Учебники и учебные пособия. История идей психологизации экономической (производственной, деловой) сферы (общая и социальная пси
История идей психологизации экономической (производственной, деловой) сферы (общая и социальная пси, социология, экономика, этика).
2. Историко-теоретические предпосылки становления ПДО. Тейлоризм (+и-).
Историко-теоретические предпосылки становления ПДО. Концепция человеческих отношений (авторы, варианты).
Роль и значение психологических знаний и знаний по ПДО в практической деятельности современного специалиста.
Психология, этика и этикет делового общения как наука, ее предмет, основные категории и задачи. Связь с психологией, этикой.
6. Виды общения.
7. Психологическая структура и функции делового общения.
8. Вербальные средства общения. (Устная речь: монолог, диалог, полилог, малтилог).
9. Требования к речи специалиста. Публичное выступление.
10. Невербальные средства общения: экстралингвистические, паралингвистические средства.
11. Невербальные средства общения: визуальные, тактильные и ольфакторные средства.
12. Проксемика и такесика, их роль в ПДО.
13. Невербальные умения, необходимые в работе специалиста социальной сферы (имидж, «стоп-дистанция», контакт глаз, мимика и пантомимика).
14. Источники восприятия и самовосприятия – концепция «Окно Джогари»
Перцептивная сторона общения (основные характеристики, механизмы).
Социальные стереотипы в восприятии. Роль отдельных факторов (превосходства, привлекательности, отношения к нам) в ошибках восприятия.
Коммуникативная сторона общения (функции и основные характеристики).
Коммуникативные барьеры, их виды и пути преодоления.
19. Психологические механизмы интерактивной стороны общения (модель трансакционного анализа Э.Берна)
20. Манипулятивное общение.
21. Контрманипуляции и защиты от них.
22. Cовременные модели общения. Нейролингвопрограмирование (НЛП).
23. Синтоническая модель общения или др. (на выбор).
24. Лидер, теории лидерства.
25. Этикет в истории и современности
26. Стили общения и руководства
27. Имидж делового человека (женщины и мужчины).
28. Формы делового общения. Деловая беседа (этапы, особенности, приемы влияния на партнера)
29. Переговоры (основные формы, функции, этапы, особенности).
30. Виды слушания и приемы влияния на партнера.
31. Национальные стили делового общения (страны - по выбору).
32. Конфликты, их динамика.
33. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях и разрешение конфликтов.
34. Поиск работы (резюме, интервью).
35. Виды собеседований.
36. Адаптация на рабочем месте.
37. Мотивация самосовершенствования специалиста в контексте психологической компетентности и культуры.
Практические работы.Тестирование деловых качеств и
Деловая характеристика
Составление резюме (на рус и англ яз.).
Представление группе презентаций (докладов). Эвфемизмы.
3 эссе на актуальные темы (ПВК менеджера, ЦО в 21 веке, 14 грехов, Этикет в истории и др.).
Деловая игра – организация фирмы.
Описание 2-3 ситуаций затрудненного, сложного или конфликтного общения с разрешением. Рассмотрение ситуации в контексте кейс-метода
++ 2 проверочных. + Терминологический диктант и тест знаний.
Учебники и учебные пособия
по курсу « Психология делового общения»
Бороздина Г. Психология делового общения. М., 2008
Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов-на-Дону, 2009
Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. М., 1996, 240 с.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностое общение.СПб 2001
Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. М., 2001.-288 с.
Леонов Н.И. Психология делового общения.- М., 2002.-216 с.
Ливайн С., Кром М. Лидер в тебе. – М., 1995. – 240 с.
Мосеев Р. Н. Международн. этические нормы и психол. делового общения. – М., 1997
Фомин Ю.А. Психология делового общения. Минск, 2000, 384 с.
Психология делового преуспевания. М., 2001, 304 с.
Психология и этика делового общения. Ред. Лавриненко В.Н. М.,2003.- 415с.
Сабат Энн Мэри. Бизнес-этикет. М., 2000, 240 с.
Самоукин А.И., Самоукина Н.В. Экономика и психология бизнеса. Дубна, 2001.-160с
Дополнительная литература
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. М., 1999
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.;М., 2008
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 2004
Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 1996. – 188 с.
Дональсон М. Умение вести переговоры. М..2001.- 224с.
Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Практическое пособие. Киров, 1991
Клауд Г., Таунсенд Дж. Барьеры. СПб 2000.- 384 с.
Корнелиус Хелена, Фэйр Шошана. Выиграть может каждый. Практическое руководство по конфликтологии для предпринимателей, широкого круга читателей. М., 1992, 116 с.
Петрова Е. Знаки общения. М., 2001.- 256 с.
Пиз А. Язык жестов. Как читать человека словно книгу. М., 2006
Скотт Д. Конфликты, пути их преодоления. Киев, 1991
Хорни К. Ваши внутренние конфликты. СПб, 1997
Честара Дж. Деловой этикет:Паблик рилейшнз для всех и для каждого. М., 2000, 336 с.
Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). Мн., 2000, 848 с.
Примерный список. Термины по ПДО
Теория Тейлора
Теория .Мейо-Файоля
Японский вариант (восточный) теории .Мейо-Файоля
Американский вариант (западный) теории .Мейо-Файоля
Основные принципы ДО
Деловое общение – это…..
В психологическую структуру общения входят (какие?)… стороны
Главные средства общения это…(Язык. Знак)
Виды общения
Функции общения (аффективно-коммуник., информационно-к., интерактивн –взаимодейств.+ др.)
Главные средства общения верб и неверб
Формы внешней речи
Требования к речи специалиста
Монолог Диалог Полилог Малтилог
Внутренняя речь
Невербальное общение включает в себя
Паралингвистические средства
Экстралигвистические средства
Механизмы ДО Обратная связь
Идентификация Эмпатия Рефлексия Суггестия
Ошибки в перцептивной стороне ДО
Социальный стереотип
Фактор превосходства
Ф-р привлекательности
Ф-р отношения к нам
Модель «Окно ДжоГарри» включает в себя
Пантомимика Просодика
Такесика Проксемика Оль-факторы
Имидж
Аффилиация
Фасилитация - Ингибиция
Аддиктивное поведение
Формы (механизмы) психологической защиты
Коммуникативная сторона ДО
Культура речи (требования к речи специалиста)
Каузальная атрибуция
Конгруэнтность
Слушание Виды слушания (Основн класификация - Рефлексивное и нерефлексивное + несколько других)
Этикет: виды, особенности, исторические, этно-, нац- варианты
Стили руководства
Харизма
Сравнительная характеристика лидера и руководителя
История этики (вклады по эпохам (4-5) и персоналиям (5-7))
Золотое правило нравственности
Мотивация персонала и самомотивация
Типы трудных партнеров (клиентов, сотрудников, боссов)