Показатели и интерпретации
Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).
Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается,
планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих тенденций.
Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить дополнительно).
Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали «уши» – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рацио-нальное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда -постамент). Рассматривается основательность этой части j по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования сужде-.' ния, опора на существенные положения и значимую ин- в формацию;,
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах к, и неосновательность суждений, иногда импульсивность ' принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – ственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек – кудрей; цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная – если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой – если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты – соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур – защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое – элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа – больше в процессе деятельности (реальной), слева – больше защита своих мнений, убеждения, вкусов.
Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него.) Обратный же характер линий – жирная с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая-деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» – постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмон-тирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант – словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т.п.). Первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе -демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными..
Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) – при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотикли-рон», «гулобарниклетамиешиния» и т.п.).
тест «дерево»
Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.
Материал: лист бумаги размером 15х10. см; ручка или карандаш. С помощью теста «Дерево» можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.
Инструкция: «Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок дерева.Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным. Рисунок выполняется ручкой или карандашом».
Интерпретация I («типология рисунков»)
При анализе значительного количества рисунков, выполненных лицами различного пола и возраста (авторамипроанализированы более 2000 рисунков, возраст испытуемых от 7 до 60 лет), удалось выделить несколько устойчивых типов рисования дерева, а также определить ряд конкретных деталей, использование которых в изображении дерева свидетельствует о некоторых индивидуальных различиях людей.
На рис. 1 представлена схема дифференциации изображений дерева.
Тип 1 – «ель». Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, с множеством веток и вырисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к доминированию, организаторские способности, активность.
Тип 2 – «синтетическое». Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы – это обычно ствол и крона. Наиболее часто такое выполнение рисунка дерева встречается у лиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречаются у лиц, имеющих философское образование или обладающих склонностью к философствованию», т.е. наиболее выраженному обобщению, это так называемый «синтетический когнитивный стиль».
Рисунок 1. Схема дифференциации изображений дерева
Рисунок 2. Разновидности I типа в изображении дерева
Рисунок 3. Переход от схемы к детализации в рисунке
На рис. 3 представлен переход от схематического изображения дерева к детализированному.
Тип 3 – «педантичное». Этот тип рисунка противоположен второму типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, с множеством деталей: листики, кора, ветка, почва у подножия дерева и т.д. Обычно люди, которые в изображении дерева прибегают к большему числу деталей, отличаются педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерева встречается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, а также склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каждая деталь имеет значение. Можно обозначить это как «аналитический когнитивный стиль».
Тип 4 – «зимнее». Для 4-ого типа дерева характерно изображение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встречается у детей.
Тип 5 – «пикническое». Для этого типа характерно подчеркивание пышности кроны дерева. Это изображение дерева часто присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у лиц интуитивного типа, о котором упоминалось ранее.
Тип 6 –«эстетическое». Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью эстетической формы, умением передать настроение, эстетическое переживание. Эстетический тип иногда имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников или любителей живописи, графики.
Эстетический тип изображения может сочетаться с другими типами, как это показано на рис. 4 и 5.
Тип 7– «пальма», «экзотический тип». Обычно встречается у молодежи; у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в дальние страны. Они экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму.
Тип 8 – «характерное дерево». Изображение дерева данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, оригинальностью. На дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки. Встречаются у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необычностью характера, самобытной индивидуальностью.
Рисунок 4 – Разновидности эстетического изображения ели
Рисунок 5 – Разновидности эстетическою выполнения рисунка дерева
Тип 9 – «сюжетный». Для данного типа характерно рисование пейзажа, на котором изображено одно или несколько деревьев, а Также небо и на нем – солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т.п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вниз ветками и т.д.
Обычно люди, выполняющие такой рисунок , склонны к придумыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.
Смешанный тип. Наряду с деревьями, которые можно отнести к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, содержащие элементы различных типов и относящиеся к смешанному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветками, листочками, окантованное линией кроны. Любой тип дерева может быть выполнен эстетически.
