriette B. Ritchie, American River College; Mary A. Rogers, Inver Hills Community College; Caroline Roth, Northern Virginia Community College; Linda Truesdale, Midlands Technical College; Everette K. Wagner, San Antonio College.
Я также благодарна рецензентам третьего издания: James M. Dailey, Vincennes University; Alma Hollinsead, Solano Community College; Ogretta MacNeill, College of the Holy Cross; Laura Thompson, Midlands Technical College; и J. Oscar Williams, Jr., Diablo Valley College.
Особую признательность я хочу выразить моему мужу Полу, поддерживавшему и подбадривавшему меня, несмотря на то, что по мере приближения сроков сдачи рукописи у меня все сильнее портился характер. И наконец, надо поблагодарить моего отца, так как после того, как он ударил кулаком по столу, мне приходится всю жизнь что-то доказывать!
Вирджиния Николс Квинн
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ РЕДАКЦИИ.......................................................................................................................................................................................................... 3
ОБ АВТОРЕ................................................................................................................................................................................................................ 4
ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................................................................................................................................ 4
ОГЛАВЛЕНИЕ.............................................................................................................................................................................................................. 6
Глава 1 обзор методов психологии................................................................................................................................................................... 11
ЧТО ТАКОЕ ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?.............................................................................................................................................. 11
Отрасли психологии......................................................................................................................................................................................... 16
Психотерапевты................................................................................................................................................................................................ 16
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ................................................................................................................................................................................... 20
Наблюдение........................................................................................................................................................................................................ 21
Метод анализа конкретных ситуаций........................................................................................................................................................ 21
Опрос.................................................................................................................................................................................................................... 22
Метод корреляции............................................................................................................................................................................................ 26
Эксперимент....................................................................................................................................................................................................... 28
ВСЕ ЛЮДИ РАЗНЫЕ............................................................................................................................................................................................ 30
Виды различий................................................................................................................................................................................................... 31
Психология и культурные предрассудки................................................................................................................................................... 31
Культура и самосознание............................................................................................................................................................................... 32
ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ...................................................................................................................................................................................... 33
Ответы.................................................................................................................................................................................................................. 33
Глава 2 восприятие.................................................................................................................................................................................................... 34
ЧТО ТАКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?.............................................................................................................................................................................. 35
Экстероцептивные ощущения....................................................................................................................................................................... 35
Роль головного мозга в восприятии............................................................................................................................................................. 36
Подпороговые раздражители........................................................................................................................................................................ 36
Интероцептивные ощущения......................................................................................................................................................................... 38
Восприятие и внимание................................................................................................................................................................................... 39
Переключение внимания и контроль над болевыми ощущениями..................................................................................................... 41
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩЕЕ НА ИНТЕРПРЕТАЦИЮ...................................................................................................................................... 42
Ожидания............................................................................................................................................................................................................. 42
Факторы культуры............................................................................................................................................................................................ 45
Потребности, мотивации и эмоции.............................................................................................................................................................. 46
Иллюзии............................................................................................................................................................................................................... 48
ВОСПРИЯТИЕ В ДЕЙСТВИИ............................................................................................................................................................................ 50
Расстройства восприятия................................................................................................................................................................................ 51
Экстрасенсорное восприятие........................................................................................................................................................................ 53
ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ...................................................................................................................................................................................... 54
Ответы.................................................................................................................................................................................................................. 55
Глава 3 НАУЧЕНИЕ И ДРУГИЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ..................................................................................... 56
ЧТО ТАКОЕ НАУЧЕНИЕ?................................................................................................................................................................................... 57
Воспроизведение действия как критерий научения................................................................................................................................ 58
КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ....................................................................................................................................................... 58
Рефлексы.............................................................................................................................................................................................................. 59
Эмоциональные реакции................................................................................................................................................................................ 59
Процесс классического обусловливания................................................................................................................................................... 60
ПРИМЕНЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ..................................................................................................................... 62
Актерская игра и притворство....................................................................................................................................................................... 62
Борьба с фобиями.............................................................................................................................................................................................. 62
Нежелательное поведение.............................................................................................................................................................................. 63
Использование классического обусловливания в медицине................................................................................................................ 64
ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ............................................................................................................................................................. 64
Положительное подкрепление...................................................................................................................................................................... 65
Отрицательное подкрепление....................................................................................................................................................................... 66
Наказание............................................................................................................................................................................................................ 66
Как наказывать?................................................................................................................................................................................................ 67
Виды наказаний................................................................................................................................................................................................. 68
Подкрепление или наказание?...................................................................................................................................................................... 69
Поэтапное научение......................................................................................................................................................................................... 70
Модификация поведения................................................................................................................................................................................. 71
Моделирование и подражание..................................................................................................................................................................... 73
Угасание нежелательного поведения.......................................................................................................................................................... 73
ВОПРОСЫ ЭТИКИ................................................................................................................................................................................................ 74
ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ...................................................................................................................................................................................... 75
Ответы.................................................................................................................................................................................................................. 75
Глава 4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПАМЯТИ................................................................................................................................................... 76
ПАМЯТЬ................................................................................................................................................................................................................... 77
Блоки памяти...................................................................................................................................................................................................... 77
Совершенствование работы блока долговременной памяти............................................................................................................... 79
Как лучше разместить информацию в памяти.......................................................................................................................................... 79
Совершенствование процесса вспоминания............................................................................................................................................. 81
ЗАБЫВАНИЕ.......................................................................................................................................................................................................... 83
Вытеснение......................................................................................................................................................................................................... 84
Подавление......................................................................................................................................................................................................... 84
Амнезия................................................................................................................................................................................................................ 85
Угасание и искажение...................................................................................................................................................................................... 85
Интерференция................................................................................................................................................................................................... 86
Роль последовательности в запоминании.................................................................................................................................................. 87
Лекарственные средства................................................................................................................................................................................. 88
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.................................................................................................................................. 89
Составление учебного графика.................................................................................................................................................................... 89
Концентрация внимания................................................................................................................................................................................. 91
Подготовка к контрольным работам и экзаменам................................................................................................................................... 92