Показатели и интерпретации

Положение рисунка на листе. В норме рисунок распо­ложен по средней линии вертикально поставленного лис­та. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кре­мовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая само­оценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к са­моутверждению.

Положение рисунка в нижней части – обратная тен­денция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подав­ленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенден­ции к самоутверждению.

Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).

Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к де­ятельности, действенности: почти все, что обдумывается,

планируется – осуществляется или, по крайней мере, на­чинает осуществляться (если даже и не доводится до кон­ца). Испытуемый активно переходит к реализации своих тенденций.

Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначи­тельная часть замыслов реализуется или хотя бы начина­ет реализовываться. Нередко также боязнь перед актив­ным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить дополнительно).

Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисую­щего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие орга­нам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали «уши» – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринима­ет ли испытуемый что-либо для завоевания положитель­ной оценки или только продуцирует на оценки окружаю­щих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая актив­ность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трак­туется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в боль­шинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, гру­бит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характе­рен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязли­вость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присуще­го человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают ред­ко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, при­дание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) раз­мер головы говорит о том, что испытуемый ценит рацио-нальное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружа­ющих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защит­но-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и са­мооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, по­добие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда -постамент). Рассматривается основательность этой части j по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность при­нятия решения, пути к выводам, формирования сужде-.' ния, опора на существенные положения и значимую ин- в формацию;,

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах к, и неосновательность суждений, иногда импульсивность ' принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с кор­пусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контро­ля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Од­нотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и ус­тановок в принятии решений, их стандартность, баналь­ность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – ственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополни­тельные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек – кудрей; цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружа­ющих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действи­ям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к сво­им действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к соб­ственной нерешительности. Положительная или отрица­тельная окраска этого отношения выражена направлени­ем хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомне­ние в собственной правоте, сожаление о сделанном, ска­занном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звень­ев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или от­сутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окру­жающих, агрессивная – если она выполнена в острых уг­лах; со страхом и тревогой – если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозри­тельностью – если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты – соответственно пространственному расположению: верхний контур фигу­ры – против вышестоящих, против лиц, имеющих воз­можность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родите­лей, учителей, начальников, руководителей; нижний кон­тур – защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, бо­язнь осуждения; боковые контуры – недифференцирован­ная опасливость и готовность к самозащите любого поряд­ка и в разных ситуациях; то же самое – элементы «защи­ты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа – больше в процессе деятельности (реальной), слева – больше защита своих мнений, убеждения, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнитель­ных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных дета­лей. Соответственно, чем больше составных частей и эле­ментов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничность орга­низма, хроническое соматическое заболевание. (То же са­мое подтверждается характером линии – слабая паутино­образная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажи­мая на него.) Обратный же характер линий – жирная с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – рез­кая тревожность. Обратить внимание также на то, какая-деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкива­ние», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угро­жающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», пред­ставление о своем положении в мире, как бы идентифика­ция себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, со­бакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – пред­ставитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одева­нием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выра­женности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Степень агрессивности выражена количеством, распо­ложением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) симво­лизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкну­тость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механи­ческих частей в тело «животного» – постановка животно­го на постамент, тракторные или танковые гусеницы, тре­ножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмон-тирование в глаз электролампы, в тело и конечности жи­вотного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», сущест­вующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несущест­вующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме по­строения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант – словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т.п.). Первое – рациональность, конкрет­ная установка при ориентировке и адаптации; второе -демонстративность, направленная главным образом на де­монстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встре­чаются названия поверхностно звуковые без всякого ос­мысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т.п.), зна­менующие легкомысленное отношение к окружающим, не­умение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических эле­ментов в суждениях над рациональными..

Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) – при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т.п.). Склон­ность к фантазированию (чаще защитного порядка) выра­жена обычно удлиненными названиями («аберосинотикли-рон», «гулобарниклетамиешиния» и т.п.).

тест «дерево»

Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

Материал: лист бумаги размером 15х10. см; ручка или карандаш. С помощью теста «Дерево» можно осуществлять обследова­ние как индивидуальное, так и групповое.

Инструкция: «Вам предлагается на листе бумаги выпол­нить рисунок дерева.Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом».

Интерпретация I («типология рисунков»)

При анализе значительного количества рисунков, выполнен­ных лицами различного пола и возраста (авторамипроанализи­рованы более 2000 рисунков, возраст испытуемых от 7 до 60 лет), удалось выделить несколько устойчивых типов рисования де­рева, а также определить ряд конкретных деталей, использова­ние которых в изображении дерева свидетельствует о некото­рых индивидуальных различиях людей.

На рис. 1 представлена схема дифференциации изображе­ний дерева.

Тип 1 – «ель». Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, с множе­ством веток и вырисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к домини­рованию, организаторские способности, активность.

