Поведения с помощью пословиц
Методика исследования индивидуальных особенностей
Авторы Д.Джонсон Ф.Ф. Джонсон
Методика опубликована: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – СПб. : “Питер”, 2000. – 560 с.
Испытуемым предъявляется набор из 35 пословиц, преимущественно русских, ориентированных на определение двух основных свойств человека: быть, т. е. отказаться от своего эгоцентризма и вещизма, проявлять внутреннюю активность, и иметь, т. е. жить во имя собственных интересов, особенно материальных. Эрих Фромм говорил, что большинство людей относятся ко второму типу, так как отказаться от своей ориентации на обладание слишком трудно. Испытуемые после прочтения каждой пословицы в специальном бланке по-5-балльной шкале определяют свое личное отношение к пословице и ее использование в своем обычном поведении:
5 баллов - типично для поведения,
4 - часто,
3 - иногда,
2 - редко,
1 - совсем нетипично,
0 - не понял смысла пословицы вообще.
Затем полученные оценки суммируются по типам, и наибольшая сумма (иногда две наибольших) указывает на индивидуальные особенности поведения. Значительное количество нулевых показателей оценивается как снижение способности испытуемого понимать переносный смысл.
Список пословиц
1. Худой мир лучше доброй ссоры.
2. Если вы не можете заставить другого думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.
3. Мягко стелет, да жестко спать.
4. Рука руку моет.
5. Ум хорошо, а два лучше.
б. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.
7. Кто сильнее, тот и правее.
8. Не подмажешь, не поедешь.
9. С паршивой овцы - хоть шерсти клок.
10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.
11. Кто ударит и убежит, тот может драться и на следующий день.
12. Слово “победа” четко написано только на спинах врагов.
13. Убивай врагов своих добротой.
14. Честная сделка не вызывает ссоры.
15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
17. Сражение не проигрывает тот, кто верит в победу.
18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
19. Ты мне - я тебе.
20.Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.
21. Кто спорит - гроша не стоит.
22. Кто не отступает, тот обращает в бегство.
23. Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый - ни одной.
24. Кто дарит, друзей наживает.
25. Выноси заботы на совет и держи с другими совет.
26. Лучший способ решать конфликты - избегать их.
27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
28. Кротость торжествует над гневом.
29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.
30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
32. В этом мире есть две породы людей: победители и побежденные. .
33. Если в тебя швырнули камень - брось в ответ кусок ваты. .
34. Взаимные поступки прекрасно решают дела.
35. Копай и копай без устали: докопаешь до истины.
Интерпретация значений.
По Фромму, у каждого человека жизненная стратегия сосредоточена на решении двух основных вопросов: достижения своих личных целей - материальных, духовных, престижных и пр. и создания хороших взаимоотношений с другими людьми. Между этими полюсами возможны разные сочетания с преимущественной ориентацией в ту или иную сторону. Они и составляют предлагаемую ниже типологию.
Тип1 - “ч е р е п а х а” - уход под панцирь, отказ от достижения целей, участия во взаимоотношений с другими участниками, один из вариантов самодостаточности.
Тип 2 - “а к у л а” - силовая стратегия цели, конфликт решается выигрышем только для себя.
Тип 3 - “м ед в е ж о н о к”- сглаживание углов, любят, чтобы их понимали и ценили, ради чего жертвует успехом.
Тип 4 - “л и с а” - стратегия хитроумного компромисса, при хороших взаимоотношениях добивается осуществления своих целей.
Тип 5 - “с о в а” - мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто разделяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников.
Ключ:
Тип1 - “ч е р е п а х а” - 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31
Тип 2 - “а к у л а” - 2, 7 , 12, 17, 22, 27, 32
Тип 3 - “м ед в е ж о н о к” - 3 , 8, 13, 18, 23, 28, 33
Тип 4 - “л и с а” - 4 , 9, 14, 19, 24, 29, 34
Тип 5 - “с о в а” - 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35
Второй вариант методики Джонсона
Варианты ответов: