Понятие и структура персонала
Персоналвключает всех работников организации, всех людей, занятых на предприятии, исключая его собственника в том случае, если он непосредственно не выполняет каких-либо производственных функций. Иными словами, персонал — это все работники, числящиеся в организации и непосредственно участвующие в ее делах, осуществлении организационных целей.
Персонал обладает рядом характеристик. Он выступает как:
1) рабочая сила, т.е. производитель товаров и услуг, создатель материальных и духовных ценностей. И с этой точки зрения персонал является главным фактором производства;
2) человек, обладающий свободой воли и принимающий решения. Поведение работника, в отличие, например, от работы робота, не запрограммировано, однозначно не детерминировано. В процессе труда и нахождения на предприятии работник сам принимает решения, имеющие большую или меньшую организационную значимость. Особенно важные для предприятия решения принимают высшие руководители. Свобода воли и решений определяет сложность и «деликатность» (этический, нравственный аспект) управления персоналом;
3) мотивированный человек, т.е. работник, движимый определенными мотивами и стремящийся осуществить свои собственные цели. Поэтому первейшая задача управления персоналом — обеспечить максимальное совпадение личных мотивов и организационных целей;
4) член групповых объединений или коалиций. Это означает, что работник обычно принадлежит к ряду формальных и неформальных групп (или) организаций: представлен в органах производственной демократии, является носителем трудовых и гражданских прав, выступает членом профсоюза, принадлежит к определенным группам в управленческой иерархии (является руководителем или подчиненным), имеет друзей, симпатии и антипатии и т.п. Принадлежность к группам — одна из важных характеристик, учитываемых в управлении персоналом;
5) источник денежных и других расходов организации. Выполнение работником организационных функций предполагает соответствующее вознаграждение. Предприятие также несет расходы, связанные с оснащением рабочего места. Все это делает затраты на персонал одним из существенных факторов управления и хозяйствования;
6) наемный работник, находящийся в трудовых взаимоотношениях с работодателем, которые оформлены трудовым договором или контрактом. Это относится к персоналу последних веков, когда работники стали независимыми от работодателя и получили правовую защиту.
По существу синонимом понятия «персонал» является термин «кадры». К категории «персонал» близки по своему содержанию слова: «работники» («наемные работники») и «сотрудники». В последние-годы в странах Запада для того, чтобы подчеркнуть партнерский характер отношений между собственниками и наемными работниками, широко применяется термин «сотрудники». Причем он характеризует любых работников: как подчиненных, так и руководителей.
Персонал неоднороден по своему составу. Его структураотражена на схеме (рис. 1). В России принято унаследованное от советских времен деление всего персонала в зависимости от участия в управлении и характера труда на две основные категории: производственный персонал (рабочие) и управленческий персонал (служащие).
Производственный персонал, или рабочие, — это люди, занятые преимущественно физическим трудом и (или) непосредственно воздействующие на предмет труда в процессе создания материальных ценностей. Пример этой категории персонала — рабочие сборочных цехов, слесари, токари, грузчики, наладчики оборудования и т.п. Производственный персонал делится на две группы: основной персонал — рабочие, создающие профильные изделия или основную продукцию, например рабочие конвейерного производства, и вспомогательный персонал — работники, занятые
Рис.1. Классификация персонала
преимущественно в обслуживающих или вспомогательных подразделениях, например транспортные рабочие в отделе сбыта.
Управленческий персонал, или служащие, — сотрудники, занятые преимущественно умственным, в том числе управленческим трудом, а также его обеспечением. Как правило, это труд, связанный с получением и обработкой информации и с подготовкой и принятием управленческих решений, а также контролем за их исполнением, обслуживанием руководителей и персонала в целом. Управленческий персонал подразделяется на руководителей и специалистов.
Руководители, в отличие от специалистов, наделены правом принятия решений относительно других людей и имеют в подчинении других сотрудников. Руководители бывают линейные, отвечающие за работу подразделения в целом (например, начальник отдела, цеха и т.п.), и функциональные, несущие ответственность за выполнение отдельных функций (например, главный бухгалтер, экономист, электрик, инженер, менеджер по персоналу и т.п.).
Функциональные руководители являются также линейными по отношению к сотрудникам своего подразделения.
Специалисты в зависимости от результатов труда делятся на три основных типа:
1) функциональные специалисты управления (экономисты, референты, маркетологи, советники и т.п.). Результатом их труда является получение и обработка управленческой информации;
2) инженеры (технологи, инженеры, конструкторы и т.д.). Они заняты конструкторской и проектно-изыскательской работой, разработкой технологий, приборов и инструментов;
3) служащие — технические специалисты (лифтеры, курьеры, машинистки, официанты и т.д.). Обычно это люди, не имеющие высшего или среднего специального образования и выполняющие функции обслуживания руководителей и других сотрудников.
Управление персоналом прямо зависит от особенностей сотрудников, их места и роли в деловой организации. Приведенная выше типология персонала не является универсальной, относится главным образом к персоналу современных коммерческих организаций.
Все вышесказанное позволяет дать определение понятия «управление персоналом».В самой общей форме его можно охарактеризовать как повседневное руководство сотрудниками, которым занимаются руководители, а также обеспечение организации работниками и их эффективное использование для реализации ее (организации) целей. Назначение управления персоналом состоит в эффективном использовании трудового потенциала работников, человеческих ресурсов в целом.
Таким образом, управление персоналом существует в двух взаимосвязанных формах: как деятельность руководителей по повседневному управлению сотрудниками и как подчиненная этому специфическая управленческая функция, выполняемая службой персонала или отделом кадров*. Первоначально оно возникло как управленческая деятельность руководителей. Управление персоналом развивалось вместе с обществом. Как известно, человечество прошло в своем развитии три глобальных этапа: традиционный, индустриальный и постиндустриальный, или информационный. Для каждого из них характерен свой, во многом специфический тип управления персоналом.