Общая характеристика пространственного мышления;

План

Введение 2

Глава 1. Пространственное мышление и его формирование у младших школьников с дизартрией

1.1 Общая характеристика пространственного мышления 3

1.2 Характеристика пространственного мышления у младших школьников с дизартрией 4

Глава 2. Экспериментальные исследования пространственного мышления у младших школьников с дизартрией

2.1 Методики и результаты исследования пространственного мышления у младших школьников с дизартрией 6

Заключение 26

Литература 28

Введение.

Важность изучение пространственного мышления определяется недостаточной изученностью закономерностей пространственного мышления у детей с ТНР (в частности, у детей с дизартрией). А данный вопрос очень важен, так как дети данной категории испытывают многочисленные трудности при создании пространственных образов и оперировании ими.

Исследования психологической природы пространственного мышления имеет, поэтому не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.

Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Оно рассматривается как одно из профессиональных важных качеств.

В данной работе мы постараемся выяснить уровень пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с дизартрией с помощью специально подобранных методик и определить результаты проведенного исследования – (цель).

Общая характеристика пространственного мышления; - student2.ru Цель Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

2. Подобрать методики по исследованию пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с дизартрией;

3. Определить уровень развития пространственного мышления у детей данной категории;

4. Сформулировать выводы по результатам диагностики.

Предметом исследования является изучение особенностей пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с дизартрией.

Объект исследования – дети данной категории.

Глава 1.

Общая характеристика пространственного мышления;

Одной из основных задач специальной психологии является изучение закономерностей интеллектуально развития учащихся с ТНР (в частности, с дизартрией). Важной стороной этого развития является пространственное мышление, обеспечивающее ориентацию в пространстве, эффективное усвоение знаний, овладение разнообразными видами деятельности.

Пространственное мышление в своей наиболее развитой форме оперирует образами, содержанием которых является воспроизведение и преобразование пространственных свойств и отношений объектов: их формы, величины, взаимного положения частей. Под пространственными соотношениями понимаются соотношения между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о направлениях (вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо), о расстояниях (близко-далеко), об их отношениях (ближе-дальше), о местоположении (в середине), о протяженности объектов пространства (высокий-низкий, длинный-короткий) и т. п.

Основными качественными показателями пространственного мышления являются:

1. Тип оперирования пространственными образами

2. Широта оперирования с учетом используемой графической основы

3. Полнота образа (преимущественное отражение в нем формы, величины, пространственного положения объектов)

4. Используемая устойчиво система отсчета (пространственная ориентация «от себя», от произвольной точки отсчета)

Важным показателем развития пространственного мышления выступает широта оперирования и полнота образа. Под широтой оперирования понимают степень свободы манипулирования пространственными образами при использовании различного графического материала. Полнота образа есть соответствие его реальному предмету. Она характеризует набор элементов образа, их связь и динамичность.

Наши рекомендации