Четыре типа темперамента детей.
01:33:27 Итак, активный, или начнем с чувствительных детей. Я напомню, есть чувствительные дети. То есть, те дети, которые очень восприимчивы, имеют высокую эмоциональную восприимчивость, и их тяга, фактически их склонность жаловаться. Мы здесь можем слово «жаловаться» немножко в другой контекст негативный немного. То есть, жаловаться, как желание получить сострадание, получить поддержку. Они более не защищены, более эмоциональны, они остро ощущают свою реакцию на собственные нужды и желания. Им гораздо важнее понять свои чувства, чтобы сделать необходимые перемены, чем всем остальным детям. То есть, можно сказать, четверть населения планеты детей представлены этим типом. Они отзывчивые, и гораздо готовы сотрудничать с родителями. Чаще всего на них совершенно не действует давление, крики и так далее. Обычно такое положение. Если они не могут сделать это без страха, это будет иметь единоразовую ценность, такие методы, в кавычках, воспитания. Жалобы являются второй природой этого ребенка, и поэтому сочувствие помогает им видеть этим детям позитивно что происходит. То есть, если родители соглашаются увидеть негативное в том, что происходит, то есть, сочувствовать этому ребенку, то тем больше вероятность, что ребенок увидит позитивное в происходящем и снова согласится сотрудничать. В целом, для этих детей, чтобы их мотивировать, требуется гораздо больше времени. С этим родители должны считаться, в особенности, если родители сами очень энергичны, очень подвижны, очень коммуникативные.
01:35:23 Как я уже говорил, если родитель очень активен, он имеет больше огненную природу, это не значит, что его ребенок должен дублировать его, иметь тоже огненную природу. Это далеко не закономерно. То есть, тут нет никакой закономерности. Если такого ребенка торопить, он будет сопротивляться. Если он переключается, как на позитивное, то даже в этом случае нельзя использовать это как механизм стирания негативного. То есть, если он видит что-то, то не надо говорить, что если он увидел что-то радостное, светлое в том, что происходит, действительно смог от своей боли, от своей, от своего разочарования как-то отключиться, то нужно избегать фраз типа: «Ну вот, видишь, все же хорошо!» Тем самым, вы ребенку даете понять, что то, что он переживал, на самом деле не имеет никакого значения, что это просто его капризы, что это просто никакого отношения к реальности не имеет, что это выдуманное, что это искусственное. Самое глупое в том, чтобы мотивировать такого ребенка – это веселить его. И часто они преувеличивают свои проблемы, если возникает дефицит внимания. Они умышленно это делают, что родителей часто очень сильно раздражает. Они говорят: «Ну хватит, хватит! Не так уж все и плохо». Очень трудно, особенно родителям такой вот, огненно природы, активного типа, принять. Это очень трудно выдержать тот уровень сострадания, в котором нуждается ребенок. С этой точки зрения, часто бывает так, что даже неродной человек, который покровительствует ребенку, опекает его, воспитывает его, приносит, помогает ему больше развить свою природу, стать более счастливым ребенком, только потому, что он либо сам имеет похожую природу, либо он человек, который обладает глубоким знанием и очень высокоразвитым сознанием, как например духовный наставник способен с разными типами людей действовать согласно необходимым требованиям их природы, чтобы дать такой искушенностью в том, чтобы действовать не только исходя из своей природы, то, что мне понятно, а действовать согласно нуждам и потребностям природы других людей.
01:37:54 Это мы говорили об активном типе. Дети, которые у которых будут внутренние переживания, которые хотят действовать и достигать результатов, они всегда готовы идти вперед, вести, действовать за собой. Им нужна система. Система и контроль, иначе они выскользнут просто из-под контроля родителей. Им необходимо знать с самого начала, каков план действий. Если проведена подготовка, и этот план понятен, и есть тот, кто отвечает за то, чтобы следование этому плану было в реальности, они могут быть очень отзывчивые и сотрудничать. Очень хорошо, если им указывать сроки, условия и прочие детали, есть там этого действия.
01:38:37 Тип коммуникативных детей – это прежде всего потребность в том, чтобы получать как можно больше информации всеми возможными способами, через слух, через зрение, через вкус, через осязание и так далее. И разнообразие является главным питательным элементом для психики этого ребенка, и поэтому часто возможны вспышки гнева, неподчинения, непослушания и так далее, только по одной причине, как реакция на рутинное повторение действий их родителями. И если родители не относятся к этой природе, то такая вероятность очень велика, что именно так они и будут делать, как бы считая это традициями семьи, или правилами в семье, или определенным ритуалом, или тем, что на самом деле говорит о стабильности в семье, что каждое утро мы вот это делаем так. Для определенного типа детей это может быть благом, но коммуникативные дети выходят из-под контроля только, перестают сотрудничать только из-за этого одного фактора – фактора рутинности. Поэтому родители, которые не относятся сами психологически к этой категории, им приходится приносить эти навыки в свою жизнь для того, чтобы обеспечить жизнь детям коммуникативного типа ту степень питательного разнообразия, которую… нужно становиться своего рода изобретателям родителям.