Тип 2 – «синтетическое». Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы – это обычно ствол и крона. Наиболее час­то такое выполнение рисунка дерева встречается у лиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречаются у лиц, имеющих философское образование или обладающих склонностью к философствованию», т.е. наиболее выраженному обобщению, это так называемый «синтетический когнитивный стиль».

Рисунок 1. Схема дифференциации изображений дерева

Рисунок 2. Разновидности I типа в изображении дерева

Рисунок 3. Переход от схемы к детализации в рисунке

На рис. 3 представлен переход от схематического изображе­ния дерева к детализированному.

Тип 3 – «педантичное». Этот тип рисунка противоположен второму типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, с множеством деталей: листики, кора, ветка, почва у подножия дерева и т.д. Обычно люди, которые в изображении дерева при­бегают к большему числу деталей, отличаются педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерева встре­чается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, а так­же склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каж­дая деталь имеет значение. Можно обозначить это как «анали­тический когнитивный стиль».

Тип 4 – «зимнее». Для 4-ого типа дерева характерно изоб­ражение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выра­жены черты детской непосредственности. Их умение удивлять­ся и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встре­чается у детей.

Тип 5 – «пикническое». Для этого типа характерно подчер­кивание пышности кроны дерева. Это изображение дерева час­то присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно так­же встречается у лиц интуитивного типа, о котором упомина­лось ранее.

Тип 6 –«эстетическое». Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью эстетической формы, умением передать настроение, эстетичес­кое переживание. Эстетический тип иногда имеет вид стилиза­ции, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников или лю­бителей живописи, графики.

Эстетический тип изображения может сочетаться с другими типами, как это показано на рис. 4 и 5.

Тип 7– «пальма», «экзотический тип». Обычно встречается у молодежи; у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в даль­ние страны. Они экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму.

Тип 8 – «характерное дерево». Изображение дерева данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, ориги­нальностью. На дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на вет­ках: технические устройства, детали, игрушки. Встречаются у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необыч­ностью характера, самобытной индивидуальностью.

Рисунок 4 – Разновидности эстетического изображения ели

Рисунок 5 – Разновидности эстетическою выполнения рисунка дерева

Тип 9 – «сюжетный». Для данного типа характерно рисова­ние пейзажа, на котором изображено одно или несколько дере­вьев, а Также небо и на нем – солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т.п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вниз ветками и т.д.

Обычно люди, выполняющие такой рисунок , склонны к при­думыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.

Смешанный тип. Наряду с деревьями, которые можно отнес­ти к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, со­держащие элементы различных типов и относящиеся к смешан­ному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветками, листочками, окантованное линией кроны. Любой тип дерева может быть выполнен эстетически.

Интерпретация II («психология деталей»)

Несмотря на простоту выполнения теста, рисунок дерева может содержать в себе множество деталей, которые, являясь сигналами для практического психолога, позволяют правиль­но построить диалог с ребенком или взрослым, более целенап­равленно сформулировать вопросы для уточнения тех или иных черт индивидуальности, а также жизненных обстоятельств.

Какие детали и признаки можно выделить по данным наше­го обследования?

Сильная штриховка на дереве обычно свидетельствует о внут­реннем напряжении человека, эмоциональном возбуждении, состоянии тревоги.

Изображение на дереве гнезда, птиц и других животных час­ты у лиц, которые имеют особое отношение к природе, для них обычно и дерево – чей-то дом. Для таких людей характерно стремлений ухаживать за животными, растениями.

Наличие на дереве плодов характерно для лиц, стремящихся к результативности в деятельности.

Рисунок 8. Уменьшенное изображение деревьев

Дупло может свидетельствовать о перенесенном хроничес­ком заболевании, либо хирургической операции.

Среди изображений дерева могут быть обнаружены следую­щие варианты выполнения.

Вместо дерева рисуется пень. Это характерно для челове­ка, часто старающегося ответить на влияние противополож­ным действием, контрвопросом и др. «Ему дали инструкцию рисовать дерево, а он рисует пень». Можно иногда услышать комментарий: «Я всегда так делаю, вы просите дерево, а я вам пень рисую». Вершина дерева не завершена, обычно рисуются крупные ветви, а также, часто – дупло. Такое изображение можно ин­терпретировать как наличие больших незавершенных планов человека.

Слишком мелкое изображение часто свидетельствует о пере­утомлении человека, скованном положении, когда человек не может проявить себя, о зажатости (см. рис. 8).

Слишком большие размеры изображения –внутренняя рас­кованность, свобода.

Дерево, раздвоенное от ствола, наблюдалось в рисунках близнецов, или лиц, у которых родственные связи с братьями и сест­рами, даже двоюродными, очень значимы.

