Деловая этика как основа деловой культуры

Понятие ʼʼделовая культураʼʼ не имеет однозначной трактовки. Некоторые ученые считают, что под данным термином подразумевается культура распределœения прибыли в организации между сотрудниками и теми, кто в целом что-то делал для появления этой прибыли. При этом более распространенным является мнение, в соответствии с которым под ʼʼделовой культуройʼʼ принято понимать определœенные правила поведения в сфере деловой активности, организационные традиции и обычаи, деловой этикет и нормы поведения. При формировании определœенной деловой культуры в организации важно дать сотрудникам ясное понимание, зачем это делается. В случае если люди будут видеть, что соблюдение моральных этических норм что-то улучшает в их жизни, делает ее приятнее, повышает качество, то они будут охотнее соблюдать правила.

Основу деловой культуры составляет деловая этика.

Понятие ʼʼэтикаʼʼ было введено древнегреческим ученым Аристотелœем. В Древней Греции очень большое значение придавали морали и нравственности. По словам Аристотеля, именно этика помогает понять, что следует делать, а что нет.

Этика включает в себя систему универсальных и специфических (к примеру, для какой-либо профессиональной деятельности) нравственных требований и норм поведения. Такими специфическими составляющими этики является деловая этика, управленческая этика.

Понятие этики в широком смысле подразумевает изучение и практическое применение нравственных и моральных норм поведения людей в обществе.

Этика возникла как регулятор поведения человека в обществе других людей. Такими регуляторами помимо этики являются право, экономика, политика и др.
Размещено на реф.рф
Этика отличается от них тем, что моральным регуляторами поведения является добрая воля человека, в то время как в праве, к примеру, действуют запреты, наказания (штрафные, административные санкции), силовые методы (лишение свободы) и институты (тюрьмы).

Объектом этики (областью деятельности) является общество и человек, предметом (что изучает) – их мораль и нравственность.

Деловая этика устанавливает совокупность нравственных норм и правил, регулирующих поведение и отношение людей в профессиональной деятельности. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т. е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета.

Система этических норм деловой этики формируется с учетом:

- общечеловеческих этических принципов и норм;

- этических принципов национальной культуры;

- этики поведения определœенной профессиональной группы, ᴛ.ᴇ. норм группового поведения, определяемых организационной культурой;

- требований, задаваемых конкретной ситуацией.

Все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики в широком смысле слова. К ним можно отнести уважение человеческого достоинства и личного статуса другого человека, честь, совесть, чувство долга, благородство, скромность, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т. п.

Основы делового этикета

Этикет – установленный порядок соблюдение определённых норм поведения.*

Существует два вида этикета: неофициальный и официальный. Официальный жеимеет четыре направления:1) Придворный2) Дипломатический3) Воинский4) Деловой

Важнейшим элементом профессиональной деятельности делового человекаявляется соблюдение делового этикета. По мнению Дейла Карнеги, успех вфинансовых делах на 85% зависит от умения общаться с людьми. Основу этикетасоставляют следующие принципы:v Поступай поотношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе; Приоритетстаршего по возрасту и статусу; Приоритет женщины; Принцип гигиены; Эстетический принцип

Основные правила делового этикета:1.правилаприветствия2.правилапредставления3.Правила обращения

4.правила денежных отношений5.Правила организации деловых контактов6.Правила поведения в кабинете начальника7.Правила деловой субординации8.Правила приёма по личным вопросам9.Правила деловых подарков и сувениров10.искусствокомплимента*

Вопросы делового этикетаважны для руководителя компании, прежде всего потому, что профессионал – это нетолько тот, кто владеет тонкостями какой-либо специальности, но и тонкостямиделового общения. Если руководитель является специалистом, например, вменеджменте, то чтобы эффективно управлять, ему необходимо еще бытьспециалистом в деловом общении.

Следование правиламделового этикета и этике делового общения является залогом успеха в бизнесе.Другими словами, соблюдение правил делового этикета и деловой этики — один изнеобходимых элементов профессионализма.

деловой этикет вербальный речь

Наши рекомендации