Мечания, то они касаются только сути, а не персоны, в адрес которой они высказываются.

Константин Маркович - многогранная личность. Увлечение наукой гармонически сочетается у него с другими интересами: к музыке, живописи, театру, художественной литературе. Удивительно, сколько он прочитал мемуарной и художественной литературы, сколько знает наизусть стихотворений, помнит исторических дат, дат жизни поэтов, писателей, художников, композиторов. В прошлые годы посещение консерватории, театров, музеев занимало большое место в его жизни, и все, что было значительным в мире искусства, становилось предметом живого обсуждением на работе и всегда гармонично входило и входит в виде образов, метафор, литературных цитат в "ткань" его научных статей.

И по сей день при общении с ним ощущается его высокий интеллект и творческий потенциал, удивительная заинтересованность в жизненных событиях, фактах, людях.

Многочисленные коллеги, друзья, ученики, сотрудники лаборатории диагностики и коррекции психического развития Психологического института РАО, члены редколлегии и редакции Психологического журнала сердечно поздравляют Константина Марковича Гуревича с юбилеем и желают доброго здоровья, счастья, новых творческих успехов и достижений на благо психологической науки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.,1970.

2. Гуревич К. М., Лубовский В. И. Предисловие редакторов перевода // Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Т. 1. С. 5 - 14.

3. Гуревич К. М. Психологическая диагностика и законы психологической науки // Психол. журн. 1991. Т. 12. N 2.

4. Гуревич К. М. "Не пора ли оценить методический аппарат нашей науки?"//Психол. журн. 1991. Т. 12. N 4. С. 139 - 156.

5. Гуревич К. М. Вопросы организации психологической обратной связи в системе образования // Психол. журн. 1997. Т. 18. N 4. С. 78 - 84.

6. Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии. Избранные психологические труды. М. Воронеж, 1998.

7. Гуревич К. М. Психологическая диагностика и проблема индивидуальных различий // Психол. журн. 1998. Т. 19. N 3. С. 84 - 89.

8. Гуревич К. М., Раевский А. М. Личность как объект психологической диагностики // Психол. журн. 2001. Т. 22. N 5. С. 29 - 37.

9. Гуревич К. М. Перспективы развития психологической диагностики // Психологическая диагностика. 2003. N 1.С. 11 - 22.

10. Гуревич К. М. "Секрет его обаяния был прост: то, о чем он говорил, - это была... психология жизни" // Психология в вузе. 2003. N 1 - 2. С. 8 - 27.

11. "Психология есть жизненная наука..." (Интервью с Константином Марковичем Гуревичем ведет Виктория Васильевна Барцалкина) // Мир психологии. 1996. N 4. С. 107 - 128.

12. Акимова М. К. Формирование скоростного двигательного навыка в связи с индивидуальными особенностями по силе и лабильности нервных процессов // Психофизиологические вопросы становления профессионала. Вып. 1. М., 1974. С. 76 - 101.

13. Акимова М. К., Козлова В. Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция. М., 2002.

14. Акимова М. К., Козлова В. Т. Диагностика умственного развития детей. СПб., 2006.

15. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. В 2-х тт.

16. Борисова Е. М. Психологическое содержание труда и формирование профессиональной пригодности ткачих коврового производства // Психофизиологические вопросы становления профессионала. Вып. 1. М., 1974. С. 28 - 51.

17. Горбачева Е. И. Предметная ориентация мышления: сущность, механизмы, условия развития. Калуга, 2001.

18. Данилов В. А. Проявление силы нервной системы в мыслительных процессах // Психофизиологические вопросы становления профессионала. Вып. 2. М., 1976. С.163 - 180.

19. Дубровина И. В. Психологическая служба школы. М., 1991.

20. Зархин В. Г. Проявление лабильности нервных процессов в навыках радиотелеграфирования // Психофизиологические вопросы становления профессионала. Вып. 2. М., 1976. С. 128 - 137.

21. Козлова В. Т. Методики изучения генотипически обусловленных свойств второсигнальной деятельности // Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. М., 1981. С. 146 - 167.

22. Психологическая диагностика: учебник для вузов / Под редакцией М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. СПб., 2003 (2005, 2006).

23. Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей (вместо предисловия) // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981. С. 3 - 13.

Стр. 99

З. ФРЕЙД - ОСНОВАТЕЛЬ ПСИХОАНАЛИЗА (К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Автор: Е. А. СПИРКИНА

Е. А. СПИРКИНА, кандидат психологических наук, ректор Института практической психологии и психоанализа, Москва

Дается краткий очерк деятельности Зигмунда Фрейда. Оценивается его вклад в создание и развитие не только психоанализа, но и психотерапии в целом. Показана эволюция психоанализа.

Ключевые слова: психоанализ, психотерапия, лечение психики.

Сто пятьдесят лет назад родился человек, совершивший переворот в понимании природы психического и показавший возможность коррекции, лечения и изменения человеческой души методом "разговора". Представления о познании психики и разума человека как процессе линейном или поступательном были опровергнуты, психика предстала как область многомерная, в разных измерениях которой существует различная логика и различное течение времени. Человеческие возможности самопознания через рациональное мышление оказались недостаточными, а разумное начало в человеке не всемогущим. Со времен Фрейда и до наших дней психоаналитики в теории и на практике неустанно подтверждают правоту его открытий и правильность основных идей. За прошедшие годы внесено много нового в теорию психоанализа, существенно расширены границы его применения на практике. Изменился взгляд на психическое развитие, на причины возникновения патологии и способы ее преодоления. Однако главные принципы психоанализа в целом остались неизменными. Кто-то из историков психоанализа удачно провел аналогию с развитием самолетостроения: современные самолеты отличаются от своих предков так же сильно, как современный психоанализ от психоанализа времен Фрейда.

Безусловно, было бы неверно утверждать, что Фрейд "открыл" бессознательное, о существовании которого человечество знало задолго до него. Но Фрейд в отличие от предшественников, конкретно и реально показал, как именно оно работает, дал объяснительные принципы и схемы для понимания и видения мотивации жизни и деятельности человека. Он установил наличие в человеческой психике определенных структур, функционирование и формирование которых до сих пор является предметом научного исследования и фактически разработал инструмент для их лечения и объяснения. И этот инструмент, дополненный и доработанный его последователями, успешно работает и в наши дни. Фрейд показал нам, что внутренний мир человека конструируется через значения, символы и смыслы, разрушение которых или конфликт между которыми вызывает ту или иную психическую патологию - от невроза до психоза, и что разговор между терапевтом и клиентом, где главным предметом является смысловой и символический разбор психического содержания последнего, и есть лечение, психотерапия, психоанализ. Он разработал не только теоретические модели, но и конкретный метод психотерапии, который модифицировали и меняли, отвергали и создавали что-то новое, хотя суть психотерапии как диалога от этого не менялась.

Возникли подходы К. Роджерса, Я. Морено, Ф. Перлза и др., акцентировавшие в психотерапии аспект отношений между клиентом и психотерапевтом и отвергшие диагностическую и теоретическую части психоанализа. В послевоенные годы количество психотерапевтов и психотерапевтических практик в западном мире стало уже так велико, что можно было считать психоанализ лишь одним из многих методов лечения душевных заболеваний. Однако, пройдя определенный круг развития, они отчасти вернулись к своим истокам и оказали огромное влияние на развитие психоанализа и психоаналитической психотерапии.

Теоретиками и практиками психоанализа написано множество книг и статей, выпускается ряд журналов, проведены тысячи конференций во всем мире. Несколько десятков тысяч психоаналитиков и психоаналитических психотерапевтов объединены в несколько всемирных профессиональных ассоциаций, среди которых "Международная ассоциация психоанализа", основанная самим Фрейдом в 1910 г., "Европейская федерация

стр. 100

психоанализа", "Европейская федерация психоаналитической психотерапии", а также "Ассоциация научного изучения психотерапии", не говоря о том, что почти в каждой стране есть свои национальные ассоциации психоанализа. Все это является свидетельством того, что психоанализ работает и реально помогает людям. Как бы ни был "не прав" или "ограничен", или "недалек" Фрейд, он был и остается великим основоположником теории бессознательного и уникального направления психотерапии.