Сломанное дерево свидетельствует о сильном потрясении, переживании. Ветка вместо дерева, возможно, свидетельствует об инфантильности.

Комментарий к тесту

На рис. 9 выполнен тест «Рисунок дерева». Наиболее приме­чательными чертами изображения являются:

1. Раздвоение ствола, что характерно для близнецов или людей, у которых очень тесные контакты с сестрой, братом или близким человеком, который отождествляется с братом или сестрой.

2. Наличие яблок на голых ветках, на которых виден лишь один листок. Наличие яблок (по Коху) означает чувство вины, по нашим наблюдениям – стремление к результативности в деятельности. Голые ветки часто характерны для лиц, облада­ющих детской непосредственностью, оживленностью, отлича­ющихся умением смотреть на мир «свежим взглядом».

3. Наличие обозначения места, на котором стоит дерево, ха­рактерно для лиц, имеющих потребность в устойчивости, поис­ке «своих корней».

Интерпретация III теста «Дерево»

(комплексная, по Рене Стора; перевод с французского Н. С. Потолицыной)

Данные, представленные в исследованиях Р. Стора в 70-х –80-х годах, основаны на статистической валидизации и получены в ходе наблюдения разновозрастной группы в количестве 820 человек – от 4 до 60 лет. В варианте теста Р. Стора изображение дерева выполняется на двух сторонах одного листа. Рисующему дается следующая инструкция: «Нарисуйте дерево, любое, какое хотите, но не елку». Затем лист переворачивается и инструкция по­вторяется. (Важно отметить, что следует избегать слова «еще», которое может послужить стимулом к повторению изображе­ний предыдущего дерева.)

Рисунок 9. К интерпретации теста «Дерево»

Первый рисунок , по мнению Р. Стора, представляет собой реакцию испытуемого на незнакомую обстановку и отражает его усилия по самоконтролю. Второй более соответствует психологическому состоянию в привычной обстановке.

В одном из вариантов теста Р. Стора предлагает людям на втором листе нарисовать «дерево мечты» (т.е. воображаемое дерево, которое не существует в реальности). На обороте этого второго листа предлагается нарисовать дерево с закрытыми глазами. При этом считается, что «дерево мечты» позволяет выявить неудовлетворенные желания и отражает особенности компромисса между желаемым и действительным, при этом можно обнаружить тенденции удовлетворения и специфику ре­шения проблем. Дерево же, нарисованное с закрытыми глаза­ми, по мнению Р. Стора, позволяет выявить давние конфликты, детские травмы, которые могут влиять на настоящее.

Интерпретация Р. Стора основывается на особой рубрика­ции, выявленной статистически. Среди разделов этой рубрика­ции можно отметить следующие.

Семья: особенности состава, стиля воспитания, отношения с родителями, сестрами, братьями и т.д.

Аффективные реакции: веселость, грусть, пессимизм, оп­тимизм, враждебность, агрессия, нежность, ощущение побе­ды и т.п.

Интересы: интеллектуальные, художественные.

Роль в окружении: самоутверждение, оппозиция, потребность в согласии, зависимость и т.д.

Социальные отношения: общительность, замкнутость, лжи­вость

Форма деятельности: регулярность, системность, находчи­вость, медлительность и т.п.

Общий уровень развития: интеллект, внимание, память, во­ображение, прилежание.

Исходя из данной рубрикации, на основании анализа графи­ческого материала Р. Стора выделил так называемые фигуры, имеющие значение при психологической диагностике. Все фи­гуры сгруппированы по 15 категориям:

I.1–6 – свобода от инструкции;

II.6–10 – почва;

III. 10–15 – корни;

IV. 15–22 – симметрия;

V. 23–26 – кресты;

VI. 26–35 – положение на странице;

VII. 35–69 – форма листвы;

VIII. 69–78 – штриховка;

IX. 78–97 – ствол;

X. 97–101 – общая высота дерева;

XI. 101–113 – высота кроны;

XII. 113–120 – ширина кроны;

XIII. 120–125 – выступающие части;

XIV. 125–146 – особенности линий;

XV. 147–149 – разные признаки.

Интерпретация III опирается на обобщенную аналити­ческую схему рисунка дерева (рис. 10) и представляет со­бой попытку ввести в этот процесс некоторую логическую связность.

В последние годы, как мы видим тест «Дерево» претерпел существенное развитие: уточнялась его интерпретация, стаби­лизировались признаки деталей, результаты соотносились с данными основательных наблюдений.

Приводимый ниже вариант интерпретации дает в руки практическому психологу еще один подход, позволяющий уточнить и частично верифицировать те данные, которые могут быть получены в результате применения интерпретаций I и II. Их можно сопоставить с интерпретацией Коха и, как нам представ­ляется, получить более надежные сведения об особенностях лич­ности автора рисунка.

