Натюрморт, состоящий из предметов различной формы и фактуры при заднедиагональном освещении без заполняющего света (а) и с заполняющим светом (б)
При пользовании освещением от бокового до контрового направления раскладка светотени происходит таким образом, что собственные и падающие вперед тени (при отсутствии общерассеянного света) обретают насыщенный черный тон. Реальность предметов при этом искажается, что в подобных случаях заставляет фотографа использовать заполняющий свет. На фотоснимке предметы натюрморта приобрели присущую им тональность благодаря умелому использованию заполняющего света.
При компоновке натюрморта из различных материалов (рис. 79) очень важно удачно распределить объекты в кадре, найти соответствующее освещение и проекцию.
79. Натюрморт "игрушки", в котором выявлена фактура ткани и дерева
Изображение цветов в натюрмортах – увлекательный вид съемки. Форму цветов и их цветовой тон, а также посуду для них и драпировку учащийся выбирает по своему вкусу. Важно передать на снимке нежную фактуру лепестков цветка и листьев и тональность воздушного пространства. И здесь надо снять несколько вариантов освещения сюжета, начиная от диагонального и кончая контровым. Снимок усложняется тем, что, кроме цветов, надо надлежащим образом осветить сосуд, в котором они находятся. Это может быть стекло, хрусталь, фарфор или глина. Без внимания нельзя также оставить скатерть или драпировку.
Работу над натюрмортом следует рассматривать как учебу по освещению фактур. Следует добиваться эффектов освещения, органически присущих объекту съемки, с технической же точки зрения – стремиться к получению всех элементов света: плотных светов, слабых светов, полутонов, собственных и падающих теней, бликов и рефлексов.
Другая важная задача заключается в поисках выразительного освещения, которое способствовало бы передаче таких фактур, как стекло, металл, ткань, жидкость, дерево, пластмасса. Одни из них бывают хорошо переданы на фотоснимке при диагональном освещении, в то время как другие выигрывают при боковом или заднедиагональном.
Для съемок предпочтительнее камеры с двойным растяжением меха или зеркальные фотоаппараты с набором разных объективов.
IV. Другие виды съемок в павильоне
Съемка для документов
Фотоснимок для документа предназначен для опознания человека, или, как принято выражаться, для идентификации личности по фотокарточке. Идентификация возможна, если снимок сделан в строгом соответствии с правилами опознавательного портрета, предполагающими наиболее полную и точную фиксацию статических характеристик лица.
В криминалистической литературе достаточно полно разработаны единые критерии объективной оценки идентификационных признаков. Первый признак опознания – соответствие биологической асимметрии. Его можно установить по четким линиям абриса лица в положении полного фаса. Из этого вытекает первое правило съемки для документов: фотографирование должно вестись фронтально при строгом соблюдении полного фаса, при котором парные органы лица сопоставляются, а также подчеркнута степень несоответствия абриса левой и правой стороны лица.
При наклоне головы вперед и при отклонении ее назад изменяется отображение размеров как головы в целом, так и отдельных ее элементов. Лицо претерпевает деформацию на фотоснимке, и его опознавательные признаки ухудшаются. Отсюда второе правило: при съемке для документов лицо должно находиться прямо перед объективом, без уклонов или приподнятости.
Ракурсы при съемке еще более видоизменяют лицо. Ракурсная проекция может до неузнаваемости исказить черты лица, и в зависимости от того, верхний это ракурс или нижний, передать отдельные формы то сплюснутыми, то вытянутыми. Таким образом, третье правило: съемка на документы ведется строго по нормали, т. е. объектив фотокамеры должен быть установлен по центру лица портретируемого.
Во избежание масштабных искажений, связанных с близкой дистанцией съемки, рекомендуется применять длиннофокусные объективы. Так, по установленной технологии фотосъемки снимки для документов производят камерой типа ФК 13x18 с объективом "Индустар-51", с фокусным расстоянием 21 см. Съемка возможна с расстояния не менее 3 м, что исключает какие-либо масштабные преувеличения отдельных форм, находящихся ближе к объективу. Высокая разрешающая сила и отличная резкость, присущие этому объективу, вполне удовлетворяют требованию высокой резкости снимков для документов.
Для экономии времени, связанного с зарядкой и перезарядкой кассет, используют специальные мультипликаторы.
Задача идентификации личности по фотоснимку не допускает вмешательства негативной ретуши (не считая технической). Устранение любого косметического недостатка на лице лишит такой снимок его основной ценности. Следует помнить, что чем реже встречается признак, будь то шрам на лице, родимое пятно и т. п., тем более он ценен для идентификации личности.
Необходимо указать на путаницу, происходящую по причине того, что некоторые снимки для документов отождествляют с художественной миниатюрной фотографией. При одинаковых размерах (3x4, 4x6, 6x9 и 9x12 см) их выполняют по различной технологии. Снимки для документов делают по правилам опознавательного портрета (он ничего общего не имеет с художественным), а миниатюрную фотографию выполняют по правилам художественного портрета, она отличается от последнего лишь своим малым форматом.
Для художественной фотоминиатюры при необходимости применяется ретушь. Здесь также нет никаких канонов по части ведения съемки – выбора поворота, точки съемки, освещения и т. д.
