Методы принятия профконсультационного решения
Для оптимизации взаимоотношений консультанта и клиента, а также для большей наглядности (и «понятности» для клиента совершаемых совместных действий) используется методика под названием «Схема альтернативного выбора» (см.: Пряжников Н.С., 19976).
Профконсультант и клиент сидят вместе за столом и на общем бланке выписывают наиболее важные для данного клиента факторы выбора. После этого все факторы соотносятся (по критерию большего или меньшего «соответствия», выраженного в условных баллах) с имеющимися альтернативными вариантами выбора. При окончательном выборе учитывается, какой из альтернативных вариантов набирает наибольшее количество баллов. И хотя иногда выборы делаются не только с учетом набранных баллов, такая процедура все-таки помогает им, по мнениям самих клиентов, лучше понять, «чего же они на самом деле хотят».
Главное при использовании такой схемы — постоянно спрашивать мнение консультируемых о наиболее предпочтительных выборах, по поводу степени соответствия или несоответствия выделенных факторов имеющимся альтернативам, а также об их окончательных решениях. Даже тогда, когда клиент, по мнению психолога, обосновывает свои высказывания неудачно, все Равно выполняется правило: «последнее слово всегда за клиентом». Это позволяет формировать у клиента повышенное чувство ответственности и постепенно ставит его в позицию субъек-Та профессионального выбора. А психолог может лишь высказать свое мнение, но не навязывать его консультируемому. Если ^е клиент не соглашается с профконсультантом, то считается, Чт° консультанту не удалось найти убедительные слова и аргу-менты.
Вопросы и задания
1. По своему усмотрению назовите одну активизирующую метод
и проанализируйте ее возможности и ограничения.
2. Почему активизирующие профориентационные опросники не
гут в полной мере считаться тестами?
3. Назовите основные трудности в использовании карточных прс
консультационных методик.
Рекомендуемая литература
Пряжников Н. С. Профориентационные игры: проблемные ситуа! задачи, карточные методики: Учеб.-метод, пособие. — М., 1991.
Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личнс ного самоопределения. — М.; Воронеж, 2002.
Пряжникова Е. Ю. Активизирующая методика «Перекресток» // Шкс ный психолог. - 1999. - № 41. - Приложение. - С. 1 -16.
Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (пс» технические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992
Сколько Вам лет? Линии жизни глазами психолога / Под ред. A. A. J ника. - М., 1993.
ЧАСТЬ III