Как соотносятся самостоятельное и
Традиционное образование
Многие люди ощущают ту огромную разницу, которая существу-
ет между традиционным образованием и обучением, которое вы орга-
низуете для себя сами. Система, на которой основывается учебный
597
Если вы достигли успеха, то не думайте, что знаете о своем бизнесе все
процесс в школах и институтах, предполагает четкую структуру орга-
низации с периодическим тестированием слушателей, что преследует
явную цель заставить их учиться. Задачей высшего образования явля-
ется подготовка высококвалифицированных специалистов по тем спе-
циальностям, которые пользуются спросом на рынке труда.
Но в действительности система высшего образования часто не
достигает стоящей перед ней цели. К примеру, немалое число наших
выдающихся писателей закончили медицинские институты, однако
сразу же после получения диплома отвернулись от своей специально-
сти. Даже не попробовав вкуса практической медицины, они повели
тяжелую борьбу за признание на литературном поприще, будучи не в
силах противостоять своей страсти. Точно так же и многие известные
менеджеры имеют научную степень в какой угодно области, кроме
той, в которой действует их компания. Специалист по металлургии
становится президентом страховой компании, инженер-электрик воз-
главляет информационное агентство, а химик руководит текстильным
предприятием.
Высшее образование способствует тому, что выпускники кол-
леджей предпочитают искать себе работу в уже устоявшихся и гаран-
тирующих определенную жизненную стабильность структурах круп-
ных компаний и государственных институтов. Что же касается тех,
чье образование ограничивается полной средней школой, то они, по-
хоже, более психологически подготовлены и настроены на вхождение
в нестабильный и полный жестокой конкуренции мир коммерческих
отношений, а кроме того, они более склонны к тому, чтобы рискнуть
и открыть собственное дело.
Многие компании специально изучали вопрос зависимости пока-
зателей продаж от уровня образования сотрудников. И часто оказыва-
лось так, что выпускники школ значительно превосходили своими
успехами тех коллег, которые сумели получить высшее образование.
Это отнюдь не закон и относится не ко всем отраслям и видам ком-
мерческой деятельности, но тенденция проявляется достаточно часто,
чтобы поставить вопрос о том, всегда ли классическое обучение в ин-
ституте может гарантировать выпуск первоклассных торговых аген-
тов.
Но существует и еще одна зависимость: те, кто ограничился в
своем традиционном обучении уровнем средней школы, не спешат
заняться самообразованием до достижения определенного, достаточ-
но зрелого возраста — если вообще когда-нибудь берутся за это. Та-
598
Если вы достигли успеха, то не думайте, что знаете о своем бизнесе все
кое отношение, как правило, значительно влияет на их способность
преуспевать в своем деле.
Никому, пожалуй, не удалось еще дать такого четкого обоснова-
ния необходимости самообразования, какое изложил американский
исследователь Эдвардс. Речь в нем идет о Томасе Дж. Уотсоне, бла-
годаря которому компания IBM сразу после своего основания взяла
прекрасный темп. Итак, Эдвардс пишет:
«Основным вкладом, который удалось сделать Уотсону в профес-
сию специалиста по продаже, явилась его концепция о том, что никто не
должен оставаться за рамками непрерывного процесса обучения. Это
очень глубокая мысль. Чтобы продолжать свое обучение, пребывать в по-
стоянном состоянии познавания нового, нет необходимости записываться
в какую бы то ни было школу. Ведь помимо школ существуют книги, кас-
сеты, лекции, семинары, журналы, видеозаписи и много других учебных ма-
териалов, количество и разновидности которых продолжают расти. Если
вы останавливаетесь в своем учении, то начинаете тонуть. Никто не в
состоянии находиться на неизменном уровне, человек либо поднимается,
либо — тонет. Так было всегда и во все века. Только сегодня вы будете под-
ниматься или тонуть гораздо быстрее».