Рисунок 10. К тесту «Дерево»

Психологическое значение фигур (по Р. Стора)

I. «Свобода от инструкции «

· Множество деревьев (не связанных почвой – детское по­ведение; не подчиняется инструкциям).

· 2. Два дерева – может символизировать «он и другие» (см. расположение на странице и использованные фигуры).

· Разное содержание. Дополнительные объекты на рисунке дерева – воображение, эмоциональность.

· Пейзаж вокруг дерева – чувствительность.

· Поворачивание листа по горизонтали – независимый ум, признак ума, рассудительность.

II. «Основание»

6. Одной чертой – фиксируется на одной цели, принимает какой-либо приказ, указание.

7. Разные основания (разные линии особой формы) – навя­зывает себе свои правила, потребность в идеале.

7а. Несколько линий оснований до края листа – спонтан­ный контакт, неожиданное отступление. Импульсивность. Капризность.

8. Подъем основания в правый верхний угол – задор, энту­зиазм, увлеченность.

9. Основание вниз – отсутствие рвения, подавленность.. разбитость.

III. Корни

10. Корни меньше, чем ствол хочет узнать, что от него скрыто,

11. Корни на высоте ствола – любопытство, вызывающее проблемы.

12. Корни больше, чем ствол – большое любопытство, вы­зывающее тоску.

13. Корни, нарисованные одной чертой, – инфантильное поведение с желанием узнать секрет.

14. Корни, нарисованные двумя чертами, – способен разли­чать и распознавать реальность.

IV. Симметрия

15. Прямолинейная симметрия ствола. Ветви образуют пря­мой угол и расположены напротив друг друга – слиться, ка­заться в согласии с окружением.

16. Угольная симметрия. Ветви образуют со стволом острый угол, но расположены симметрично-напряженное усилие над агрессивностью.

17. Прямолинейное чередование. Ветви образуют со стволом угол в расположении поочерёдно с обеих сторон – колебание в выборе отношения к аффекту. Амбивалентность – источник внутреннего конфликта.

18. Угольное чередование – подвижность, сопровождающа­яся блокировкой. Моральные проблемы.

19. Прямоугольная симметрия листвы.

20. Угольная симметрия листвы.

21. Прямоугольное чередование листвы.

22. Угольное чередование листвы.

Примечание: наличие листвы в этих четырех фигурах, свиде­тельствует о внутренней, скрытой фантазии, наличии вообра­жения у личности, никак не проявляемого внешне.

V. Крест

23. Крест в корнях.

24. Крест в стволе.

25. Крест в листве.

Крест означает конфликт, страдание. Имеет значение и его форма.

VI. Расположение на странице

(страница разделена на 4 части линиями по вертикали и по горизонтали)

26. Чисто левая позиция – привязанность к прошлому, к матери к тому, что связано с ее образом. 27. Левая позиция с тенденцией к центру –двойное желание покровительства и независимости в этих рамках.

28. Центральная позиция с тенденцией влево.

29. Центральная позиция с тенденцией вправо – желание найти согласие, равновесие между собой и другими. Важен на­клон вправо или влево. При доминировании наклона слева на­право.– направленность к внешнему миру, будущему.

29а.Строго центральная позиция свидетельствует о потребности острой систематизации на основе привычек.

30. Правая позиция – потребность опереться на авторитет. Иногда – мать, не обеспечивающая безопасности.

30а. Правая позиция с тенденцией к центру – поиск согласия с окружением.

31. Верхняя позиция (целиком в верхней четверти) – ком­пенсация депрессии возбуждением. Нестабильность и поиск са­мообладания. Амбиции, желание навязать себя другим.

32. Нижняя позиция (целиком в нижней половине) – впечат­ление покинутости, депрессии, самообвинение, ненужность,

33. Левая и правая позиции, несколько деревьев.

34.Левая позиция, центральная и правая позиции, несколь­ко деревьев – может быть сомнение в поведении или богатство соображения, в соответствий, с качеством линии и оригиналь­ностью форм.

34а. Центр дерева – личный способ поиска равновесия.

VII. Форма листвы

35. Маленькие букетики с кругами в 1/3 высоты ствола – нежная эмоциональность, чувствительность.

36. Маленькие букетики без кругов – фрустрированная нежность.

37. Круги в листве – словесная активность, поиск ободряю­щих переживаний.

38. Падающие (или упавшие) листья – чувствует себя поки­нутым, разочарован.

39. Опускающаяся листва – отчаяние, бессилие.

40. Листья вверх (ветви направлены к верху страницы) – порыв, энтузиазм, стремление к доминированию.

41. Листья во все стороны –ищет уверенности в разнооб­разных контактах. Распыляется. Возбужден.

42. Открытая листва (не замкнутая) – чувствительность к окружению, малая сопротивляемость ему.

