Характеристика социальной перцепции.
Социальная перцепция — это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы. Особенностямисоциальной перцепции являются:
1) активность субъекта социальной перцепции, означающая, что он (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. И объект, и субъект социального восприятия воздействуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную сторону;
2) целостность воспринимаемого, показывающая, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия;
3) мотивированность субъекта социальной перцепции, которая свидетельствует, что восприятие социальных объектов характеризуется большой слитностью его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной перцепции от мотиваци-онно-смысловой ориентированности воспринимающего.
Социальная перцепция обычно проявляется как:
1) восприятие членами группы:-друг друга;
— членов другой группы;
2) восприятие человеком:
— самого себя;
— своей группы;
— «чужой» группы;
3) восприятие группой:
— своего человека;
— членов другой группы;
4) восприятие группой другой группы (или групп).
Процесс социальной перцепциипредставляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, в результате которой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп.
В зависимости от этих представлений субъект социальной перцепции прогнозирует свои отношения и поведение в различных ситуациях взаимодействия и общения с другими людьми.
Сущность общения.
Общение — это взаимодействие,осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого влияния и преследующее цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферах участвующих в общении людей.
Функции общения:
— контактная — установление контакта как состояния обоюдной готовности людейк приему и передаче сообщений и поддержанию связи в форме их постоянной взаимоориентированности;
— информационная — обмен сообщениями, т. е. прием и передача каких-либо сведений в ответ на запрос других людей, а также обмен мыслями, замыслами, решениями и т. д.;
— побудительная — стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;
— координационная - взаимное ориентирование и согласование действий людей при организации и осуществлении совместной деятельности;
— понимания — не только адекватное восприятие иоценка смысла сообщения, но и понимание партнерами по общению друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.);
— амотивная — возбуждения в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение сem помощью собственных переживаний и состояний инициатора общения;
— установления отношений — осознание и фиксирование человеком своего места в системе ролевых, статусных,деловых, межличностных и прочих связей общества, в котором предстоит действовать индивиду;
— оказания влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смыс-ловых образованийпартнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей,действий, активности ит. д.
Обычно общение различается по:
— количеству участников:межличностное - общение между индивидами; групповое — общение между группами(организованными), и массовое, если группы неорганизованные;
— способу общения:вербальное — общение с помощью языка; невер бальное — общение с помощью других средств получения и передачи информации;
— положению общающихся:контактное - общение с помощью личных контактов людей; дискоитактное — общение с помощью, па-пример, средств массовой информации;
— условиям:официальное — общение в рамках социально организованных встреч; неофициальное - общение по личной инициативе; задачам:установочное — общение с целью знакомства и налаживания отношений; информационное — общение с целью обмена информацией.