Тема 8. Этика деловой жизни

Тема 1. Общение в профессиональной деятельности.

Теоретические основы делового общения. Основные признаки делового общения. Этапы и фазы делового общения.

Тема 2. Деловой человек, его качества и отношения.

Понятие о деловом стиле и деловом имидже. Практическое определение и анализ качеств делового человека.

Тема 3. Вербальные средства в деловой коммуникации.

Говорение и слушание в деловой коммуникации. Техники постановки вопросов. Техники ведения «малого разговора». Техники «активного» и «пассивного» слушания. Комплименты.

Тема 4. Невербальные средства в деловой коммуникации.

Кинесика. Такесика. Проксемика. Экстралингвистика. Паралингвистика. Национальные особенности невербальной коммуникации.

Тема 5. Формы деловой коммуникации.

Деловой разговор (беседа). Деловые совещания. Деловые переговоры. Пресс-конференция. Презентация. Публичная речь.

Тема 6. Отношения в официальных организациях.

Управленческие роли руководителя. Отношения между организациями. Морально-психологический климат коллектива.

Тема 7. Конфликтность в официальных организациях.

Конфликт. Виды и типы конфликтов. Управление конфликтами. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Профилактика стрессов в деловом общении.

Тема 8. Этика деловой жизни.

Понятие об этике и этикете. Нормы этического поведения в бизнесе. Этика общественных отношений. Правила общения по телефону и деловой переписки.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Специфические черты делового общения.

2. Профессионально важные качества делового человека.

3. Особенности делового стиля мужчины и женщины.

4. Имидж делового человека.

5. Слушание в деловой коммуникации.

6. Искусство комплимента в деловом общении.

7. Невербальные средства делового общения.

8. Национальные особенности делового общения.

9. Деловой разговор (беседа) как форма деловой коммуникации.

10. Деловые переговоры как форма деловой коммуникации.

11. Деловые совещания как форма деловой коммуникации.

12. Пресс-конференция как форма деловой коммуникации.

13. Презентация как форма деловой коммуникации.

14. Публичное выступление как форма деловой коммуникации.

15. Деловое общение в рабочей группе.

16. Социально-психологические проблемы руководства.

17. Типы организаций и основные характеристики организационной структуры.

18. Факторы возникновения конфликтов в официальных организациях.

19. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

20. Конструктивные и неконструктивные способы разрешения конфликтов в официальных организациях.

21. Правила делового этикета.

22. Нормы этического поведения в бизнесе.

23. Деловая беседа по телефону.

24. Правила деловой переписки.

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Айви А. Лицом к лицу: Практическое пособие для освоения приёмов и навыков делового общения. – Новосибирск: ЭКОР, 1994.
  2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: ИНФРА-М, 1996.
  3. Власов Л.В., Семантовская В.К. Деловое общение. Л., 1980.
  4. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. СПб., 2003.
  5. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. СПб., 2005.
  6. Кузин В.А. Культура делового общения. М., 2006.
  7. Кукушкин В.С. Психология делового общения. М., 2003.
  8. Леонов Н.И. Психология делового общения. М., 2004.
  9. Мицич П. Как проводить деловые беседы. М., 1987.
  10. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание, 2001.
  11. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли по жестам. М., 2005.
  12. Поваляева М.А. Психология и этика делового общения. М., 2006.
  13. Психология делового общения. Хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. М., 2006.
  14. Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2005.
  15. Тимченко Н.М. Искусство делового общения. Харьков, 1992.
  16. Титова Л.Г. Деловое общение. М., 2005.
  17. Травкин В.В., Магура М.И. Курбатова М.Б. Деловое общение. М.: Дело, 2006.
  18. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. М., 2006.

Дополнительная

1. Азбука делового общения. – М., 1991.

2. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. Пер. с англ. СПб., 1997.

3. Бройнинг Г. Руководство по ведению переговоров. М.: ИНФРА-М, 1996.

4. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., 1988.

5. Мамонтов С. Тактика ведения переговоров. СПб., Питер, 2002.

6. Практикум по социально-психологическому тренингу / под ред. Б.Д. Парыгина. – СПб., 1997.

7. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящёвой. – СПб., 2004.

8. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб., 2004.

9. Стешов А.В. Как победить в споре. М., 1992.

10. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. М., 1992.

Примерные контрольные вопросы к зачёту

1. Основные признаки делового общения.

2. Этапы и фазы делового общения.

3. Практическое определение качеств делового человека.

4. Понятие делового стиля и делового имиджа.

5. Специфика женского и мужского делового гардероба.

6. Основные средства деловой коммуникации.

7. Вопросы в деловой коммуникации.

8. Искусство «малого разговора» в деловой коммуникации.

9. Техники активного слушания в деловом общении.

10. Роль комплимента в речевом этикете деловых людей.

11. Средства невербальной деловой коммуникации.

12. Основные формы деловой коммуникации.

13. Особенности деловой беседы как формы деловой коммуникации.

14. Особенности делового совещания как формы деловой коммуникации.

15. Особенности деловых переговоров как формы деловой коммуникации.

16. Особенности проведения пресс-конференции как формы деловой коммуникации.

17. Особенности проведения презентации как формы деловой коммуникации.

18. Публичная речь как форма деловой коммуникации.

19. Управленческие роли руководителя.

20. Морально-психологический климат коллектива.

21. Конфликт в деловом общении.

22. Достоинства и недостатки основных стратегий поведения в конфликтной ситуации.

23. Профилактика стрессов в деловом общении.

24. Соотношение понятий «этика» и «этикет» делового общения.

25. Нормы этического поведения в бизнесе.

26. Правила делового общения по телефону.

27. Правила деловой переписки.

Итоговая аттестация – ЗАЧЁТ

Объем реферата – не менее 10 машинопечатных страниц (12 шрифтом – через 1,5 интервала, 14 шрифтом – через 1 интервал).

В реферате обязательно должны быть: Титульный лист, Оглавление, Введение, Основная часть, Заключение (Выводы), Список литературы (не менее 3-х источников, а также ссылки на литературу внутри текста!)

Не сдавшие реферат сдают зачёт по вопросам.

Наши рекомендации