Интерпретация II («психология деталей»)
Несмотря на простоту выполнения теста, рисунок дерева может содержать в себе множество деталей, которые, являясь сигналами для практического психолога, позволяют правильно построить диалог с ребенком или взрослым, более целенаправленно сформулировать вопросы для уточнения тех или иных черт индивидуальности, а также жизненных обстоятельств.
Какие детали и признаки можно выделить по данным нашего обследования?
Сильная штриховка на дереве обычно свидетельствует о внутреннем напряжении человека, эмоциональном возбуждении, состоянии тревоги.
Изображение на дереве гнезда, птиц и других животных часты у лиц, которые имеют особое отношение к природе, для них обычно и дерево – чей-то дом. Для таких людей характерно стремлений ухаживать за животными, растениями.
Наличие на дереве плодов характерно для лиц, стремящихся к результативности в деятельности.
Рисунок 8. Уменьшенное изображение деревьев
Дупло может свидетельствовать о перенесенном хроническом заболевании, либо хирургической операции.
Среди изображений дерева могут быть обнаружены следующие варианты выполнения.
Вместо дерева рисуется пень. Это характерно для человека, часто старающегося ответить на влияние противоположным действием, контрвопросом и др. «Ему дали инструкцию рисовать дерево, а он рисует пень». Можно иногда услышать комментарий: «Я всегда так делаю, вы просите дерево, а я вам пень рисую». Вершина дерева не завершена, обычно рисуются крупные ветви, а также, часто – дупло. Такое изображение можно интерпретировать как наличие больших незавершенных планов человека.
Слишком мелкое изображение часто свидетельствует о переутомлении человека, скованном положении, когда человек не может проявить себя, о зажатости (см. рис. 8).
Слишком большие размеры изображения –внутренняя раскованность, свобода.
Дерево, раздвоенное от ствола, наблюдалось в рисунках близнецов, или лиц, у которых родственные связи с братьями и сестрами, даже двоюродными, очень значимы.
Сломанное дерево свидетельствует о сильном потрясении, переживании. Ветка вместо дерева, возможно, свидетельствует об инфантильности.
Комментарий к тесту
На рис. 9 выполнен тест «Рисунок дерева». Наиболее примечательными чертами изображения являются:
1. Раздвоение ствола, что характерно для близнецов или людей, у которых очень тесные контакты с сестрой, братом или близким человеком, который отождествляется с братом или сестрой.
2. Наличие яблок на голых ветках, на которых виден лишь один листок. Наличие яблок (по Коху) означает чувство вины, по нашим наблюдениям – стремление к результативности в деятельности. Голые ветки часто характерны для лиц, обладающих детской непосредственностью, оживленностью, отличающихся умением смотреть на мир «свежим взглядом».
3. Наличие обозначения места, на котором стоит дерево, характерно для лиц, имеющих потребность в устойчивости, поиске «своих корней».
Интерпретация III теста «Дерево»
(комплексная, по Рене Стора; перевод с французского Н. С. Потолицыной)
Данные, представленные в исследованиях Р. Стора в 70-х –80-х годах, основаны на статистической валидизации и получены в ходе наблюдения разновозрастной группы в количестве 820 человек – от 4 до 60 лет. В варианте теста Р. Стора изображение дерева выполняется на двух сторонах одного листа. Рисующему дается следующая инструкция: «Нарисуйте дерево, любое, какое хотите, но не елку». Затем лист переворачивается и инструкция повторяется. (Важно отметить, что следует избегать слова «еще», которое может послужить стимулом к повторению изображений предыдущего дерева.)
Рисунок 9. К интерпретации теста «Дерево»
Первый рисунок , по мнению Р. Стора, представляет собой реакцию испытуемого на незнакомую обстановку и отражает его усилия по самоконтролю. Второй более соответствует психологическому состоянию в привычной обстановке.
В одном из вариантов теста Р. Стора предлагает людям на втором листе нарисовать «дерево мечты» (т.е. воображаемое дерево, которое не существует в реальности). На обороте этого второго листа предлагается нарисовать дерево с закрытыми глазами. При этом считается, что «дерево мечты» позволяет выявить неудовлетворенные желания и отражает особенности компромисса между желаемым и действительным, при этом можно обнаружить тенденции удовлетворения и специфику решения проблем. Дерево же, нарисованное с закрытыми глазами, по мнению Р. Стора, позволяет выявить давние конфликты, детские травмы, которые могут влиять на настоящее.