Зигмунд Фрейд родился в 1856 г. в городе Фрайбурге, который в настоящее время входит в состав Чехии. Его отец, Якоб Фрейд, был торговцем. О том, что мать Фрейда, Амалия Натансон, питала к своему первенцу самые теплые чувства и всю жизнь восхищалась им, писало много биографов Фрейда. Она рано уверовала в блестящее будущее сына, и это, несомненно, оказало на него в молодости решающее воздействие. Позднее он писал об этом: "Я убедился в том, однако, что лица, которых почему-либо выделяла в детстве мать, обнаруживают в последующей жизни ту особую самоуверенность и тот непоколебимый оптимизм, который нередко "кажется геройским и действительно создает этим субъектам успех в жизни" [1, с. 21]. Эта уверенность в себе, подверженная лишь редким колебаниям, была одной из определяющих черт Фрейда. И он без сомнения прав, считая причиной ее зарождения любовь к нему со стороны матери.

Когда Фрейду было 4 года, семья переезжает в Вену, где прошла вся сознательная жизнь ученого. Родители были воспитаны в духе ортодоксального иудаизма, однако переселение в центр Европы в свободный буржуазный мир Австро-Венгерской империи поставило перед семьей проблему не только социальной и экономической, но и культурной адаптации. Фрейд вырос "без какой-либо веры в Бога или бессмертие и на протяжении всей своей жизни никогда не испытывал потребности в вере" [там же, с. 29]. Эмоциональные потребности Фрейда "сначала нашли свое выражение в довольно смутных философских рассуждениях, а затем в его честной приверженности науке" [там же].

Это длилось всю "допсихоаналитическую" часть его жизни и совпало с периодом бурного развития естествознания. Несколько выдающихся естествоиспытателей - Эмиль Дюбуа-Реймон и Эрнст Брюкке, а затем Герман Гельмгольц и Карл Людвиг провозгласили, что "следует доказать истинность того положения, что в организме не действуют никакие другие силы, кроме обычных физико-химических; что там, где объяснение с их помощью является пока недостаточным, необходимо либо посредством физико-химического метода искать их специфический способ действия, либо предположить наличие новых сил, которые, будучи сходны по значимости с физико-химическими, присущи материи и всегда сводимы только к двум силам - притяжении и отталкиванию" [там же, с. 40].

Фрейд перепробовал несколько возможных для невропатологов того времени путей научных исследований мозга: изучал некоторые клетки в хорде рыб, затем - клетки акустического нерва; ввел метод окрашивания препаратов под микроскопом хлоридом золота; экспериментировал с кокаином; обследовал детей с церебральным параличом как практикующий невропатолог. Итогом его исканий был известный "Проект научной психологии" 1895 г., где он пытался установить определенную связь между психологическими процессами, рассматриваемыми им как вид энергии, с мозговым субстратом. Врачу и ученому - неврологу, ученику Брюкке, ему трудно было отказаться от идеи о важности мозгового субстрата в психических процессах. Он, как и многие ученые до и после него, настойчиво искал эту связь, которая по его мнению, могла объяснить все "психическое".

Однако это было лишь стремлением удержать какую-то материальную реальность предмета исследования на уровне простых физико-химических процессов, потому что нарастающий объем научных знаний о человеке, сама методология познания, нарождающаяся психология множили эту реальность и толкали исследователей к расширению горизонтов видения предметов познания.

Фрейду выпала роль быть одним из тех, кто был призван поменять наивную позитивистскую парадигму, в которой для познания устройства нервной материи в качестве "продолжения глаз" использовался микроскоп, на более сложную, не поддающуюся прямому рационалистическому подходу. Этот новый подход, развитый в психоанализе, основывался на том, что и предмет, и объект анализа конструируются в голове исследователя и существуют только в процессе изучения.

Обычно историки психоанализа делят научную карьеру Фрейда на допсихоаналитический и психоаналитический периоды. Когда-то бытовало мнение, что он бросил невропатологию для того, чтобы стать психоаналитиком, однако позднее стало принято считать, что первый период его научного творчества имеет непосредственную связь со вторым и что его развитие как психоаналитика выглядело как медленная эволюция и постепенное вызревание психоаналитических взглядов и теории.

