Первоначальные и последующие следственные 'и иные действия
В первых двух следственных ситуациях, возникающих в начале расследования, в комплекс первоначальных следственных и иных действий целесообразно включать: осмотр места происшествия, осмотр агрегатов, установок, очистных сооружений, коллекторов и других производственных объектов и сооружений, изъятие, осмотр и изучение необходимой технической документации, экологических норм, санитарных, технологических и иных правил, приказов, инструкций, положений, лабораторных журналов, имеющихся указаний и заключений контрольных органов; допрос свидетелей, а иногда и назначение экспертиз, изучение технологических циклов очистки.
К определению очередности проведения указанных действий желательно подходить с учетом всех особенностей следственной ситуации. Как правило, расследование должно начинаться с осмотра места происшествия и очистных и иных сооружений и особенно, когда место происшествия изменялось лишь частично. Последующие за осмотром допрос очевидцев происшествия или лиц, первыми обнаруживших факт загрязнения водоема, воздуха или почвы, ознакомление с экологическими и санитарно-техническими нормами и технологией соответствующего производства позволят следователю быстрее войти в курс дела и целенаправленнее провести дальнейшие действия. При полностью изменившейся обстановке места происшествия его осмотру с учетом конкретных условий может предшествовать изучение нарушенных правил, технической документации, а иногда и допрос свидетелей.
Третья типичная следственная ситуация имеет много общего с начальными ситуациями по таким уголовным делам, в информационной базе которых имеются данные о характере преступных последствий, а все остальное пока неизвестно. В данных случаях осмотр места загрязнения, допрос лиц, первыми обнаруживших факт проникновения в ту или иную среду вредных веществ или пострадавших от них, экспертиза веществ, загрязнивших воду, воздух или почву, и истребование информации о круге предприятий региона, использующих эти вещества, обычно бывают основными источниками получения первичных фактических данных по делу. Эти следственные действия и проводятся в первую очередь. В целом же в комплекс следственных действий, харак терных для данной ситуации, обычно включаются следующие: осмотр места происшествия, осмотр отдельных производственных территорий, установок, очистных сооружений, следственный эксперимент, допрос свидетелей, потерпевших, назначение и проведение экспертиз естественно-технического профиля, изъятие, осмотр и изучение необходимой нормативно-экологической, сани-тарно-технической и управленческой документации. Иногда одним из важных первоначальных следственных действий становится следственный эксперимент, например, для проверки возможности попадания в водную или воздушную среду загрязняющих веществ.
Своеобразие дальнейшего этапа расследования с методической точки зрения в значительной мере зависит от объема и качества фактического материала, который собирается в результате первоначальных следственных действий, а также от того, насколько далеко удалось продвинуться в проверке выдвинутых в начале расследования следственных версий. Наиболее часто он сводится к продолжению собирания, проверке и анализу доказательств путем последующих следственных действий, предъявлению обвинения, допросу обвиняемого, дальнейшему собиранию и анализу фактических данных до окончания следствия. Иногда указанный этап начинается с предъявления обвинения и допроса обвиняемого. К числу основных следственных действий, проводимых на последующей стадии расследования, обычно относятся допросы свидетелей и обвиняемых, очная ставка, выемка, осмотр и изучение новой документации, назначение и проведение экспертиз.
К расследованию этих преступлений следователь, как правило, должен приступать предварительно вооружившись необходимыми знаниями о нормативных требованиях по экологической охране той среды, которая была загрязнена (повреждена), о технологических процессах ее защиты. В тех случаях, когда расследование начинается не сразу после обнаружения факта загрязнения, эти знания следователь может получить до осмотра места происшествия, в ходе него и после него. При начале расследования сразу после выявления факта загрязнения часть такой информации он может получить в ходе осмотра, а остальное – до и после него.
Осмотр места происшествия и других объектов. Осмотр места происшествия и различного рода иных объектов при возбуждении дела сразу после выявления факта загрязнения окружающей среды и в иных случаях, когда сохраняются следы содеянного, целесообразно проводить как можно быстрее. Именно это позволяет собрать важные сведения по делу, к числу которых можно отнести данные об обстановке, механизме, особенностях и масштабе загрязнения. Кроме того, осмотр позволяет обнаружить и зафиксировать различные материальные следы преступления.