Интерпретация Р. Стора основывается на особой рубрикации, выявленной статистически. Среди разделов этой рубрикации можно отметить следующие.
Семья: особенности состава, стиля воспитания, отношения с родителями, сестрами, братьями и т.д.
Аффективные реакции: веселость, грусть, пессимизм, оптимизм, враждебность, агрессия, нежность, ощущение победы и т.п.
Интересы: интеллектуальные, художественные.
Роль в окружении: самоутверждение, оппозиция, потребность в согласии, зависимость и т.д.
Социальные отношения: общительность, замкнутость, лживость
Форма деятельности: регулярность, системность, находчивость, медлительность и т.п.
Общий уровень развития: интеллект, внимание, память, воображение, прилежание.
Исходя из данной рубрикации, на основании анализа графического материала Р. Стора выделил так называемые фигуры, имеющие значение при психологической диагностике. Все фигуры сгруппированы по 15 категориям:
I.1–6 – свобода от инструкции;
II.6–10 – почва;
III. 10–15 – корни;
IV. 15–22 – симметрия;
V. 23–26 – кресты;
VI. 26–35 – положение на странице;
VII. 35–69 – форма листвы;
VIII. 69–78 – штриховка;
IX. 78–97 – ствол;
X. 97–101 – общая высота дерева;
XI. 101–113 – высота кроны;
XII. 113–120 – ширина кроны;
XIII. 120–125 – выступающие части;
XIV. 125–146 – особенности линий;
XV. 147–149 – разные признаки.
Интерпретация III опирается на обобщенную аналитическую схему рисунка дерева (рис. 10) и представляет собой попытку ввести в этот процесс некоторую логическую связность.
В последние годы, как мы видим тест «Дерево» претерпел существенное развитие: уточнялась его интерпретация, стабилизировались признаки деталей, результаты соотносились с данными основательных наблюдений.
Приводимый ниже вариант интерпретации дает в руки практическому психологу еще один подход, позволяющий уточнить и частично верифицировать те данные, которые могут быть получены в результате применения интерпретаций I и II. Их можно сопоставить с интерпретацией Коха и, как нам представляется, получить более надежные сведения об особенностях личности автора рисунка.
Рисунок 10. К тесту «Дерево»
Психологическое значение фигур (по Р. Стора)
I. «Свобода от инструкции «
· Множество деревьев (не связанных почвой – детское поведение; не подчиняется инструкциям).
· 2. Два дерева – может символизировать «он и другие» (см. расположение на странице и использованные фигуры).
· Разное содержание. Дополнительные объекты на рисунке дерева – воображение, эмоциональность.
· Пейзаж вокруг дерева – чувствительность.
· Поворачивание листа по горизонтали – независимый ум, признак ума, рассудительность.
II. «Основание»
6. Одной чертой – фиксируется на одной цели, принимает какой-либо приказ, указание.
7. Разные основания (разные линии особой формы) – навязывает себе свои правила, потребность в идеале.
7а. Несколько линий оснований до края листа – спонтанный контакт, неожиданное отступление. Импульсивность. Капризность.
8. Подъем основания в правый верхний угол – задор, энтузиазм, увлеченность.
9. Основание вниз – отсутствие рвения, подавленность.. разбитость.
III. Корни
10. Корни меньше, чем ствол хочет узнать, что от него скрыто,
11. Корни на высоте ствола – любопытство, вызывающее проблемы.
12. Корни больше, чем ствол – большое любопытство, вызывающее тоску.
13. Корни, нарисованные одной чертой, – инфантильное поведение с желанием узнать секрет.
14. Корни, нарисованные двумя чертами, – способен различать и распознавать реальность.
IV. Симметрия
15. Прямолинейная симметрия ствола. Ветви образуют прямой угол и расположены напротив друг друга – слиться, казаться в согласии с окружением.
16. Угольная симметрия. Ветви образуют со стволом острый угол, но расположены симметрично-напряженное усилие над агрессивностью.
17. Прямолинейное чередование. Ветви образуют со стволом угол в расположении поочерёдно с обеих сторон – колебание в выборе отношения к аффекту. Амбивалентность – источник внутреннего конфликта.