Однако помимо внутренней логики продвижения по направлению к своим открытиям, в его жизни существовали внешние, более прозаические причины. Он собирался жениться и не мог

стр. 101

посвятить себя карьере ученого по причине отсутствия соответствующего места и малого количества денег, в связи с чем был вынужден заняться частной практикой.

Дальнейший поиск природы психических процессов привел Фрейда в клинику знаменитого Ж. Шарко, французского невропатолога, развивавшего идеи о психологическом смысле симптомов истерии и лечившего их с помощью гипноза. Другим фактором, оказавшим влияние на его интерес к психологическим основам неврозов, стал случай его коллеги и друга Йозефа Брейера, лечившего свою пациентку Анну О. История этого лечения произвела на Фрейда большое впечатление и он совместно с Брейером написал об этом книгу.

В современной литературе по истории психоанализа именно случай Анны О. стал рассматриваться как отправной пункт, с которого Фрейд начал свою психоаналитическую карьеру. В книге "Исследования истерии", опубликованной совместно с Брейером, Фрейд приводит первые случаи лечения истерических пациентов с помощью катартического метода. Он описал каждый свой случай настолько полно, насколько мог его увидеть и осмыслить с позиций врача. Эти первые случаи из практики Фрейда впоследствии стали предметом анализа и изучения нескольких поколений его учеников и последователей.

Историю возникновения симптомов и их связь с событиями жизни пациента ученый считал главным предметом своего исследования. Это соответствовало представлению Фрейда о травматическом событии и его вытеснении из сознания пациента в бессознательное. Он сделал открытие, что стресс, травма, переживание, связанное с сексуальной жизнью пациентов, особенно если это событие не может быть пережито, вытесняется и возвращается затем в виде истерических симптомов. Соответственно, методом лечения должно было быть вытесненное воспоминание о тех или иных событиях. Он долго и упорно работал над усовершенствованием методов гипноза, внушения, настаивания, задавания вопросов. Вначале он стремился получить вытесненные переживания и воспоминания путем надавливания на лоб пациента, требуя вспомнить что-либо, но вскоре догадался, что пациентам нужно предоставить больше свободы в самоизъявлении. Так появился метод свободных ассоциаций, эффективно используемый и в наши дни.

Постепенно отходя от гипноза и катартического метода, Фрейд все более понимает магическую роль слова и отношений между психотерапевтом и клиентом. Неназванные психические состояния, аффекты, влечения, потребности должны быть названы и тем самым определены. Речь выступает суррогатом поступка, возможностью выразить, пережить и осознать что-то невыраженное. "Только посредством изобретения этого нового метода Фрейду удалось должным образом проникнуть в ранее неизвестную сферу бессознательного и сделать свои глубокие открытия, с которыми прочно связано его имя" [1, с. 137].

В описании истории лечения пациентов можно видеть, как Фрейд создает и новую технику лечения, и теоретические основы психоанализа. Он тщательно выстраивает причинно-следственную взаимосвязь между травматическими жизненными событиями и симптомами и видит свою задачу в том, чтобы восстановить непрерывность ассоциативных связей. В теоретическом исследовании истерии Фрейд предлагает свои представления о ее природе. Главный вывод, к которому он приходит, - истерики страдают от воспоминаний.

В период с 1890 по 1897 гг. происходит разработка первых представлений о психопатологии. Он подробно разбирает природу истерии и навязчивых состояний, вводит понятие защиты, которая является "ядром психического механизма" психоневрозов, и называет ее вытеснением [1, с. 156]; позднее он разработает и другие виды психологических защит.

Он также пытается обобщить свои представления о происхождении ряда психоневротических заболеваний и показать судьбу различных аффектов в случаях истерии, которую рассматривает как конфликт, а также невроза навязчивых состояний и паранойи, как "обиды" и "печали". Суть разобранных форм психопатологии состояла в том, что какие-то следы аффекта прорываются в сознание и образуют симптомы: воспоминания при истерии, перверсивные импульсы при неврозе навязчивости и защитные фантазии при паранойе.

Основными положениями психоаналитической теории являются несколько базовых принципов, разработанных Фрейдом. К ним относятся представления о структуре психики, бессознательном душевном событии, обязательной либо внешней, либо внутренней детерминированности всех психических процессов, и стремлении психического аппарата к сохранению определенного равновесия или гомеостаза.