42а. Нитевидная листва (очень похожа на запутанную нить) – ловкость, более или менее выделяющаяся в решении проблем,

43. Листва в открытых (разомкнутых) кривых линиях – при­нятие, открытость к другому.

43а. Листва, следующая форме страницы – немного стеснен нормами своего окружения, но подчиняется им.

44. Закрытая и открытая листва – умение получать и давать. Поиск объективности.

45. Полная, закрытая листва (замкнутая кривая) – сохране­ние самообладания инфантильным способом.

46. Пустая закрытая листва (пустой круг) – непроявляемая агрессивность.

47. Детали листьев, не связанных с целым (замкнутые), – ин­фантильные суждения, которые проводят незначимую личную точку зрения выше общепринятой.

48. Однообразные детали – тенденция к повторению.

49. Разнообразные детали в листве –разнообразит свои зна­ния. Память.

49а. Детали на стволе – помнит о мелочах в повседневной жизни;

50. Множество серий деталей – тенденция к систематичес­кой деятельности.

51. Явное дерево, подстриженное шапкой,– круглый протуберанец, нарисованный на вершине ствола, откуда выходят вет­ви в разные стороны– инфантильный поиск покровительства.

52. Скрытое дерево, подстриженное шапкой (закругление есть, но не прочерчено),--- потребность в поддержке.

52а. Инфантильное дерево, подстриженное шапкой (круг на вершине ствола, лучи вокруг),– нормально для детей 7 лет. Признаки отставания – после 7 лет.

53. Ветви на одной линии – побег от неприятной реальнос­ти, приукрашивание ее или трансформация.

54. Ветви на одной и двух линиях на одном рисунке – поиск точности. Нюансы оценивания.

55. Ветви из двух линий – хорошее различение реальности. 55а. Обрезанная ветвь – аффективная травма.

56. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии + круги в листве – неудовлетворенные желания отрицаются.

57. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии – менее уязвимый, чем предыдущий, испытуемый, осознает свою неудовлетворенность.

58. Ромбы из одной и двух линий + круги – отдает отчет в том, что разделяет мечты и реальность, но требует компенса­ции нежности.

59. Ромбы из одной и двух линий без кругов – больше зре­лости, которая помогает перенести фрустрацию.

60. Ромбы и 1/2 ромба из двух линий + круги – испытуемый осознает борьбу, разыгрывающуюся между двумя противопо­ложными желаниями, и ищет эмоциональной компенсации, что­бы заглушить свое беспокойство.

61. Ромбы и 1/2 ромба или двух линий без кругов – умеет луч­ше, чем предыдущий, прятать свои сомнения в выборе занятий и хочет показаться уверенным в себе.

62. Листва в виде гирлянд (птичкой) – находится в обороне;

остается вежливым и не атакует в лоб.

63. Петлевидная листва – желание пользоваться своим оба­янием для победы.

64. Листва в форме кривой без множества разрывов внутри или по краям – осторожный и сдержанный, настороже.

65. Нитевидная листва – ловкость в избегании того, что не нравится.

65а. Листва с прогрессирующим расширением – поиск про­гресса через улучшение.

656. Беспорядочная повторяющаяся листва: малые формы листвы, очерченные контуром, повторяющиеся на всем дереве – общая, захватывающая мысль беспокойства, тревоги.

б5в. Листва, подобная вышивке – женское начало, обаяние;

любезность.

65г. Переделанная листва – хочет скрыть и исправить свои ошибки, чтобы избежать возможных упреков.

65д. Листва с цветами на дереве или вне его – мягкость, сен­тиментальность, нежность.

65е. Утолщенные замкнутые ветви – внезапные гневные ре­акции, более или менее предвидимые.

б5з. Плакучая ива– отсутствие смелости, мотивированное или немотивированное событиями отчаяние.

66. Листва, направленная вправо,– желание прочной под­держки и поиск позитивных контактов.

67. Листва, направленная влево,– возврат к прошлому и опыту детства.

68. Листва без четкого направления – затрудненный выбор.

VIII. Штриховка

69. Зажатая штриховка, повторяющаяся в листве, на стволе, или в корнях – интерпретируется в зависимости от места штри­ховки: общее напряженное беспокойство.

70. Судорожная штриховка, повторяющаяся и ограниченная – акцентуация значения признака 69 + возможные гневные реакции.

71. Штриховка на стволе (судорожная, повторяющаяся, ог­раниченная или нет) – значительные проблемы с родителями, вызывающие беспокойство, проявляемое или нет. Аккумулиру­ется злобность, тоска от покинутости

72. Равномерная штриховка – значимость ощущений, впе­чатлений. Живет в мечтах и воображает для самоутешения.

73. Черное и белое – ригидное поведение. Возмущается в случае нападок и в то же время старается во имя принципов ог­раничить себя.

