Мишени воздействия на избирателя
Обвиняя соперников в воровстве, взяточничестве, махинациях, конкуренты апеллируют к чувству справедливости избирателя и его страху, что, будучи избранным, вор и взяточник будет лихоимствовать еще больше.
Мишенью воздействия нередко является чувство обиды у значительной части населения России по поводу грабительской приватизации. Поэтому богатых людей большинство избирателей воспринимает как классовых врагов. «Если богат - значит, наворовал», - считает избиратель и делает выбор в пользу юриста, экономиста или опытного управленца. Долго еще имущественное неравенство будет эксплуатироваться на выборах.
Если в США богатство кандидата является его положительной чертой, то у нас - наоборот. Состоятельные люди идут в политику под лозунгом: «Я смог заработать для себя, теперь заработаю для вас». Однако этот лозунг был использован и изрядно скомпрометирован строителями финансовых пирамид, таких как «МММ», «Гермес», «Русский дом Селенга» и им подобных, ограбивших миллионы вкладчиков, привлеченных (кроме обещанных высоких доходов) и указанным лозунгом.
В качестве мишени воздействия на избирателя используется и его потребность в безопасности, уверенности в завтрашнем дне. Если проходит информация о слабом здоровье кандидата, то возникает опасение: как будет руководить больной человек? И, естественно, желание голосовать за него пропадает.
Классическим примером стала история с операцией аортокоронарного шунтирования Б. Ельцина. Руководство демократической партии США настаивало провести ее во вполне определенный день - накануне президентских выборов в США. На них молодой Б. Клинтон противостоял пожилому конкуренту, республиканскому сенатору Доулу. Именно в тот день, когда официальная предвыборная пропаганда уже была запрещена, по всем каналам прошли сообщения о пожилом президенте России, перенесшем тяжелую операцию, на время которой он передал президентские полномочия премьер-министру. Подсознательно внушалось: вот что может происходить со страной, если во главе стоит старый и больной президент. Дальше подсознание делало автоматический вывод: надо голосовать за молодого и здорового кандидата, каким и был Б. Клинтон, легко победивший Доула.
Довольно часто для создания компромата политтехнологи эксплуатируют предрассудки, прочно осевшие в массовом сознании. К ним прежде всего относятся национальные и религиозные предрассудки. Этническое происхождение кандидатов и их вероисповедание могут стать основой для компромата. Этичность или не этичность описываемого приема не обсуждается. Политтехнологи действуют в «зоне дозволенных манипуляций». Непозволительно разжигать национальную или религиозную ненависть. Опираться же на то, что уже существует, представляется допустимым.
Последствия так называемой ленинской национальной политики, породившей внутри советской империи территории с «титульными» нациями, еще долго будут отзываться недоверием между представителями различных этносов.
Мишенью воздействия на электорат является и чувство патриотизма. Распространяются материалы о «непатриотичности» соперника. К ним относятся утверждения о том, что тот выступает против независимости страны (политической, экономической, энергетической, информационной), поддерживает террористов, что кандидат «окружил себя инородцами», и т.п.
Точки «совпадения» С мнениями различных категорий избирателей определяются предварительным специальным исследованием.
Мишень воздействия на избирателя можно создать, вызывая недоверие к материалам конкурента.
Основой служат биографические материалы, опубликованные конкурентами. Сами информационные блоки - вариант автобиографии. Но вариант ненавязчивый. Ни одного плохого слова о сопернике. Просто то, что он сам о себе говорит, пода110 такими словами, чтобы сказанное выглядело информацией с низкой степенью достоверности или как скрывающее нечто неблаговидное. Короче, пусть додумывает избиратель.
Обычно подобные материалы выпускают под заголовками: «Решать нам», «Избиратель имеет право знать» и т. д. Уже сам заголовок настраивает на критичное восприятие при водимой информации.
Человеческие слабости кандидата - излюбленная мишень воздействия на электорат. Так действуют во всем мире. Но перенесение этого опыта на нашу почву не всегда дает желаемые результаты. Менталитет, однако...
Вот весьма показательный факт.
«Совершенно случайно» в распоряжении Первого всесоюзного капала оказалась видеозапись выступления Б. Ельцина в одном из университетов США. Не исключено, что над пленкой поработали техники, чтобы на экране движения главного героя выглядели наименее естественно, но и без технических ухищрений было ясно: Борис Николаевич перед встречей «принял», и принял крепко.
Акция с треском провалилась, и не потому, что зрители не поверили тому, что увидели на экране. Еще как поверили! Просто на фоне всеобщей российской «забавы» Ельцин стал выглядеть в лазах электората еще более «своим».
Мишенью воздействия на самого кандидата могут быть свойства его нервной системы. Прежде всего ее слабость: под градом обвинений многие вынуждены сниматься с дистанции. К тому же такова особенность нашей психики - трудно вести борьбу одновременно на нескольких фронтах. Поэтому манипуляторы сознанием предпочитают массированные атаки по очернению соперника с разных сторон.
Особая статья – женщины. Против женщины - политического лидера малоэффективны антиреклама и «черные» технологии (считается, что это крайне неэтично, поэтому их применение может нанести большой вред нападающим, особенно если они мужчины и если намеченная жертва психологически грамотно воспользуется ситуацией). В таком случае эффект бумеранга может стать просто сокрушительным для нападающей стороны.