Художественная фотоминиатюра может быть использована для некоторых видов документов: билетов творческих и профессиональных союзов, студенческих и молодежных организаций и т. п.
Для таких же документов, как пропуска на предприятия и в учреждения, паспорта, военные билеты и удостоверения личности, требуются снимки, выполненные в соответствии с технологией съемки для документов. В этом случае для освещения лица не годятся источники рисующего света, которыми пользуются при художественном портретировании. Будучи светом направленным, рисующий свет способен создавать на лице участки теней, изменяющих отображение форм частей лица на фотоснимке. Эти изменения могут быть настолько значительными, что исключат возможность идентифицировать личность по фотокарточке.
Технология фотосъемки для этих целей предусматривает светотональный способ освещения. В качестве прибора рассеянного света используют многоламповую рампу. Ее устанавливают в одном из диагональных положений. Широкий поток света дополнительно рассеивают арказолем либо несколькими слоями марли, обработанной огнезащитным составом. Он мягко освещает лицо, не образуя падающих теней. Однако контраст освещения между стороной лица, обращенной к рампе и противоположной ей, бывает чрезмерно велик. В соответствии с требованиями эти соотношения должны выражаться так: одна сторона лица равна по освещенности первой степени светло-серого тона, другая – второй степени светло-серого тона семиступенчатой шкалы плотностей. Для этого с менее освещенной стороны устанавливают белый экран-отражатель. Приближая или отдаляя его, находят нужные соотношения.
В тех случаях, когда по каким-либо причинам световую рампу невозможно установить в диагональном положении и она находится в боковом, происходит чересчур четкое деление лица на значительно освещенную и малоосвещенную части, а отраженный свет от экрана не дает требуемых соотношений. Тогда дополнительно устанавливают верхний светильник рассеянного света лобового направления. Освещение лица приобретает в результате этого большую пластичность, так как верхний свет выполняет функцию заполняющего света.
До недавнего времени было установлено, что светлота фона для всех документных снимков должна соответствовать первой степени светло-серого тона. Однако для некоторых документов сейчас требуется чисто-белый тон фона, поэтому пришлось увеличить освещенность фона. Вообще следует сказать, что высокая светлота фона нарушает световой баланс освещения и вредно сказывается на фотоизображении.
Спокойное выражение лица с направленным вперед взглядом является единственно приемлемым эмоциональным решением, так как все остальные затрудняют опознание личности.
При проектировании фотоателье желательно выделить для документальной съемки отдельное помещение. Для этого требуется небольшая комната, площадью примерно 18 м2 (3x6 м). Если же такое не представляется возможным, то в общем съемочном зале занимают один из углов, где и размещают съемочную площадку, отгородив ее портьерой, занавеской, ширмой или легкой перегородкой.
В целях разгрузки фотографий от фотосъемки для документов и сокращения промежутка времени с момента съемки до получения готовых фотографий (с 24 ч до 9 мин) в Москве и в Ленинграде осваивают новую ускоренную технологию изготовления фотоснимков специальными фотоавтоматами.
Размеры фотоснимков для документов (от 3x4 до 9x12 см включительно), а также художественных фотоснимков должны соответствовать требованиям республиканского стандарта РСФСР 234-71. По этому стандарту фотоснимки, выполняемые по индивидуальным заказам на черно-белой фотографической бумаге, могут быть следующих размеров:
Фотоснимки, изготовляемые в фотоавтоматах, должны соответствовать следующим данным:
Групповой портрет
Снимок не одного человека считается групповым. Двухфигурная композиция, или, как ее иначе называют, "парный портрет", по части компоновки кажется более простой, чем группа большей численности, так как фотографу предстоит создать композицию всего из двух лиц. В действительности это много сложнее, ибо чем меньше конструктивных элементов, тем меньше возможности разнообразия в построении кадра.
В двухфигурной композиции имеется всего два варианта:
1) головы портретируемых располагаются примерно на одной высоте. Этот композиционный вариант именуется равновысоким (рис. 80, а);
2) головы портретируемых размещаются на разной высоте, т. е. одна выше другой. Такое построение называется разновысоким (рис. 80, б).
80. Двухфигурная композиция: равновысокий и разновысокий варианты
Когда снимок строится по равновысокому варианту, то этим самым предопределяется горизонтальное построение кадра. Если же попытаться разместить фигуры по вертикали, то при крупноплановой съемке срежутся плечи, а если уменьшить масштаб до таких пределов, чтобы плечи вошли полностью в кадр, то получится поясное или даже поколенное изображение, что в большинстве случаев неприемлемо.
При фотографировании по разновысокому варианту неизбежно вертикальное построение кадра, так как при крупном масштабе лиц в горизонтальном кадре нижняя голова окажется без плеч. Если же сократить масштаб и дать изображение нижней фигуры хотя бы по бюст, то справа и слева образуются неоправданные пустоты, а изображение людей будет несоразмерно мелким по отношению к площади кадра.
Независимо от того, строится ли композиция по равновысокому или разновысокому варианту, фигуры следует располагать так, чтобы плечо и часть корпуса одной модели перекрывали плечо и часть фигуры другой. Это называется наложением фигур (рис. 81, а).