Раздел 6. словарь терминов и персоналий (глоссарий)

Адаптация социальная– процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды.

Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Биологический возраст – соответствие индивида определенному моменту жизни.

Близнецовый метод – сопоставление внутрипарного сходства у монозиготных и дизиготных близнецов.

Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности.

Возраст – определенный, ограниченный хронологическими границами период в физическом и психическом развитии человека.

Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека.

Возрастные часы – внутренний временной график возрастного развития индивида, который позволяет судить о том, насколько человек отстает или опережает ключевые события в жизни.

Госпитализм – синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации.

Делинквентное поведение – разновидность отклоняющегося поведения, противоправное, преступное поведение.

Депривация – лишение, утрата чего-то желанного, необходимого.

Жизненный путь – история формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.

Зона ближайшего развития – область еще не созревших, но созревающих психических процессов, определяющая перспективу развития ребенка.

Идентичность – эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений.

Инволюция личности – «обратное» развитие личности, связанное с упрощением, свертыванием или утратой основных социально значимых личностных характеристик.

Инфантилизм личностный – сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту.

Комплекс оживления – позитивная эмоциональная экспрессия, выражаемая в мимике, движениях, звуках, производимых ребенком.

Кризисы возрастные – условное обозначение более или менее выраженных состояний конфликтности, возникающих в период перехода от одного периода возрастного развития к другому.

Лонгитюдный метод – методология проведения экспериментального исследования закономерностей изменения психологических, физиологических и других характеристик за определенный промежуток времени, построенная на длительном изучении одной и той же выборки обследуемых.

Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Онтогенез – процесс индивидуального развития человека.

Половая самоидентичность – сознание своей принадлежности к полу.

Психологическая готовность к школьному обучению – комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.

Пубертат – период полового созревания, характеризующийся бурным, неравномерным ростом и развитием организма.

Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.

Самоактуализация – стремление личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности.

Социализация – особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Социальный возраст – степень соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам, рассматриваемым в контексте биологического возраста.

§ Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации исследователя с испытуемым и установления между ними доверительных отношений.

§

§ Близнецовый метод – метод психологического исследования, заключающийся в исследовании особенностей развития монозиготных и дизиготных близнецов.

§

§ Изучение продуктов деятельности - метод психологического исследования, характеризующийся выявлением результатов деятельности с последующим их сопоставлением с нормативными показателями и установлением их соответствия (несоответствия).

§

§ Методология – система принципов и способов организации и построения теоретического и практического знания.

§

§ Метод –научный способ организации и осуществления исследования.

§

§ Наблюдение – метод психологического исследования, характеризующийся фиксацией чувственно воспринимаемых данных.

§

§ Эксперимент – метод психологического исследования, характеризующийся созданием искусственной ситуации, посредством которой осуществляется актуализации интересующих исследователя индивидуальных особенностей испытуемых.

§

§ Тест– метод психологического исследования, система специальных стандартизированных заданий посредством которых выявляются психологические качества и свойства человека.

§

§ Ведущая деятельность – это активность, с процессе которой возникают и дифференцируются новые виды деятельности, формируются и перестраиваются психические процессы и личностные характеристики.

§

§ Возраст– конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей.

§

§ Деятельность – активность, направленная на реализацию значимых для человека потребностей и преобразование окружающей среды.

§

§ Ведущая деятельность – деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновении и развитие у человека основных психологических новообразований на данной ступени развития.

§

§ Высшие психические функции –сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К ним относятся речь, произвольное мышление, творческое воображение, произвольное внимание и пр.

§

§ Источником психического развития человека является среда.

§

§ Условиями психического развития являются обучение, воспитание, общение, деятельность.

§

§ Движущие силы – противоречия, определяющие ход психического и личностного развития человека в онтогенезе.

§

§ Закономерность -способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

§

§ Закономерности развития: неравномерность, гетерохронность, сенситивность, кумулятивность, дивиргентность-конвергентность, дифференциации и интеграции, неустойчивость развития, компенсаторный характер психики.

§

§ Зона ближайшего развития– область еще не созревших, но созревающих психических процессов.

§

§ Новообразования –это качественные преобразования личности и психики человека, возникающие в процессе реализации ведущей деятельности возрастного периода, являющиеся одновременно продуктом возрастного развития и предпосылкой дальнейшего развития. Возрастные новообразования (по Л.С. Выготскому) – новый тип строения личности и деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на конкретной возрастной стадии и которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.