18. Угольное чередование – подвижность, сопровождающаяся блокировкой. Моральные проблемы.
19. Прямоугольная симметрия листвы.
20. Угольная симметрия листвы.
21. Прямоугольное чередование листвы.
22. Угольное чередование листвы.
Примечание: наличие листвы в этих четырех фигурах, свидетельствует о внутренней, скрытой фантазии, наличии воображения у личности, никак не проявляемого внешне.
V. Крест
23. Крест в корнях.
24. Крест в стволе.
25. Крест в листве.
Крест означает конфликт, страдание. Имеет значение и его форма.
VI. Расположение на странице
(страница разделена на 4 части линиями по вертикали и по горизонтали)
26. Чисто левая позиция – привязанность к прошлому, к матери к тому, что связано с ее образом. 27. Левая позиция с тенденцией к центру –двойное желание покровительства и независимости в этих рамках.
28. Центральная позиция с тенденцией влево.
29. Центральная позиция с тенденцией вправо – желание найти согласие, равновесие между собой и другими. Важен наклон вправо или влево. При доминировании наклона слева направо.– направленность к внешнему миру, будущему.
29а.Строго центральная позиция свидетельствует о потребности острой систематизации на основе привычек.
30. Правая позиция – потребность опереться на авторитет. Иногда – мать, не обеспечивающая безопасности.
30а. Правая позиция с тенденцией к центру – поиск согласия с окружением.
31. Верхняя позиция (целиком в верхней четверти) – компенсация депрессии возбуждением. Нестабильность и поиск самообладания. Амбиции, желание навязать себя другим.
32. Нижняя позиция (целиком в нижней половине) – впечатление покинутости, депрессии, самообвинение, ненужность,
33. Левая и правая позиции, несколько деревьев.
34.Левая позиция, центральная и правая позиции, несколько деревьев – может быть сомнение в поведении или богатство соображения, в соответствий, с качеством линии и оригинальностью форм.
34а. Центр дерева – личный способ поиска равновесия.
VII. Форма листвы
35. Маленькие букетики с кругами в 1/3 высоты ствола – нежная эмоциональность, чувствительность.
36. Маленькие букетики без кругов – фрустрированная нежность.
37. Круги в листве – словесная активность, поиск ободряющих переживаний.
38. Падающие (или упавшие) листья – чувствует себя покинутым, разочарован.
39. Опускающаяся листва – отчаяние, бессилие.
40. Листья вверх (ветви направлены к верху страницы) – порыв, энтузиазм, стремление к доминированию.
41. Листья во все стороны –ищет уверенности в разнообразных контактах. Распыляется. Возбужден.
42. Открытая листва (не замкнутая) – чувствительность к окружению, малая сопротивляемость ему.
42а. Нитевидная листва (очень похожа на запутанную нить) – ловкость, более или менее выделяющаяся в решении проблем,
43. Листва в открытых (разомкнутых) кривых линиях – принятие, открытость к другому.
43а. Листва, следующая форме страницы – немного стеснен нормами своего окружения, но подчиняется им.
44. Закрытая и открытая листва – умение получать и давать. Поиск объективности.
45. Полная, закрытая листва (замкнутая кривая) – сохранение самообладания инфантильным способом.
46. Пустая закрытая листва (пустой круг) – непроявляемая агрессивность.
47. Детали листьев, не связанных с целым (замкнутые), – инфантильные суждения, которые проводят незначимую личную точку зрения выше общепринятой.
48. Однообразные детали – тенденция к повторению.
49. Разнообразные детали в листве –разнообразит свои знания. Память.
49а. Детали на стволе – помнит о мелочах в повседневной жизни;
50. Множество серий деталей – тенденция к систематической деятельности.
51. Явное дерево, подстриженное шапкой,– круглый протуберанец, нарисованный на вершине ствола, откуда выходят ветви в разные стороны– инфантильный поиск покровительства.
52. Скрытое дерево, подстриженное шапкой (закругление есть, но не прочерчено),--- потребность в поддержке.
52а. Инфантильное дерево, подстриженное шапкой (круг на вершине ствола, лучи вокруг),– нормально для детей 7 лет. Признаки отставания – после 7 лет.