74. Штриховка в виде петли – детская зависимость, покорность, отчаяние.

75. Прямолинейная штриховка, – желание предвидеть, лю­бовь к планированию.

76. Нитевидная штриховка (похожа на замкнутую нить) – страх невозможности сдержать собственные агрессивные силы, беспокойство. Может разразиться гневом.

77. Штриховка в мелких деталях – повторяющиеся мечты, которые позволяют компенсировать, но не устранять грусть.

77а. Заштрихованные круги – неудовлетворенность аффек­тивных потребностей. Проблемы по поводу пищи.

IX. Ствол

78. Изолированная ветвь на стволе слева– желание быть похожим на мать или поступать так же. как она..

79. Изолированная ветвь на стволе справа – желание быть похожим на отца, сравниваться с ним в силе.

80. Шрам на стволе – сознание пережитых провалов, которые оставили след.

81. Ствол, отделенный от листвы чертой,– чувствует воспи­тательное принуждение, отрицает или принимает его,

82. Ствола форме конуса – оппозиция с целью доказать свою силу.

82а. Ствол в форме раздавленного свода – сильно чувствует внешнее принуждение и «проваливается» в желание ему проти­виться, противостоять.

83. Листва, прерывающая ствол вогнутой кривой, – пассив­ность, мягкость, принятие.

84. Ствол из одной линии –отказ видеть существующую реальность и учитывать ее.

85. Ствол из двух линий, ветви из одной линии – видит ре­альность, но не считает ее соответствующей своим, желаниям, старается избежать ее в мечтах или игре.

86. Открытый ствол, соединенный с листвой,– хороший ин­теллект, нормальное развитие.

87. Ствол, входящий в листву – желание сохранить то, что имеешь, но возможно и беспокойство по поводу сексуальности.

88. Ствол, висящий над почвой, – отсутствие контакта с миром.

88а. Листва, висящая над стволом – повседневная и интел­лектуальная жизнь плохо связаны).

89. Ствол, отделанный от почвы чертой, – чувствует себя изолированным, несчастным.

90. Ствол с наклоном влево отступает в страхе от нападок.

91. Ствол с наклоном вправо – ищет поддержки.

92. Ствол с разным наклоном – напряженное сомнение. Мо­жет внезапно перейти от одного состояния к противоположному.

93. Ствол, поднимающийся вверх, – дух предприимчивости.

94. Ствол, опускающийся вниз, – разочарование грусть.

95. Ствол, расширенный внизу, – поиск прочной позиции в своей среде.

96. Ствол, суженный у основания, – чувство небезопасности в окружении, которое не приносит желаемой поддержки.

96а. Ствол, «приваренный» к основанию,– изолируется и хочет укрепить свое «Я» перед миром, который признается бес­покойным.

X. Общая высота

(страница разделена на четыре части в направлении высоты)

97. Высота 1 – зависимость, уязвимость, недоверие к себе, но возможны мечты о компенсирующем могуществе.

98. Высота 2 – зависимость и робость, менее заметные, чем предыдущие.

99. Высота 3 – хорошая адаптация в среде.

100. Высота 4 – хочет быть замеченным, значимым для дру­гих, утвердиться.

100а. Контраст высоты (варианты разных по высоте деревь­ев одного испытуемого) – амбивалентность в своих чувствах: утвердиться или пройти незамеченным.

XI. Высота листвы

(страница разделена на восемь частей в направлении высоты)

101. Листва 1-й высоты – отсутствие рефлексии и контроля. Нормально для 4 лет.

102. Листва 2-й высоты – способность размышлять над своим опытом и сдерживать свои реакции.

103. Листва 3-й высоты – хороший контроль и рефлексия.

104. Листва 4-й высоты – интериоризация, компенсаторные мечты.

105. Листва 5-й высоты -– интенсивная интеллектуальная жизнь. Подчеркивает значение

106. Листва 6-й высоты – интеллектуальное напряжение.

107. Листва 7-й высоты – высота листвы находится в пря­мой связи с интеллектуальным развитием и интересом к духов­ным объектам. Если листва занимает всю страницу или почти всю, возможен уход в мечты. Тогда нужно проследить ее связь со стволом и особенности рисунка интерпретировать в этом направлении.

108. Ствол больше листвы – живет настоящим моментом, интересуется конкретными вещами. Потребность в движении.

109. Ствол явно больше листвы, например, в 2 или 3 раза – сильно зависит от окружения, противостоит ему агрессией, сдерживаемой беспокойством. Возбудимость, импульсивность, ко­торую трудно сдерживать.

110. Ствол равен высоте листвы – поиск равновесия. Хочет.удовлетворять требования среды.

111. Листва больше ствола – рефлексия помогает в поисках ав­тономии и самоконтроля. Способность сдерживать свои реакции.