Осмотру по этим делам обычно подвергаются следующие объекты:
– участки окружающей среды, подвергшиеся загрязнению и
порче (водоемы, реки, их берега, примыкающая территория, участки территории в зоне загрязнения атмосферы, почвы и др.);
– приведенные в негодность объекты (погибшая рыба, животные, отравленная сельскохозяйственная продукция и др.);
– очистные сооружения, отстойники, пруды-накопители и иные средства утилизации, обеззараживания и очистки вредных выбросов и отходов различных предприятий, сети трубопроводов, водостоки;
– производственная территория (вместе с помещениями);
– свалки, места вывоза отходов, хранения вредных веществ;
– транспортные средства, предназначенные для вывоза производственных отходов.
Осмотр целесообразно производить с участием соответствующих специалистов – работников органов Госкомэкологии и Министерства природных ресурсов, санитарно-эпидеомиологическо-го надзора, Госгортехнадзора, Госатомнадзора.
Осмотр места происшествия проводится по отдельным узлам, в числе которых могут быть места загрязнения, трубопроводы и водостоки, ведущие к нему, очистные сооружения, отстойные колодцы и т.д. Начинать осмотр лучше всего с места обнаружения следов загрязнения с последующим расширением границ осмотра с учетом сложившихся ситуаций, важности и взаимозависимости выделенных узлов осмотра. Специфическим для данного вида осмотра действием является отбор проб (с помощью специалиста) в той или иной среде (воде, грунте, воздухе) в зависимости от сферы загрязнения.
Результат осмотра необходимо дополнить путем составления планов и схем исследуемого участка и объектов. Особенно важно графически изобразить загрязненный участок и все технологические элементы (очистные сооружения, канализацию, трубопроводы, путь прохождения вредных веществ, места выхода в окружающую среду и т.д.). Помимо этого крайне важно зафиксировать осматриваемые территории и объекты с помощью фото- и киносъемки или видеозаписи. Пробы воды, грунта и атмосферного воздуха, а также экземпляры животного и растительного мира, подвергшиеся загрязнению (во избежание их порчи), сразу же после осмотра должны быть немедленно отправлены на исследование в соответствующие лаборатории органов, осуществляющих контроль за состоянием окружающей среды. Любое запаздывание в таких случаях может привести к порче образцов и невозможности их дальнейшего использования. Проведение первоначальных исследований проб и образцов не препятствует их последующему экспертному изучению.
Основные сведения о порядке технологических, производственных и иных процессов, о способах и системах защиты окружающей среды от вредных отходов производства и быта, о техническом состоянии очистных средств, круге лиц, ответственных за безвредность производственных и иных процессов, могут быть получены из различных документов, имеющихся на изучаемых предприятиях, материалов органов, осуществляющих надзор за соблюдением законов об охране природы.
Собирание и осмотр – изучение документов. Все необходимые следователю документы могут быть получены с помощью выемки, обыска и других следственных действий, а также путем их истребования из предприятий (организаций). Основные документы, в которых может содержаться важная для расследования данных дел информация, можно разбить на несколько групп:
1) нормативные акты, в которых может содержаться важная для расследования информация по вопросам экологической охраны, например, Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. и другие нормативные акты, разрабатываемые па основе этого Закона применительно к данной отрасли производства;
2) нормативы, устанавливающие предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в водоемах, реках, атмосфере и почве*, а также предельный уровень вредных физических воздействий на атмосферный воздух и другие среды;
3) документы, регулирующие нормальную деятельность конкретных предприятий, организаций, учреждений и обеспечивающие решение производственных задач, в том числе и в области экологической охраны природы (положения, инструкции, указания, распоряжения, приказы, материалы государственной отчетности);
4) документы, характеризующие организационно-технический режим работы и техническое состояние очистных сооружений и связанных с ними систем на конкретном предприятии (оперативно-производственные и санитарно-лабораторные журналы, акты обследования предприятий, паспорта очистных сооружений, справки, указания, предписания органов надзора, накладные, путевые листы транспортных организаций, обеспечивающих перевозку отходов, иные документы, отражающие сведения о выработке, хранении, переработке токсичного сырья и вредных отходов);
5) ведомственные документы, фиксирующие обстоятельства и причины расследуемого происшествия (материалы проверки обстоятельств загрязнения органами экологического контроля, акты судебно-медицинского освидетельствования потерпевших, заключения о количестве и стоимости погибшей рыбы, сельскохозяйственной продукции, исковые заявления, документы по затратам и др.).