53. Ветви на одной линии – побег от неприятной реальности, приукрашивание ее или трансформация.
54. Ветви на одной и двух линиях на одном рисунке – поиск точности. Нюансы оценивания.
55. Ветви из двух линий – хорошее различение реальности. 55а. Обрезанная ветвь – аффективная травма.
56. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии + круги в листве – неудовлетворенные желания отрицаются.
57. Ромбы и 1/2 ромба из одной линии – менее уязвимый, чем предыдущий, испытуемый, осознает свою неудовлетворенность.
58. Ромбы из одной и двух линий + круги – отдает отчет в том, что разделяет мечты и реальность, но требует компенсации нежности.
59. Ромбы из одной и двух линий без кругов – больше зрелости, которая помогает перенести фрустрацию.
60. Ромбы и 1/2 ромба из двух линий + круги – испытуемый осознает борьбу, разыгрывающуюся между двумя противоположными желаниями, и ищет эмоциональной компенсации, чтобы заглушить свое беспокойство.
61. Ромбы и 1/2 ромба или двух линий без кругов – умеет лучше, чем предыдущий, прятать свои сомнения в выборе занятий и хочет показаться уверенным в себе.
62. Листва в виде гирлянд (птичкой) – находится в обороне;
остается вежливым и не атакует в лоб.
63. Петлевидная листва – желание пользоваться своим обаянием для победы.
64. Листва в форме кривой без множества разрывов внутри или по краям – осторожный и сдержанный, настороже.
65. Нитевидная листва – ловкость в избегании того, что не нравится.
65а. Листва с прогрессирующим расширением – поиск прогресса через улучшение.
656. Беспорядочная повторяющаяся листва: малые формы листвы, очерченные контуром, повторяющиеся на всем дереве – общая, захватывающая мысль беспокойства, тревоги.
б5в. Листва, подобная вышивке – женское начало, обаяние;
любезность.
65г. Переделанная листва – хочет скрыть и исправить свои ошибки, чтобы избежать возможных упреков.
65д. Листва с цветами на дереве или вне его – мягкость, сентиментальность, нежность.
65е. Утолщенные замкнутые ветви – внезапные гневные реакции, более или менее предвидимые.
б5з. Плакучая ива– отсутствие смелости, мотивированное или немотивированное событиями отчаяние.
66. Листва, направленная вправо,– желание прочной поддержки и поиск позитивных контактов.
67. Листва, направленная влево,– возврат к прошлому и опыту детства.
68. Листва без четкого направления – затрудненный выбор.
VIII. Штриховка
69. Зажатая штриховка, повторяющаяся в листве, на стволе, или в корнях – интерпретируется в зависимости от места штриховки: общее напряженное беспокойство.
70. Судорожная штриховка, повторяющаяся и ограниченная – акцентуация значения признака 69 + возможные гневные реакции.
71. Штриховка на стволе (судорожная, повторяющаяся, ограниченная или нет) – значительные проблемы с родителями, вызывающие беспокойство, проявляемое или нет. Аккумулируется злобность, тоска от покинутости
72. Равномерная штриховка – значимость ощущений, впечатлений. Живет в мечтах и воображает для самоутешения.
73. Черное и белое – ригидное поведение. Возмущается в случае нападок и в то же время старается во имя принципов ограничить себя.
74. Штриховка в виде петли – детская зависимость, покорность, отчаяние.
75. Прямолинейная штриховка, – желание предвидеть, любовь к планированию.
76. Нитевидная штриховка (похожа на замкнутую нить) – страх невозможности сдержать собственные агрессивные силы, беспокойство. Может разразиться гневом.
77. Штриховка в мелких деталях – повторяющиеся мечты, которые позволяют компенсировать, но не устранять грусть.
77а. Заштрихованные круги – неудовлетворенность аффективных потребностей. Проблемы по поводу пищи.
IX. Ствол
78. Изолированная ветвь на стволе слева– желание быть похожим на мать или поступать так же. как она..
79. Изолированная ветвь на стволе справа – желание быть похожим на отца, сравниваться с ним в силе.
80. Шрам на стволе – сознание пережитых провалов, которые оставили след.