01:40:03 И наконец рецептивные дети, кратко напоминаю, такие, кто хотят знать четкий расклад происходящего наперед. Новые, неожиданные ситуации всегда у них вызывают противостояние. Посмотрите, на сколько разные дети. Для одних мотивом к несотрудничеству, к непослушанию может стать то, что он уже наперед знает все, что будет. Это коммуникативный тип. Для других же ожидание или настроение сюрприза, то есть, непонимание того, что будет дальше, оно может шокировать его, даже если сюрприз превосходит по качествам, превосходит то, что они не ожидали. Тем не менее, могут выражать негативные эмоции и неудовлетворение, потому что просто об этом нас не предупредили. Этим детям больше всего нужны режим, повторы и ритм. То есть, определенное время для еды, сна, игр, особенные минутки с родителями и так далее. И в плане мотивации этих детей существуют определенные виды деятельности, или просто действия. Определенный вид сотрудничества, так назовем, с этими детьми, который можно в общем назвать как послеобеденные занятия. Или такие тонкости, которые нужно учитывать для того, чтобы мотивировать детей. Поддержки от того, что делаете вы, к тому, чтобы они могли слушаться вас, слушаться, а именно не «хочу». Еще раз подчеркну, что […] подчиняться, как сотрудничать.
01:41:50 Чувствительным детям, детям чувствительного типа очень трудно сдружиться. Им нужна определенная среда, которая бы защищала их, поэтому им нужно находиться среди людей со схожими способностями и уровнем чувствительности. Самый лучший, и когда такой способ мотивирования их, или как один из видов послеобеденных занятий, уход за домашними животными/ является самым лучшим способом им правильно проявить свою природу. Коммуникативные дети, для которых разнообразие – это воздух, они нуждаются больше всего в информации, поэтому различные лагеря, музеи, парки, большие универмаги, увлечение спортом, чтение книг, прогулки, плавание, качели является самым важным для того, чтобы мотивировать, для того, чтобы они чувствовали себя счастливыми, чувствовали, что их потребности удовлетворены. В противном случае, если родители не смогут стать изобретательными, вы, понимая, что многие родители сейчас разводят руками и говорят: «Ну где ж я весь луна-парк-то им устрою?» Но тогда вы должны принять ответственность за то, что ребенок будет возникать большой риск того, что ребенок может стать зависимым от телевидения и от компьютера. То есть, телевизионная или компьютерная зависимость может быть результатом этого.
01:43:25 Для рецептивных детей, земного типа, самые замечательные виды занятий – это заниматься тем, что происходит каждый день в одно и тоже время. То есть, разнообразие выбивает их из ритма, защищает чувствовать их незащищенными со стороны родителей, не чувствовать защиту с их стороны, и отсутствие стабильности, отсутствие безопасности в своей жизни. Поэтому каждый день почитать, выгулять собаку, посмотреть телевизор, даже этому типу детей не грозит чрезмерное, чрезмерный просмотр телепередач. Единственное, почему они могут очень долго смотреть телевизор, это потому что, по крайней мере, на телевидении все делается достаточно строгой программе и передачи, которые покажут в течение дня, они известны за несколько дней до того, иногда даже за месяц. И самого утра ты знаешь, что произойдет через час, через два, через три. Это то, что их очень привлекает в телевидении. В противном случае, они не имеют такой большой склонности зависеть от него. Поэтому перекусить, сделать домашнюю работу, помочь, в чем-то помочь родителям. Вредно оставаться долго этим детям с детьми активного типа, или коммуникативными братьями и сестрами. В этом смысле им нужна определенная защита. Даже действительно имеет, своего рода, природой данное право на покой. Любят смотреть на действия других. На самом деле они это оценивают тоже как действие. То есть, наблюдатели, для них это тоже является видом деятельности. И очень напрягаются, если их пытаются вовлечь в деятельность. С этим надо считаться, особенно когда ребенка воспитатели или учителя пытаются вовлечь в какую-то активность, деятельность. Надо предупредить, особенно если это маленькие дети, надо предупредить воспитателя или учителя, что он сам присоединится в положенный срок, когда вполне, так сказать, насладится своим участием в форме наблюдения.
01:45:42 Для активных детей самый лучший вид деятельности, разумеется, это спорт. Если они не заняты, они начинают умничать, начинают сопротивляться родителям, начинают противопоставлять себя. Другим словом устраивать октябрьский переворот. Могут попадать при этом, нередко, в неприятности, и кроме того, вовлекать в эти неприятности других.