*Нормативы по химическим, веществам утверждаются ГоскоМэкологии, а по микроорганизмам и биологическим веществам – органами санитарно-эпидемиологического надзора.
Круг перечисленных документов не исчерпывающий. В каждом конкретном случае расследования может возникнуть необходимость в получении и изучении и других документов, например справок о состоянии погоды, гидрометеорологических материалов и др.
Осмотр и изучение документов целесообразно осуществлять по правилам, характерным для дел о нарушении правил охраны труда и техники безопасности.
Допросы. В ходе расследования уголовных дел об экологических преступлениях чаще всего приходится допрашивать свидетелей и обвиняемых, а иногда и потерпевших. При этом наиболее обширный круг допрашиваемых составляют свидетели. В качестве свидетелей могут допрашиваться очевидцы загрязнения, лица, первыми обнаружившие факт загрязнения, работники контрольных органов в сфере экологической охраны окружающей среды, работники государственных органов, должностные лица и рядовые-работники предприятий (организаций), деятельность которых привела к загрязнению окружающей среды, работники проектных и монтажных организаций, а также вышестоящих ведомственных организаций и другие лица.
Основной задачей допроса свидетелей является собирание необходимой информации о следующем: об обстоятельствах и признаках самого загрязнения воды, воздуха, почвы и иных природных объектов; в чем конкретно выразилось ухудшение состояния природных объектов (снижение качества воздуха, воды, непригодность к использованию); о механизме и причинах загрязнения; основных технологических вопросах соответствующего производственного или иного процесса и лицах, ответственных за технологическую чистоту соответствующих процессов; лицах, ответственных за случившееся; организационных, технических и иных недостатках в производственной деятельности, способствовавших содеянному, а также о состоянии дел с нейтрализацией вредного влияния на людей и окружающую природную среду токсичных материалов и продуктов отхода на данном предприятии и другие обстоятельства.
Допрос указанных лиц проводится по общим тактическим правилам для дел, связанных с ненадлежащим исполнением профессиональных функций в области безопасного использования техники.
Назначение судебных экспертиз. На любой стадии расследования преступных нарушений указанных правил обычно возникает необходимость в специальных познаниях для решения возникающих в ходе следствия вопросов. При этом могут потребоваться ветеринарные, биологические (ихтиологические), химические, технические, медицинские, гидрометеорологические и иные специальные знания, а также комплекс специальных знаний из области специальных нормативных требований в природоохранительной области. Такие экспертизы получили название экологических экспертиз*.
*Эти экспертизы следует отличать от государственной экологической экспертизы, являющейся обязательной мерой охраны окружающей среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, осуществление которого может оказать вредное воздействие на окружающую природную среду.
Для начальной стадии расследования весьма характерно назначение эколого-химических, ихтиологических, ветеринарных, а иногда и судебно-медицинских экспертиз. При этом назначаются они чаще всего в целях установления химического состава загрязненной природной среды, выявление характера вредных веществ, попавших в эту среду, степени ее загрязненности и уровня превышения предельно допустимых концентраций указанных веществ, причин смерти и заболевания людей или возможности наступления указанных последствий, гибели или заболевания рыбы и животных, а также уничтожения кормовой базы водоемов и выпасов.
Для последующей стадии типичны различные виды эколого-технических экспертиз (строительно-техническая, технологическая, промышленно-техническая, агротехническая, гидротехническая, санитарно-техническая, гидрометеорологическая и др.), назначаемых для решения вопросов проектного, технического и технологического характера.
При назначении судебных экспертиз и подготовке материалов для их производства следователю целесообразно проконсультироваться со специалистами, проводившими ведомственные, межведомственные и вневедомственные проверки. В качестве экспертов желательно приглашать специалистов соответствующих научно-исследовательских и учебных институтов, средних специальных учебных заведений, родственных промышленных предприятий и органов контроля за соблюдением законов об экологической охране природы (при условии, что выбранные специалисты не участвовали в проверке обстоятельств расследуемого события и не заинтересованы в исходе дела).