81. Ствол, отделенный от листвы чертой,– чувствует воспитательное принуждение, отрицает или принимает его,
82. Ствола форме конуса – оппозиция с целью доказать свою силу.
82а. Ствол в форме раздавленного свода – сильно чувствует внешнее принуждение и «проваливается» в желание ему противиться, противостоять.
83. Листва, прерывающая ствол вогнутой кривой, – пассивность, мягкость, принятие.
84. Ствол из одной линии –отказ видеть существующую реальность и учитывать ее.
85. Ствол из двух линий, ветви из одной линии – видит реальность, но не считает ее соответствующей своим, желаниям, старается избежать ее в мечтах или игре.
86. Открытый ствол, соединенный с листвой,– хороший интеллект, нормальное развитие.
87. Ствол, входящий в листву – желание сохранить то, что имеешь, но возможно и беспокойство по поводу сексуальности.
88. Ствол, висящий над почвой, – отсутствие контакта с миром.
88а. Листва, висящая над стволом – повседневная и интеллектуальная жизнь плохо связаны).
89. Ствол, отделанный от почвы чертой, – чувствует себя изолированным, несчастным.
90. Ствол с наклоном влево отступает в страхе от нападок.
91. Ствол с наклоном вправо – ищет поддержки.
92. Ствол с разным наклоном – напряженное сомнение. Может внезапно перейти от одного состояния к противоположному.
93. Ствол, поднимающийся вверх, – дух предприимчивости.
94. Ствол, опускающийся вниз, – разочарование грусть.
95. Ствол, расширенный внизу, – поиск прочной позиции в своей среде.
96. Ствол, суженный у основания, – чувство небезопасности в окружении, которое не приносит желаемой поддержки.
96а. Ствол, «приваренный» к основанию,– изолируется и хочет укрепить свое «Я» перед миром, который признается беспокойным.
X. Общая высота
(страница разделена на четыре части в направлении высоты)
97. Высота 1 – зависимость, уязвимость, недоверие к себе, но возможны мечты о компенсирующем могуществе.
98. Высота 2 – зависимость и робость, менее заметные, чем предыдущие.
99. Высота 3 – хорошая адаптация в среде.
100. Высота 4 – хочет быть замеченным, значимым для других, утвердиться.
100а. Контраст высоты (варианты разных по высоте деревьев одного испытуемого) – амбивалентность в своих чувствах: утвердиться или пройти незамеченным.
XI. Высота листвы
(страница разделена на восемь частей в направлении высоты)
101. Листва 1-й высоты – отсутствие рефлексии и контроля. Нормально для 4 лет.
102. Листва 2-й высоты – способность размышлять над своим опытом и сдерживать свои реакции.
103. Листва 3-й высоты – хороший контроль и рефлексия.
104. Листва 4-й высоты – интериоризация, компенсаторные мечты.
105. Листва 5-й высоты -– интенсивная интеллектуальная жизнь. Подчеркивает значение
106. Листва 6-й высоты – интеллектуальное напряжение.
107. Листва 7-й высоты – высота листвы находится в прямой связи с интеллектуальным развитием и интересом к духовным объектам. Если листва занимает всю страницу или почти всю, возможен уход в мечты. Тогда нужно проследить ее связь со стволом и особенности рисунка интерпретировать в этом направлении.
108. Ствол больше листвы – живет настоящим моментом, интересуется конкретными вещами. Потребность в движении.
109. Ствол явно больше листвы, например, в 2 или 3 раза – сильно зависит от окружения, противостоит ему агрессией, сдерживаемой беспокойством. Возбудимость, импульсивность, которую трудно сдерживать.
110. Ствол равен высоте листвы – поиск равновесия. Хочет.удовлетворять требования среды.
111. Листва больше ствола – рефлексия помогает в поисках автономии и самоконтроля. Способность сдерживать свои реакции.
112. Листва явно больше ствола – высокий интеллектуальный уровень, артистические интересы. Иногда также, в зависимости от других признаков, возможность ухода в воображаемый: сказочный мир, который может привести к бреду и психозу.
