Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения физики на базовом уровне учащийся должен:

Знать/понимать:

· Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;

· Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

· Смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;

· Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;

Уметь:

· Описывать и объяснять физические явления и свойства тел:движение небесных тел и ИСЗ, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомом, фотоэффект;

· Отличатьгипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;

· Приводить примеры практического использования физических знаний:законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике, различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

· Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оцениватьинформацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

· Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

· Рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Содержание программы:

Электродинамика (продолжение) (16ч)

Действие магнитного поля на движущийся заряд. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Самоиндукция. Индуктивность. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.

Колебания и волны (15ч)

Механические колебания: свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.

Электрические колебания: свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.

Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.

Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.

Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.

Оптика (20 ч)

Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы. Оптические приборы. Их разрешающая способность. Светоэлектромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Шкала электромагнитных волн.

Основы специальной теории относительности (3 ч)

Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.

Квантовая физика и элементы ядерной физики (33 ч)

Световые кванты: тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.

Атомная физика: строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.

Физика атомного ядра: методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц. Статистический характер процессов в микромире. Античастицы.

Строение и эволюция Вселенной (10 ч)

Строение Солнечной системы. Система Земля-Луна. Солнце - ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии.Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

Значение физики для понимания мира и развития производительных сил (2 ч)

Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.

Календарно-тематическое планирование:

№ урока Тема урока Планируемая дата Реальная дата Примечание
Электродинамика (11 ч)
Взаимодействие токов. Опыт Ампера. 2.09.16   П. 1-5
Сила Лоренца. Решение задач ЕГЭ 7.09   П. 6,7упр1
Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» 9.09    
Явление электромагнитной индукции 14.09   П.8,9
Направление индукционного тока. Правило Ленца 16.09   П.10-12
Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции» 21.09
ЭДС индукции в движущихся проводниках. 23.09   П. 13,14
Решение задач. 28.09    
Самоиндукция. Индуктивность. 30.09   П.15
Энергия МП катушки с током 5.10   П. 16 упр2
Электромагнитное поле. 7.10   П. 17
Колебания и волны (11 ч)
Механические колебания (1 ч)
Характеристики механических колебаний. 12.10   П.18-23
ЗСЭ при механических колебаниях. 14.10   П.24
Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника» 19.10    
Вынужденные колебания. Резонанс. 21.10   П25,26
Контрольная работа №1 по теме «ЭМП, ЭМИ». 26.10    
Электромагнитные колебания (3 ч)
Работа над ошибками. Свободные ЭМК в КК 28.10   П. 27
ЗСЭ для ЭМК в КК 9.11   П. 28-30
Решение задач. 11.11    
Переменный электрический ток. Активное сопротивление. 16.11   П.31-32
Индуктивное и ёмкостное сопротивление. Полное сопротивление. 18.11   П.33, 34
Резонанс в цепи переменного тока. Генераторы ЭМК. 23.11   П35, 36 упр4
Производство, передача и использование электрической энергии (1 ч)
Производство, передача и использование электрической энергии 25.11   П. 37-41
Механические волны (3 ч)
Мех.волны. Виды волн. Характеристики волн. 30.11   П.42-44
Уравнение волны. Решение задач. 2.12   П.45-47,Упр6
Контрольная работа №2 «Колебания и волны» 7.12    
Электромагнитные волны (5 ч)
РНО. ЭМВ. Гипотеза Максвелла. 9.12   П. 48
Опыты Генриха Герца 14.12   П. 49,50
Изобретение радио А.С.Поповым. 16.12   П.51
Принципы радиосвязи. Амплитудная и частотная модуляция. 21.12   П.52,50
Понятие о телевидении. Развитие средств связи. 23.12   П.57,58
Оптика (14 ч)
Световые волны (7 ч)
Оптика. Скорость света. Две теории света. 28.12   П.59
Принцип Гюйгенса.Основные законы геометрической оптики 30.12   П. 60, 61
Полное отражение. Решение задач. 18.01.17   П.62
Лабораторная работа №4 «Экспериментальное измерение показателя преломления стекла» 20.01    
Линзы. Виды линз. 25.01   П.63
Построение изображения в линзе. 27.01   П.64
Формула тонкой линзы. Решение задач. 1.02   П.65
Лабораторная работа №5 «Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» 3.02    
Интерференция мех.волн. Интерференция света. 8.02   П.67-69
Дифракция. Дифракционная решётка. 10.02   П. 70-72
Лабораторная работа №6 «Измерение длины световой волны» 15.02    
Поперечность световых волн. Поляризация. 17.02   П.73,74
Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна. Элементы релятивистской динамики. 22.02   П. 75-79
Дисперсия света. Источники света. 24.02   П. 66, 80
Излучение и спектры. Спектральный анализ. 1.03   П. 81-83
Лабораторная работа №7 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» 3.03    
Шкала электромагнитных излучений. 10.03   П.84-86
Контрольная работа №3 по теме «Оптика» 15.03    
Квантовая физика (17 ч)
Световые кванты (3 ч)
РНО. Фотоэффект. Опыты А.Г.Столетова. 17.03   П. 87.88
Квантовая теория. Объяснение опытов Столетова. 22.03   П. 88-92
Квантовая динамика. Импульс фотона. 24.03   П. 92,93
Атомная физика (4 ч)
Строение атома. Опыт Резерфорда. 5.04   П. 93
Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомом.Лазеры 7.04   П. 94-96
Решение задач. 12.04    
Контрольная работа №4 «Световые кванты». «Атомная физика» 14.04    
РНО. Физика атомного ядра. 19.04   П. 97-113
Строение и эволюция Вселенной (13 ч)
Астрономия. Горизонтальная система координат. 21.04   П.116
Экваториальная система координат. Законы Кеплера 26.04   П.117
Система Земля-Луна.   28.04   П.118
Строение Солнечной системы. Планеты и малые тела. 3.05   П.119
Общие сведения о Солнце, его внутреннее строение 5.05   П.120, 122
Звёзды, строение, эволюция. 10.05   П.121,123
Галактики и метагалактики. 12.05   П.124-126
Итоговое тестирование по астрономии. 17.05    
Единая физическая картина мира. 19.05    
           

Наши рекомендации