§

§ Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

§

§ Низшие психические функции –психические процессы наличествующие как у человека, так и у животных.

§ Рост– процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.

§

§ Психическое развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

§

§ Предпосылками психического развития человека являются наследственность и врожденность.

§

§ Сензитивный период– оптимальный с точки зрения внутренних и внешних условий период для развития тех или иных психических процессов, свойств.

§

§ Созревание – проявление в онтогенезе унаследованных особенностей.

§

§ Стабильный периодхарактеризуется постепенным развитием.

§

§ Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.

§

§ Социальная ситуация развития ( по Л.С. Выготскому) – совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной; социальная ситуация развития (по Л.С. Выготскому) – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта с социальной действительностью, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.

§

§ Ситуативно-личностное общение– общение ребенка со взрослым, направленное на реализацию потребности ребенка в любви, ласке, внимании и заботе.

§

§ Ситуативно-деловое общение – общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью общения является совместное действие.

§

§ Наглядно-действенное мышление- вид мышления, характеризующийся решением задачи на основе практической преобразовательной деятельности с реальными предметами.

§

§ Орудийные действия - активность ребенка с предметами, предполагающая изменение одного предмета при помощи другого предмета (например, забивает гвоздики игрушечные молоточком)

§

§ Предметно-орудийная деятельность – целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества.

§

§ Половая идентификация –отождествление человеком себя с представителем своего пола с последующим освоением гендерных моделей поведения, характерных для представителей своего пола.

§

§ Предметные действия – это действия, осуществляемые с теми или иными предметами в соответствии с их назначением (функцией)

§

§ Привязанность – избирательное отношение ребенка к матери или лицу ее заменяющему, обеспечивающее ребенку надежную безопасность и эмоциональную поддержку.

§

§ Ситуативно-деловое общение – общение ребенка со взрослым в процессе совместных действий с предметами, целью общения является совместное действие.

§

§ Соотносящие действия – активность ребенка с предметами, направленная на установление взаимнооднозначного соответствия между ними (например, собирает матрешку, пирамидку).

§

§ Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся решением задачи на основе оперирования представлениями (образами) предметов и явлений окружающего мира.

§

§ Школьная зрелость (функциональная готовность) – это уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, интеллектуальные и физические нагрузки не влияют негативно на развитие ребенка.

§

§ Эгоцентризм мышления – скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий.

§ Внутренний план действий – умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата.

§

§ Внутренняя позиция школьника – стремление приобщиться к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности через принятие и реализацию новой социальной роли – школьника.

§

§ Рефлексия– процесс самоанализа субъектом внутренних психических актов и состояний.

§

§ Акселерация– процесс ускоренного соматического развития и физиологического созревания организма человека.

§

§ Дивергентное мышление (творческое) – вид мышления, характеризующийся нахождением нескольких правильных ответов в ходе решения какой-то задачи или проблемной ситуации.

§

§ Конвергентное мышление - вид мышления, характеризующийся нахождением одного верного варианта решения задачи (проблемы).

§

§ Подростковый кризис – период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями.

§

§ Референтная группа – общность людей, цели, мнения и ценности которой разделяет личность и стремиться им подражать.

§

§ Чувство взрослости – это потребность подростка быть и считаться взрослым человеком.

§

§ Жизненный путь– история формирования и развития личности в определенном обществе, развитие человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.

§

§ Жизненный сценарий – постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.

§

§ Мировоззрение– совокупность взглядов человека на мир и себя в этом мире, и обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции человека, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

§

§ Самовоспитание– сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности.

§

§ Самосознание – осознание человеком себя и своих индивидуальных особенностей.

§

§ Самоопределение (профессиональное, нравственное) – сознательный акт выявления и утверждения собственных позиций (взглядов, точек зрения) в ходе выбора профессии, нравственных норм, которыми человек в дальнейшем руководствуется в своей жизни.

§

§ Я-концепция – целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе.

§ Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических, гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости или при достижении им наиболее высокого уровня в развитии. Акмеология изучает объективные и субъективные факторы, психологические закономерности и механизмы достижения человеком вершин в развитии, деятельности.

§

§ Зрелость – период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития интеллектуальных и физических особенностей человека.

§

§ Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных, интеллектуальных возможностей.

§

§ Геронтопсихология– отрасль психологии, изучающая психологические особенности лиц пожилого возраста и старости.

§

§ Инволюция– процесс угасания психических процессов и функций.

§

Наши рекомендации