Формирование речевой деятельности в период первоначального овладения языком.
Период первоначального овладения языком (от 1 до 3 лет) связан с появлением первых слов или предложений. Начинается с появления у ребенка первых слов, которые носят обобщенно-смысловой характер: одно и тоже слово обозначает разные предметы. Иногда понять ребенка можно только в ситуации, в которой происходит его общение со взрослым, поэтому его речь называется ситуационной. К 3 годам = 1000 слов.
Происходит значительное накопление словаря, начинает формироваться грамматический строй речи. В этот период активно развивается как понимание речи, так и ее продуцирование. В усвоение звуковой стороны входит два процесса: процесс развития восприятия звуков (развитие фонематического слуха) и процесс произнесения звуков речи.
В развитии восприятия звуков существует дофонемный (понимание строится не на восприятии фонем, слов и коротких словосочетаний, а воспринимается единый нерасчленимый звук, ведущая роль принадлежит интонации) и фонемный, когда в восприятии речи большое значение принимает восприятие фонем.
Фонематический слух (Словарь логопеда) – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит овладение правильным произношением. Из согласных звуков смычные звуки б, п усваиваются раньше щелевых (в,ф,з,с,ж,ш,х,) и раньше слитных (ц(тс), ч(тш), щ(шч)). Глухие раньше звонких. Мягкие переднеязычные (д,т) раньше твердых свистящих (з,с) и шипящих (ж,ш).
В этот возрастной период происходит бурный рост словаря. Сначала формируется номинативная функция речи (1-1.5 лет). С 1.5 лет – коммуникативная функция, к 3 годам формируется обобщающая, к 4 – регулирующая.
С формированием словаря формируется и слоговая структура слова. В начале ребенок произносит односложные слова и осмысленные лепетные сочетания (ба), далее двухсложные лепетные слова (бо-бо, ма-ма, па-па), как правило, дети делают ударение на первом слоге. В словах, которые состоят из двух неоднородных слогов (тетя) наблюдается слоговая элизия – опускание одного из слогов. Чаще они возникают в 3-х, 4-х сложных словах. (собака-бака); иогда в словах сохраняется неударный слог (болит – бо).
Многие дети овладевают ритмической структурой слова и пренебрегают фонетическим составом (огонек-нананек, кирпичики – титити, киселек – сикилек). Дети, допускающие элизии, впоследствии испытывают трудности при дифференциации фонем.
Приведем данные о типе развития словаря у ребенка (по Бюлеру).
Возраст | Количество слов | |
Max | Min | |
1-1.2 | ||
1.3-1.5 | ||
1.6-1.8 | ||
1.9-1.11 | ||
2.3-2.6 | ||
3-4 года |
К 2 годам словарь ребенка составляет: 63% существительных, 23% глаголов, другие части речи 14%, союзов нет (по данным А.Н.Гвоздева).
Штерн дает следующие данные по словарному запасу:
1.2-1.6 – 100 слов у ребенка
в 2 года – 200-400 слов
в 3 года – 1000-1100 слов
в 4 года 1600 слов
в 5 лет – 2200 слов
в 6 лет – 2500-3000слов
Следует отметить, что количество слов в речевом запасе еще не свидетельствует о речевых возможностях ребенка. Важно, чтобы он смог связать слова в фразу (1.6-1.8), употреблять глаголы в повелительном наклонении (иди, дай):
· 1г. 3 мес. –1 г. 10 мес. – период предложений, состоящих из аморфных слов (ням-ням, Ляля бах-бах)
· 1 г. 10 мес. – 3 г. – период усвоения грамматических форм слов, овладения предлогами и союзами.
Формирование грамматического строя речи у детей от 1 до 3 лет в книге +распечатка Жукова, Мастюкова, Филичева «Преодоление ОНР у детей».
В норме до 5 лет развивается словотворчество (не наблюдается у детей с речевой патологией с ЗПР, с у.о.) . Словотворчество проявляется:
· Часть какого-нибудь нового слова используется как целое.
· К корню одного слова прибавляются окончание другого (снежинки-пуржинки).
· Одно слово составляется из двух (улей-пчелятница, бананас, вкуски).
Возрастные особенности развития общей моторики (Е.М.Мастюкова).
1-2 года ходит уверенно, наклоняется чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. Относит предмет на короткое расстояние. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педали 3-х колесного велосипеда.
2-3 года учится бегать, ходит на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки.
Итак, в период раннего детства (1-3 года) ребенок приобретет речь, которая является стимулом для его психического развития («речь и развитие психических процессов у ребенка» исследования А.Р.Лурия, Ф.Я.Юдович, а впервые высказал Л.С.Выготский).
3) Формирование речевой деятельности в период обогащения языка и развития речи в дошкольный период (с 3 до 7 лет)
Ведущий вид деятельности – игра, по этому речь ребенка становится
более связной. После 3 лет ситуативная речь начинает сменяться контекстной – связная речь, понимание которой возможно на основе средств языка. Постепенно развивается диалогические и монологические виды виды речи.
Активно формируется новая функция речи – регулирующая (к 4 годам). Речь как регулятор поведения становится к 4-5 годам. Как указывал Л.С.Выготский внутренняя речь (речь про себя в 3 года ребенок нормально овладевает ей) в начале имеет форму внешней речи, постепенно переходит во внутреннюю и служит средством планирования и коррекции поведения ребенка. При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, затруднения в выполнении интеллектуальных операций, не замечает ошибок, легко переключается на побочные раздражители.
Возникает планирующая функция речи (понимание детьми словесной инструкции в отношении предстоящей деятельности). В начале ребенок дошкольного возраста способен выполнять инструкцию вслед за ее предъявлением, в дальнейшем идет отсроченное выполнение. Итак, речь приобретает регулирующую и планирующую функцию в практической деятельности.
В этот период ребенок овладевает разговорно-бытовым стилем речи, происходит овладение основными средствами языка, совершенствуется грамматический строй речи. (см. схему Гвоздева - третий период формирования грамматического строя речи: усвоение структуры простого распространенного предложения и сложного).
Параллельно идет усвоение словесного состава речи. Исследование Карповой показали (умеет ли ребенок выделять слова из предложения), что дети затрудняются выделять слова из предложения: в 4-5 лет предлог не выносится в отдельное слово, в 6-7 лет дети справляются. Словарь к 6 годам 3000-4000 слов.
В период от 3 до 5 лет заканчивается формирование правильного звукопроизношения и развития всей фонематической системы (входит фонематический слух, анализ и синтез). К 5-6 годам, появляется интерес к буквам. Усвоение звуков находится в прямой зависимости от усвоения словаря и грамматического строя речи (чем богаче, тем лучше звук) . Звуковому анализу слов ребенка надо обучать.
Возрастные особенности развития общей моторики (Е.М.Мастюкова).
3-4 года бросает мяч через голову, хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 минут. Сохраняет равновесие при качании на качелях.
4-5 лет прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной и другой ноге. Поднимается вверх по лестнице.
5-6 лет хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на 2-х колесном велосипеде, учится кататься на коньках.