Тема 8: Совещание как форма деловой коммуникации и принятия коллективного решения - 4 часа
План занятия
1. Совещание как вид деловой коммуникации в управленческой деятельности.
2. Общая схема подготовки совещания.
3. Организация и планирование совещания.
4. Динамика совещания.
5. Участие в работе совещания.
6. Организация и контроль исполнения решений, принятых на совещании.
Философия эффективного совещания. Определение необходимости и цели совещания. Выбор вида и формы проведения совещания. Планирование состава и ролей участников.
Постановка задачи. Предварительная оценка совещания. Заинтересованные лица. Составление детального плана работы.
Разработка повестки дня. Выбор времени, места, продолжительности совещания. Составление списка участников. Распределение ролей. Оповещение. В каком случае совещание необходимо отменить.
7 этапов проведения совещания. Методы обсуждения на совещании, мозговой штурм. Методы установления согласия. Методы выработки решений. Наглядные визуальные материалы как способ оптимизации эффективности совещаний. Взаимодействие со сложными участниками. Предотвращение и разрешение конфликтов
Подготовка собственного выступления. Мастерство публичного выступления. Техника конструктивного отстаивания интересов своего подразделения или своей позиции
Процедуры завершения совещания. Информирование о принятых решениях. Анализ проведенного собрания. Контроль за выполнением решения.
Литература к теме
1. Кривокора Е.И. Деловые коммуникации: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 190с.
2. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. – М.:КНОРУС, 2010. – 256с.
3. Основы теории коммуникации: учеб. пособие/ отв.ред. О.Я. Гойхман. – М.:ИНФРА-М, 2012. – 352с.
4. Основы теории коммуникации: учебник/ под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики,2007. – 615с.
5. Страхова О.А. Организационное поведение: лидерство и личная эффективность руководителя: учебное пособие. - СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2009.
Вопросы и задания
1. Необходимо подготовить совещание по тематике «Анализ текущей успеваемости студентов и методы ее улучшения». Выбрать ведущего совещания, секретаря, составить повестку, определить докладчиков, подготовить помещение, подготовить наглядные визуальные материалы, пояснить методы контроля за выполнением решений, принятым на совещании.
Тема 9: Деловые переговоры - 2 часа
План занятия
1. Подготовка к переговорам.
2. Стратегии переговоров
3. Ведение переговоров. Управление процессом переговоров.
4. Техника и методы переговоров: инструментарий профессионала.
Информационная подготовка: информация о собственных целях, планах и условиях, определяющих решение задачи; максимально доступная информация о партнере; информация о внешней среде. Психологическая подготовка (личная подготовка и создание определенного климата переговоров). Тактическая подготовка: разработка тактических приемов, применение которых позволяет добиваться поставленной цели с минимальными потерями. Организация переговоров.
Основные стратегии переговоров. Стили переговоров. Стратегия переговоров применительно к конкретной ситуации. Собственная позиция. Методика ведения переговоров и аргументацию.
Этапы переговоров. Как определить исходные позиции сторон в начале переговоров. Выявление подлинных интересов партнера, поиск области соприкосновения с Вашими интересами. Определение и использование психологических особенностей собеседника. Пространство выбора в процессе переговоров. Сопротивление участников переговоров. Завершение переговоров и фиксация договоренности.
«Язык тела». Убеждение собеседника: приемы аргументации и контраргументации.
Психология переговоров. Искусство переговоров. Как явно или скрыто овладеть инициативой в диалоге. Коллективные переговоры.
Вопросы и задания
1. Как выбрать наиболее эффективную стратегию переговоров применительно к конкретной ситуации.
2. Как усилить собственную позицию в процессе переговоров.
3. Как выбрать на основании избранной стратегии методику ведения переговоров и аргументацию.
4. Как определить исходные позиции сторон в начале переговоров.
5. Как узнать, что стоит за позицией партнера: выявление подлинных интересов партнера, поиск области соприкосновения с Вашими интересами.
6. Как определить и использовать психологические особенности собеседника.
7. Как увеличить пространство выбора в процессе переговоров.
8. Как преодолевать сопротивление участников переговоров.
9. Как своевременно завершить переговоры и зафиксировать договоренности.
10. Как понимать «язык тела».и использовать эту информацию.
11. Как убедить собеседника: приемы аргументации и контраргументации.
12. Как узнать то, о чем собеседник не хотел говорить. Психология переговоров
13. Как явно или скрыто овладеть инициативой в диалоге.
Литература к теме:
1. Кривокора Е.И. Деловые коммуникации: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 190с.
2. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. – М.:КНОРУС, 2010. – 256с.
3. Основы теории коммуникации: учеб. пособие/ отв.ред. О.Я. Гойхман. – М.:ИНФРА-М, 2012. – 352с.
4. Основы теории коммуникации: учебник/ под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики,2007. – 615с.
5. Страхова О.А. Организационное поведение: лидерство и личная эффективность руководителя: учебное пособие. - СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2009.