Требования к уровню подготовки учащихся.

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Рабочая программа предназначена для обуче­ния английскому языку учащихся 5 класса общеоб­разовательных учреждений. Программа составлена на основе федерального компонента государствен­ного стандарта основного общего образования, примерной программы по иностранным языкам для 5—9 классов, авторской методической концеп­ции линии УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) авторов Ю.Е. Ваулиной, Дж. Дули и др. (М.: Express Publishing: Просвещение) и ориентирована на дости­жение планируемых результатов ФГОС.

На изучение предмета «Английский язык» в 5 классе отводится 102 часа в год (3 часа в неделю). В конце каждого модуля учащиеся выполняют контрольную работу. Всего предусмотрено 12 контрольных работ.

Цели обучения:

• развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляю­щих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

o речевая компетенция — развитие коммуника­тивных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо);

o языковая компетенция — овладение новыми язы­ковыми средствами (фонетические, орфографиче­ские, лексические, грамматические) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобран­ными для основной школы; освоение знаний о язы­ковых явлениях английского языка, разных способах выражения мысли в родном и английском языках;

o социокультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям и реалиям англоговорящих стран в рамках тем, сфер и ситуаций общения, от­вечающих опыту, интересам, психологическим осо­бенностям учащихся данного возраста; формирова­ние умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

o компенсаторная компетенция — развитие умения выходить из положения в условиях дефицита языко­вых средств при получении и передаче информации;

o учебно-познавательная компетенция — дальней­шее развитие общих и специальных учебных уме­ний; ознакомление с доступными учащимся спосо­бами и приемами самостоятельного изучения языка и культуры, в том числе с использованием новых информационных технологий;

• развитие понимания важности изучения ан­глийского языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в условиях глобализации;

• развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами английского языка;

• воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стрем­ления к взаимопониманию между людьми разных сообществ; воспитание толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Личностные:

• формирование мотивации изучения англий­ского языка и стремления к самосовершен­ствованию в образовательной области «Ан­глийский язык»;

• осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;

• развитие стремления к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

• формирование коммуникативной компетен­ции в межкультурной и межэтнической ком­муникации;

• воспитание гражданственности, патриотизма, уважительного отношения к правам, свободам и обязанностям человека;

• воспитание нравственных чувств и этического сознания;

• воспитание трудолюбия, творческого отноше­ния к учению, труду, жизни;

• формирование ценностного отношения к здо­ровью и здоровому образу жизни;

• воспитание ценностного отношения к приро­де, окружающей среде (экологическое воспи­тание);

• воспитание ценностного отношения к пре­красному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;

• воспитание уважительного отношения к куль­туре других народов.

Метапредметные:

• самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной деятельности, развивать мо­тивы и интересы своей познавательной дея­тельности;

• самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения резуль­тата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, коррек­тировать свои действия в соответствии с изме­няющейся ситуацией;

• оценивать правильность решения учебной за­дачи, собственные возможности;

• овладевать основами самоконтроля, само­оценки;

• осознанно владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установ­ления аналогий и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и кри­териев;

• устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умо­заключения и выводы;

• создавать, применять и преобразовывать зна­ки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• организовывать учебное сотрудничество и со­ вместную деятельность с учителем и сверстни­ками, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуника­ции;

• формировать и развивать компетенцию в об­ласти использования информационно-ком­муникационных технологий;

• развивать коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окру­жающими, выполняя различные социальные роли;

• развивать исследовательские учебные дей­ствия, включая навыки работы с информаци­ей, поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксацию информации;

• развивать навыки смыслового чтения, вклю­чая умения выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку и ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавли­вать логическую последовательности фактов;

• осуществлять регулятивные действия самона­блюдения, самоконтроля, самооценки в про­цессе коммуникативной деятельности на ан­глийском языке.

Предметные результаты:

А. В коммуникативной сфере (владение англий-ским языком как средством общения)

Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:

1) в говорении:

• начинать, вести (поддерживать) и заканчивать диалоги различных видов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

• расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием (отказом) в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;

• рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;

• сообщать краткие сведения о своем городе (селе), о своей стране и англоговорящих странах;

• описывать события (явления), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному (услышанному), давать краткую характеристику персонажей;

2) в аудировании:

• воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;

• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ, интервью);

• воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую (нужную, необходимую) информацию;

3) в чтении:

• читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;

• читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковая догадка, выборочный перевод), а также справочных материалов, уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

• читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой (нужной, интересующей) информации;

4) в письменной речи:

• заполнять анкеты и формуляры;

• писать поздравления, личные письма с опорой

на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в английском языке;

• составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.

Языковая компетенция (владение языковыми средствами):

• применять правила написания слов, изученных в 5 классе;

• адекватно произносить и различать на слух все звуки английского языка, соблюдать правильное ударение в словах и фразах;

• соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное) правильное членение предложений на смысловые группы;

• распознавать и употреблять в речи основные изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого эти

кета);

• знать основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);

• понимать и использовать явления многозначности слов английского языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;

• распознавать и употреблять в речи основные морфологические формы и синтаксические конструкции изучаемого английского языка, знать признаки изученных грамматических явлений (видовременные формы глаголов, модальные глаголы и их эквиваленты, артикли, существительные, степени сравнения прилагательных и наречий, местоимения, числительные, предлоги);

• знать основные различия систем английского и русского (родного) языков.

