Д Изучение Я-концепции испытуемого.
Предложите учащемуся дать 10 различных ответов на вопрос "Кто Я?", обращенный к самому себе.
- Оценивается значимость упоминаемых категорий.
- Оценивается временная направленность ответов.
- Подсчитывается индекс самоприятия испытуемого. Индекс самоприятия равен отношению всех положительных оценочных ответов ко всем оценочным ответам, встречаемым в самоописании испытуемого. Известно, что обычно индекс самоприятия подчиняется правилу "золотого сечения": 66% - положительных ответов, 34 % -отрицательных. Перевес оценочных ответов в ту или иную сторону свидетельствует о позитивном или негативном самоприятии.
Выводы _________________________________________________________
________________________________________________________________________
2е Составление итоговой обобщающей психолого-педагогической карты испытуемого. Побеседовав с психологом, заполните психолого-педагогическую карту испытуемого, отмечая знаком “О” степень выраженности той или иной психологической характеристики.
1. Учеба (работа) | ||
Сильный ученик | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Слабый ученик |
Учится с интересом | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Учебой не интересуется |
Читает много | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Читает мало |
Есть учебные интересы, связанные с будущей профессией | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Учебных интересов нет |
2. Поведение | ||
Упрямый | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Покладистый |
Дисциплинирован | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Плохая дисциплина |
Отсутствие конфликтов с учениками | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Частые конфликты с учениками |
Агрессивный | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Спокойный, устойчивый, доброжелательный |
Усидчивый | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Высокая двигательная активность |
Трудновоспитуем | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Легко поддается воспитанию |
3. Общественная активность | ||
Высокая общественная активность | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Низкая общественная активность |
Хороший организатор | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Слабые организаторские способности |
Высокая инициативность | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Низкая инициативность |
Занимает лидерские позиции | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Выступает в роли “ведомого” |
Высокий авторитет, уважение товарищей | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Низкий авторитет |
Охотно выполняет общественные поручения | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Отлынивает от общественных поручений |
4. Некоторые специфические личностные особенности | ||
Спокойный, уверенный в себе | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Тревожный, неуверенный |
Переоценивает, завышает свои силы | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Занижает, недооценивает свои силы |
Честолюбив | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Скромный, незаметный |
Вызывает симпатию | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Не вызывает симпатию |
5. Общение в школе | ||
Имеет много друзей, пользуется популярностью | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Непопулярен |
Отсутствуют недоброжелатели, недруги | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Многие одноклассники недолюбливают |
Любит быть на людях, ищет новых друзей | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Замкнутый, общается с узким кругом людей |
Не боится выступать в незнакомой обстановке | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Робкий, застенчивый |
Открытый | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Скрытный |
Отзывчивый | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Черствый |
Ориентируется на свое мнение | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Озабочен мнением окружающих о себе |
Дурно влияет на соучеников | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Является опорой педагога |
6. Общение в семье | ||
Атмосфера в семье дружелюбная, теплая | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Озабочен мнением окружающих о себе |
Отношения близкие, доверительные | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Отношения отчужденные |
Хорошее взаимопонимание с родителями | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Плохое взаимопонимание с родителями |
Строгий, жесткий контроль за поведением ребенка | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Слабый контроль |
Ограничение самостоятельности ребенка | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Большая самостоятельность |
Родители охотно сотрудничают с учителями | Х-Х-Х-Х-Х-Х-Х | Родители вступают в противоречие с учителями |
Разработайте психолого-педагогические рекомендации для испытуемого, учителей, родителей ребенка_______________________________________
__________________________________________________________________________________
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНКРЕТНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ.
Проанализируйте две конкретные ситуации (имевшие место во время практики) по образцу, приведенному ниже. Подберите психодиагностические методики и обоснуйте их выбор практическим психологом.
Ситуация 1
Описание ситуации____________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Анализ ситуации:
Субъекты __________________________________________________________
_____________________
Позиции участников ситуации_________________________________________
_____________________
Проблема___________________________________________________________
________________________________________________________________________
Задача, которая стоит перед психологом при оказании помощи людям в сложившейся ситуации ________________________________________________
________________________
Психодиагностические методики (перечислить названия), которые может использовать психолог для более глубокого изучения психологических особенностей людей, ставшими субъектами сложившейся ситуации ______
____________________________________
Ситуация 2
Описание ситуации___________________________________________________
_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Анализ ситуации:
Субъекты __________________________________________________________
_____________________
Позиции участников ситуации________________________________________
_____________________
Проблема___________________________________________________________
________________________________________________________________________
Задача, которая стоит перед психологом при оказании помощи людям в сложившейся ситуации ________________________________________________
________________________
Психодиагностические методики (перечислить названия), которые может использовать психолог для более глубокого изучения психологических особенностей людей, ставшими субъектами сложившейся ситуации ______
____________________________________