112. Листва явно больше ствола – высокий интеллектуальный уровень, артистические интересы. Иногда также, в зависимости от других признаков, возможность ухода в воображаемый: сказочный мир, который может привести к бреду и психозу.

XII. Ширина листвы

(страница разделена на четыре части в направлении ширины)

113. Ширина 1-й листвы – сомнение в своем интеллекте, позиция напряженной, судорожной защиты.

114. Ширина 2-й листвы – еще мало убежден в собственной ценности. Ставит под сомнение свой интеллект.

115. Ширина 3-й листвы – хороший интеллект, но может трудно объясняться. Дилеммы в контактах.

116. Ширина 4-й листвы – любит говорить, привлекать вни­мание, быть замеченным.

117. Листва первого дерева широкая, второго – узкая – проблема выбора. Недоверчивость с одновременной потребно­стью зависеть от других. Осознание конфликтов.

118. Листва первого дерева узкая, второго – широкая – упрямство и противодействие. Прячет свою слабость за показ­ной силой, оставаясь внутренне напряженным к зажатым. Мож­но добавить поиск автономии.

119. Острая листва (узкая вершина), заканчивающаяся пере­вернутым V – защита от опасности, настоящей или подозрева­емой, воспринимается как атака па личность.

XIII. Выступающие части

120. Листва, выступающая слева,–одновременно привязан­ность и агрессивная оппозиция к матери, вызывающей неудов­летворенность по некоторым причинам.

121. Листва, выступающая справа,–желание воздействовать на другого, атака или защита. Избирательность в контактах.

122. Выступающий верх – хочет компенсировать чувство недостаточности желанием могущества.

123. Ствол, выступающий внизу страницы, поиск безопасно­сти для устранения чувства покинутости. Хочет найти стабиль­ные рамки. Потребность в нежности.

124. Маленькое дерево (1/2 клетки) и выступающий вверху страницы ствол – существует одновременно чувство «раздав­ленности» и поиск внешней компенсации.

XIV. Характер линии

125. Расширяющиеся линии в листве – агрессивность, кото­рая проявляется резким способом, но не в действиях, а в словах.. (Другие признаки могут помочь понять, есть ли подавление иди освобождение разрядки.)

126. Расширяющиеся линии на стволе или на почве – воз­можно говорит об агрессивности, пережитой или назревающей.

127. Заостренные линии в листве – агрессивная критика и возможное чувство вины (по направлению заострений)

128. Заостренные линии на стволе или на почве – разочаро­вание в жизни. Обвинение других и себя.

129. Заостренная листва вправо и вверх.

129а. Заостренная влево листва.

130. Листва, заостренная вниз.

Все заострения нужно рассматривать как агрессивность, про­являемую или скрытую, в зависимости от направления и фор­мы линий. Имея место в листве, она больше чувствуется, чем проявляется повседневно.

131. Жирные линии в стволе–»пропитывается» средой, пло­хо ей сопротивляется.

132. Жирные линии в стволе и в листве – значимые впечат­ления препятствуют деятельности.

133. Легкие линии ствола – страх самоутвердиться и дей­ствовать свободно.

134. Легкие линии в листве– чувствительность. Поддается влиянию.

135. Прямые и четкие линии, очерчивающие ствол,– реши­тельность, деятельность.

136. Кривые (корявые) поспешные линии, очерчивающие ствол,– ловкость, находчивость. Не задерживается на том, что печалит-

137. Кривые, медленные линии, очерчивающие ствол,– за­медленная активность из-за беспокойства и чувства непреодо­лимости препятствий.

138. «Макаронные линии» – тенденция к скрытности с це­лью застать врасплох и неожиданно атаковать. Скрытый гнев.

139. Плохо выполненные исправления ствола – выявляет ошибки из-за потребности быть наказанным. Различные амби­валентности. Неблагоприятные суждения о себе.

139а. Плохо выполненные исправления на листве или кор­нях – то же значение, что 139. (Учитывается место, где есть ис­правления, для уточнения, прочувствовано это или скрыто.)

140. Хорошо выполненные исправления на стволе– поиск улучшения. Желание скрыть неблагопрнятное с целью предста­вить то, что имеет ценность в глазах другого.

141. Изорванная линия, очерчивающая ствол,– реактивный страх реальной травмирующей ситуации. Неподвижное и немое отношение, похожее на своеобразный паралич (не путать с от­ношением упрямства).

142. Различные линии, очерчивающие ствол,– вариатив­ность состояний из-за внутренних противоречий. Противосто­ят агрессивность и пассивность.

143. Линия с нажимом, очерчивающая ствол,– активность и самоутверждение.

144. Арки, дуги и своды в листве – скрытность, недоверчивость.

145. Прямые и четкие линии на стволе – решительность, ак­тивность.