XII. Ширина листвы
(страница разделена на четыре части в направлении ширины)
113. Ширина 1-й листвы – сомнение в своем интеллекте, позиция напряженной, судорожной защиты.
114. Ширина 2-й листвы – еще мало убежден в собственной ценности. Ставит под сомнение свой интеллект.
115. Ширина 3-й листвы – хороший интеллект, но может трудно объясняться. Дилеммы в контактах.
116. Ширина 4-й листвы – любит говорить, привлекать внимание, быть замеченным.
117. Листва первого дерева широкая, второго – узкая – проблема выбора. Недоверчивость с одновременной потребностью зависеть от других. Осознание конфликтов.
118. Листва первого дерева узкая, второго – широкая – упрямство и противодействие. Прячет свою слабость за показной силой, оставаясь внутренне напряженным к зажатым. Можно добавить поиск автономии.
119. Острая листва (узкая вершина), заканчивающаяся перевернутым V – защита от опасности, настоящей или подозреваемой, воспринимается как атака па личность.
XIII. Выступающие части
120. Листва, выступающая слева,–одновременно привязанность и агрессивная оппозиция к матери, вызывающей неудовлетворенность по некоторым причинам.
121. Листва, выступающая справа,–желание воздействовать на другого, атака или защита. Избирательность в контактах.
122. Выступающий верх – хочет компенсировать чувство недостаточности желанием могущества.
123. Ствол, выступающий внизу страницы, поиск безопасности для устранения чувства покинутости. Хочет найти стабильные рамки. Потребность в нежности.
124. Маленькое дерево (1/2 клетки) и выступающий вверху страницы ствол – существует одновременно чувство «раздавленности» и поиск внешней компенсации.
XIV. Характер линии
125. Расширяющиеся линии в листве – агрессивность, которая проявляется резким способом, но не в действиях, а в словах.. (Другие признаки могут помочь понять, есть ли подавление иди освобождение разрядки.)
126. Расширяющиеся линии на стволе или на почве – возможно говорит об агрессивности, пережитой или назревающей.
127. Заостренные линии в листве – агрессивная критика и возможное чувство вины (по направлению заострений)
128. Заостренные линии на стволе или на почве – разочарование в жизни. Обвинение других и себя.
129. Заостренная листва вправо и вверх.
129а. Заостренная влево листва.
130. Листва, заостренная вниз.
Все заострения нужно рассматривать как агрессивность, проявляемую или скрытую, в зависимости от направления и формы линий. Имея место в листве, она больше чувствуется, чем проявляется повседневно.
131. Жирные линии в стволе–»пропитывается» средой, плохо ей сопротивляется.
132. Жирные линии в стволе и в листве – значимые впечатления препятствуют деятельности.
133. Легкие линии ствола – страх самоутвердиться и действовать свободно.
134. Легкие линии в листве– чувствительность. Поддается влиянию.
135. Прямые и четкие линии, очерчивающие ствол,– решительность, деятельность.
136. Кривые (корявые) поспешные линии, очерчивающие ствол,– ловкость, находчивость. Не задерживается на том, что печалит-
137. Кривые, медленные линии, очерчивающие ствол,– замедленная активность из-за беспокойства и чувства непреодолимости препятствий.
138. «Макаронные линии» – тенденция к скрытности с целью застать врасплох и неожиданно атаковать. Скрытый гнев.
139. Плохо выполненные исправления ствола – выявляет ошибки из-за потребности быть наказанным. Различные амбивалентности. Неблагоприятные суждения о себе.
139а. Плохо выполненные исправления на листве или корнях – то же значение, что 139. (Учитывается место, где есть исправления, для уточнения, прочувствовано это или скрыто.)
140. Хорошо выполненные исправления на стволе– поиск улучшения. Желание скрыть неблагопрнятное с целью представить то, что имеет ценность в глазах другого.
141. Изорванная линия, очерчивающая ствол,– реактивный страх реальной травмирующей ситуации. Неподвижное и немое отношение, похожее на своеобразный паралич (не путать с отношением упрямства).
142. Различные линии, очерчивающие ствол,– вариативность состояний из-за внутренних противоречий. Противостоят агрессивность и пассивность.
143. Линия с нажимом, очерчивающая ствол,– активность и самоутверждение.