Социокультурная компетенция:

• знать национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка, применять эти знания в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

• распознавать и соблюдать в устной и письменной речи основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в английском языке;

• знать употребительную фоновую лексику и реалии стран изучаемого языка, некоторые

распространенные образцы фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);

• познакомиться с образцами художественной, научно-популярной литературы;

• иметь представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру);

• иметь представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;

• понимать роль владения иностранными языками в современном мире.

Компенсаторная компетенция:

· выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.

Б. В познавательной сфере

• Сравнивать языковые явления родного и английского языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;

• владеть приемами работы с текстом: умением пользоваться определенной стратегией чтения (аудирования) в зависимости от коммуникативной задачи (читать или слушать текст

с разной глубиной понимания);

• действовать по образцу (аналогии) при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изученной тематики;

• проявлять готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;

• пользоваться справочным материалом (грамматические и лингвострановедческие справочники, двуязычные и толковые словари, мультимедийные средства).

В. В ценностно-ориентационной сфере

• Иметь представление о языке как о средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;

• достичь взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установить межличностные и межкультурные контакты в доступных пределах;

• иметь представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознать место и значение родного и английского языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;

• приобщиться к ценностям мировой культуры с помощью источников информации на английском языке (в том числе мультимедийных), путем непосредственного участия в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах.

Г. В эстетической сфере

• Владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на английском языке;

• стремиться к знакомству с образцами художественного творчества на английском языке

и со средствами английского языка;

• развивать чувство прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.

Д. В трудовой сфере

• рационально планировать свой учебный труд;

• работать в соответствии с намеченным планом.

Е. В физической сфере

Стремиться вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).

Предметное содержание речи.

Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитатель­ным целям, а также интересам и возрастным осо­бенностям учащихся. В данной таблице приведено распределение учебных часов по темам с указанием модулей, в которых рассматриваются данные темы.

Содержание Тема
Межлич­ностные взаимоотно­шения в семье и со сверст­никами. Вне­шность и черты характера чело­века 13 ч English in Use 1 (Module 1) 1 ч Extensive reading 1 (Module 1) 1 ч I'm from... (Module 2) 2 ч My things (Module 2) 2 ч My family! (Module 4) 2 ч Who's who (Module 4) 2 ч Famous people (Module 4) 1 ч English in Use 4 (Module 4) 1 ч Extensive reading 4 (Module 4) 1 ч
Досуг и увлече­ния. Покупки. Виды отдыха, путешествия 22 ч My collection (Module 2) 1 ч English in Use 2 (Module 2) 1 ч Weekends (Module 6) 1 ч English in Use 6 (Module 6) 1 ч English in Use 7 (Module 7) 1 ч Celebrations (Module 8) 2 ч Master chef (Module 8) 2 ч English in Use 8 (Module 8) 1 ч Going shopping (Module 9) 2 ч It was great! (Module 9) 2 ч Don't miss it! (Module 9) 1 ч Extensive reading 9 (Module 9) 1 ч Travel and leisure (Module 10) 2 ч Summer fun (Module 10) 2 ч English in Use 10 (Module 10) 1 ч Extensive reading 10 (Module 10) 1 ч
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха 5 ч Wake up! (Module 6) 2 ч Extensive reading 8 (Module 8) 1 ч Just a note... (Module 10) 1 ч Extensive reading 10 (Module 10) 1 ч  
Школа и школьная жизнь, изучае­мые предметы и отношение к ним. Канику­лы в различное время года 9 ч School! (Module 1) 2 ч First day! (Module 1) 2 ч Favourite subjects (Module 1) 1 ч Schools in England (Module 1) 1 ч It's fun (Module 7) 1 ч Summer fun (Module 10) 2 ч  
Защита окру­жающей среды. Климат, погода 13 ч Amazing creatures (Module 5) 2 ч At the zoo (Module 5) 2 ч My pet (Module 5) 1 ч Furry Friends (Module 5) 1 ч English in Use 5 (Module 5) 1 ч Extensive reading 5 (Module 5) 1 ч Year after year (Module 7) 2 ч Dress right (Module 7) 2 ч Extensive reading 7 (Module 7) 1 ч  
Условия про­живания в го­родской и сель­ской местности 7ч At home (Module 3) 2 ч Move in! (Module 3) 2 ч My bedroom (Module 3) 1ч English in Use 3 (Module 3) 1 ч English in Use 9 (Module 9) 1 ч  
Родная страна и страна / стра­ны изучаемого языка (гео­графическое положение, столицы, достоприме­чательности, культура и тра­диции) 26 ч UK souvenirs (Module 2) 1 ч Extensive reading 2 (Module 2) 1 ч A Typical English House (Module 3) 1 ч Extensive reading 3 (Module 3) 1 ч American TV Families (Module 4) 1 ч Landmarks (Module 6) 1 ч The Alaskan Climate (Module 7) 1 ч It's my birthday (Module 8) 1 ч Thanksgiving (Module 8) 1 ч Busy spots in London (Module 9) 1 ч All aboard (Module 10) 1 ч Spotlight on Russia 10 ч «Jack and the Beanstalk» (home-reading lessons) 5 ч  
       

Наши рекомендации