146. Геометрические фигуры на стволе или листве – тенден­ция к систематизации мыслей, деятельности, по месту этих фи­гур на дереве.

XV. Разные признаки

147. Тень от дерева на земле – доказательство некоторых тенденций, которые можно увидеть в самом изображении тени.

148. Отсутствие ветвей – трудность установления контактов.

149. Круг в основании ствола – чувствует себя защищенным и в безопасности только в узком ограниченном кругу.

В данной интерпретации выбор между различными психо­логическими значениями признаков осуществляется в ходе срав­нения различных рисунков, выполненных одним и тем же испы­туемым; при этом само значение признаков в ходе анализа ук­репляется, противопоставляется и уточняется.

Рассмотрим пример:

Дерево нарисовано в центральной позиции, т.е. в центре стра­ницы. Мы знаем, что эта позиция часто встречается у испытуе­мых, имеющих систематические привычки. Если это дерево име­ет высоту, необходимо подумать, что сформулированные при­вычки имеют цель освободить испытуемого от сомнений в собственной значимости, так как 1-я высота указывает на сла­бую веру испытуемого в себя, и он часто старается компенсиро­вать ее с помощью успокаивающих привычек.

Если на выполненном рисунке листва гораздо больше ствола, то вполне возможно, что в мечтах испытуемый ищет некой ком­пенсации. Если, наоборот, ствол больше листвы,– вера в себя воз­можна для него в систематически повторяющихся поступках.

Если линии заострены, то у испытуемого может существо­вать тенденция к агрессивной критике, более или менее скры­тая. Если они расширены, мы можем предложить склонность к внезапному гневу. Направление заострений или расширений укажет, на что направлена агрессивность (включая самого ис­пытуемого, если линии направлены вниз, т.е. на себя).

Комментарий к тесту

Как видно из теста и приведенных вариантов изображения, существуют разные уровни анализа теста «Дерево», и для ис­следователя остается некая свобода выбора – что именно ис­пользовать в своей работе. Разумеется, в любом случае выбор уровня интерпретации означает необходимость критического подхода и обеспечения проверки результатов интерпретаций на валидность и надежность каждого из полученных вариантов. Полное решение этой задачи --- большая работа, которая по­требует усилий многих и многих исследователей. Но одновре­менно это и увлекательная работа, хотя необходим огромный запас терпения.

Отметим здесь, что наличие потенциального гигантского числа признаков в анализе изображения дерева ('гак же, как и других видов изображения) поначалу затрудняет работу прак­тического психолога по использованию данного типа тестов. Понятно, что такое обилие признаков невозможно удержать в голове. Поэтому в практике зарубежных авторов весьма часто используются концепции психоанализа и психоаналитические интерпретации. Но для такого рода заключений необходимы соответствующая подготовка и значительный опыт работы с диагностическими процедурами.

В нашем исследовании мы попытались выделить лишь наи­более общие признаки изображения. И сделали это сознатель­но-для того, чтобы дать возможность коллегам использовать опыт построения такой индивидуальной типологии, которая была получена нами в результате эмпирического исследования на большом и разнообразном контингенте испытуемых. Выде­ление отдельных признаков изображения и построение спосо­бов их интерпретации, по нашему мнению, является важным и нужным примером, однако недостаток научного обоснования при использовании такого рода признаков может сделать ра­боту практического психолога недостаточно корректной.

ТЕСТ «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

Цель применения теста:выявление индивидуально-типологический различий.

Инструкция:«Вам нужно нарисовать фигуру человека, со­ставленную из 10 элементов, среди которых могут быть треу­гольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или умень­шать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, на­кладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количе­ство фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами исполь­зовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать не­достающие».

Материал:испытуемым предлагается три листа бумаги раз­мером 10x10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок , далее, соответ­ственно на листе № 2 – второй, на листе № 3 – третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нару­шении инструкции данные не обрабатываются.

Обработка данныхпроизводится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении чело­века треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чи­сел, где сотни будут обозначать количество треугольников, де­сятки – количество кругов, единицы – количество квадра­тов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую «фор­мулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам, которые представлены в табл. 1.

Интерпретация данных.Собственные эмпирические иссле­дования, в которых получено и проанализировано более двух ты­сяч рисунков, показали нам, что соотношение различных элемен­тов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет выделить восемь основных типов, по которым соответствуют опи­санные ниже типологические характеристики.

Интерпретация теста основана на том, что геометричес­кие фигуры, использованные в рисунках, различаются по се­мантике. Треугольник обычно относят к «острой», «наступа­тельной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг – фи­гура обтекаемая, более созвучно с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем других, поэтому квадрат, прямо­угольник интерпретируются как специфически техническая кон­структивная фигура, «технический модуль».

Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода «систему» индиви­дуально-типологических различий (см. табл. 1).

Таблица 1

Наши рекомендации