144. Арки, дуги и своды в листве – скрытность, недоверчивость.
145. Прямые и четкие линии на стволе – решительность, активность.
146. Геометрические фигуры на стволе или листве – тенденция к систематизации мыслей, деятельности, по месту этих фигур на дереве.
XV. Разные признаки
147. Тень от дерева на земле – доказательство некоторых тенденций, которые можно увидеть в самом изображении тени.
148. Отсутствие ветвей – трудность установления контактов.
149. Круг в основании ствола – чувствует себя защищенным и в безопасности только в узком ограниченном кругу.
В данной интерпретации выбор между различными психологическими значениями признаков осуществляется в ходе сравнения различных рисунков, выполненных одним и тем же испытуемым; при этом само значение признаков в ходе анализа укрепляется, противопоставляется и уточняется.
Рассмотрим пример:
Дерево нарисовано в центральной позиции, т.е. в центре страницы. Мы знаем, что эта позиция часто встречается у испытуемых, имеющих систематические привычки. Если это дерево имеет высоту, необходимо подумать, что сформулированные привычки имеют цель освободить испытуемого от сомнений в собственной значимости, так как 1-я высота указывает на слабую веру испытуемого в себя, и он часто старается компенсировать ее с помощью успокаивающих привычек.
Если на выполненном рисунке листва гораздо больше ствола, то вполне возможно, что в мечтах испытуемый ищет некой компенсации. Если, наоборот, ствол больше листвы,– вера в себя возможна для него в систематически повторяющихся поступках.
Если линии заострены, то у испытуемого может существовать тенденция к агрессивной критике, более или менее скрытая. Если они расширены, мы можем предложить склонность к внезапному гневу. Направление заострений или расширений укажет, на что направлена агрессивность (включая самого испытуемого, если линии направлены вниз, т.е. на себя).
Комментарий к тесту
Как видно из теста и приведенных вариантов изображения, существуют разные уровни анализа теста «Дерево», и для исследователя остается некая свобода выбора – что именно использовать в своей работе. Разумеется, в любом случае выбор уровня интерпретации означает необходимость критического подхода и обеспечения проверки результатов интерпретаций на валидность и надежность каждого из полученных вариантов. Полное решение этой задачи --- большая работа, которая потребует усилий многих и многих исследователей. Но одновременно это и увлекательная работа, хотя необходим огромный запас терпения.
Отметим здесь, что наличие потенциального гигантского числа признаков в анализе изображения дерева ('гак же, как и других видов изображения) поначалу затрудняет работу практического психолога по использованию данного типа тестов. Понятно, что такое обилие признаков невозможно удержать в голове. Поэтому в практике зарубежных авторов весьма часто используются концепции психоанализа и психоаналитические интерпретации. Но для такого рода заключений необходимы соответствующая подготовка и значительный опыт работы с диагностическими процедурами.
В нашем исследовании мы попытались выделить лишь наиболее общие признаки изображения. И сделали это сознательно-для того, чтобы дать возможность коллегам использовать опыт построения такой индивидуальной типологии, которая была получена нами в результате эмпирического исследования на большом и разнообразном контингенте испытуемых. Выделение отдельных признаков изображения и построение способов их интерпретации, по нашему мнению, является важным и нужным примером, однако недостаток научного обоснования при использовании такого рода признаков может сделать работу практического психолога недостаточно корректной.
ТЕСТ «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»
Цель применения теста:выявление индивидуально-типологический различий.
Инструкция:«Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие».
Материал:испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10x10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок , далее, соответственно на листе № 2 – второй, на листе № 3 – третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции данные не обрабатываются.
Обработка данныхпроизводится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человека треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни будут обозначать количество треугольников, десятки – количество кругов, единицы – количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую «формулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам, которые представлены в табл. 1.
Интерпретация данных.Собственные эмпирические исследования, в которых получено и проанализировано более двух тысяч рисунков, показали нам, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет выделить восемь основных типов, по которым соответствуют описанные ниже типологические характеристики.
Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, использованные в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг – фигура обтекаемая, более созвучно с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, «технический модуль».
Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода «систему» индивидуально-типологических различий (см. табл. 1).
Таблица 1