Теория психической структуры личности развивалась на основе практики Фрейда и прошла три этапа. Первое систематическое описание психической структуры мы находим в его работе "Толкование сновидений". Затем в ходе развития понятий "сознание" и "бессознательное", идей о принципах удовольствия и реальности и разработки концепции нарциссизма он полнее раскрывает понятие "либидо" как энергию, присущую сексуальным влечениям. Третий этап начинается с публикации "Я и Оно" (1923), где в систематической форме изложена структурная концепция

стр. 102

психики, выделены и описаны "Я", "Оно" и "Сверх-Я". Фрейд говорит об известной условности этой модели и невозможности какой бы то ни было локализации или связи с мозговым субстратом. Предполагается, что этот психический аппарат при рождении находится в зачаточном состоянии и развивается полностью только в зрелом возрасте.

Осенью 1902 г. у Фрейда дома начали собираться его ученики и последователи. Эти встречи были названы Психологическим обществом по средам. В 1908 г. эти собрания приобрели название "Венское психоаналитическое объединение", которое существует и по сей день. В 1904 - 1910 гг. он публикует главные свои работы - "Психопатология обыденной жизни", "Остроумие и его отношение к бессознательному", "Три очерка по теории сексуальности", а также "Случай Доры".

Многие публикации о лечении его клиентов вызывали и продолжают вызывать отзывы у последующих поколений психоаналитиков. Случаи Фрейда, детально и тщательно описанные им, представляют образцы первых шагов психоаналитической техники, делаемых вслепую.

Фактически Зигмунд Фрейд был первым человеком, открывшим человечеству психотерапию, лечение психики и души с помощью специально простроенного диалога, где два человека работают над изменением представлений и отношений одного из них. Он открыл возможность взаимного понимания, лечения через понимание, осознавание и переживание, приводящих к интеграции психического опыта человека. Он гуманизировал человеческое отношение к психической патологии и показал, что такое конкретное отношение любви.

Признание за ребенком права на сильные впечатления и переживания, а затем и вообще на психическую травму, повлекло за собой постепенное изменение отношения общества к ребенку. Внутренний мир ребенка, важность любви к нему со стороны родителей для успешности его последующей психической жизни и психического здоровья, стали постепенно краеугольным камнем всей современной психотерапии психической культуры и нормы вообще. В каком-то смысле идеи Фрейда выразили те базовые необходимые гуманистические ценности, которые были так нужны человечеству в XX веке. Если вернуться к такой важной категории психоанализа как травма, то понятно, что по существу речь идет о травматических для ребенка отношениях, что тождественно отсутствию любви. Фактически мы оказываемся перед альтернативой: с одной стороны, любовь как принятие ребенка таким, какой он есть, т.е. непроецирование на него своих нереализованных ожиданий, стыда и других проблем. С другой стороны, травма - его использование, физическое или эмоциональное.

Современные авторы не склонны обвинять Фрейда в пристрастности или неспособности увидеть свой собственный контрперенос в отношении своих клиентов, как это было очевидно в случае с Дорой. Наоборот, растущие знания открывают новые возможности понимания и истолкования того материала, который он оставил нам в наследство. Гений Фрейда состоял в том, что дал нам в руки инструменты исследования и позволил использовать их для изучения его собственного творчества.

Дальнейшее развитие психоанализа происходило в русле все большего понимания природы психических нарушений, формирования все более сложной картины форм отклонений и перипетий внутреннего психического мира человека. Если психоанализ времен Фрейда был психоанализом невротических отклонений личности, то современный психоанализ и психотерапия вообще - это обширная сфера знаний и технических навыков, предполагающая возможность понимания и объяснения такого круга патологии, который включает не только неврозы и пограничные состояния, но и психозы.

В целом можно сказать, что процесс психотерапии вообще и психоанализа в частности направлен, прежде всего, на развитие и обучение человека, на его адаптацию к миру и социуму, на способность эффективно "работать и любить", как сказал сам Фрейд. А это актуально в любом обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Э. Джонс. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М.: Гуманитарий, 1997.

2. Энциклопедия глубинной психологии. М.: Cogito-MGM, 2002.

Наши рекомендации