Действующие силы конфликта
План
1. Основные действующие лица этого процесса
2. Предотвращение межгосударственных вооруженных конфликтов.
3. Вмешательство третьих сторон для снятия асимметрии в конфликте.
4. Международные организации и дипломатия: возможности и трудности воплощения на практике. Успехи и неудачи.
5. Работа в зоне потенциальных этнических конфликтов.
6. Разбор конкретных случаев.
Литература
Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии. М.,1997.
Чуминов А. Управление конфликтами. М., 1993.
Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М., 1996.
Форма проведения занятия: Устный опрос, анализ.
Тема
Предупреждение межэтнических конфликтов. Превентивная дипломатия. Дипломатия общественных организаций и общественности.
Целевая установка студентам: проанализировать случаи применения принципов превентивной дипломатии: перспективы и сложности. Выявить новые тенденции в управлении межэтническими конфликтами.
План
- Основные принципы анализа межэтнических конфликтов.
- Выработка многоаспектного анализа.
- Взаимодействие различных сил общества для предотвращение развития межэтнических конфликтов.
- Концепция «построения мира».
- Вовлечение общественности в процесс разрешения межэтнического конфликта.
- Изменение представлений сторон друг о друге как первый этап успешного управления межэтническим конфликтом.
Литература
Чуминов А. Управление конфликтами. М., 1993.
Пушмин Э.А. Посредничество в международном праве. М., 1970.
Форма проведения занятия.Устный опрос, анализ.
Задание для самостоятельной подготовки. Письменный анализ конкретных ситуаций применения концепции превентивной дипломатии в мировой практике.
На основе конкретного эмпирического материала современных межэтнических конфликтов дать ответы на ряд базовых вопросов относительно новых концепций предотвращения межэтнических конфликтов и эффективности их применения:
· Причины возникновения этих концепций;
· Наиболее и наименее эффективные стороны применения этой концепции на практике;
· Результаты применения данной стратегии управления межэтническими конфликтами.
Для получения более полной картины происходящего можно начать работу в зоне потенциального межэтнического конфликта со следующих вопросов:
· Какие предметы спора выдвигаются разными партиями?
· Какие спорные вопросы существуют у каждой стороны? Насколько они совпадают?
· Насколько хорошо партии знают претензии другой стороны?
· В какой степени существующая напряженность может спровоцировать серьезный конфликт?
Тема
Подходы, способы и стили поведения в конфликтной ситуации
Целевая установка студентам: проанализировать реактивность человека в момент столкновения с проблемой противоречия и конфликта. Выявить факторы, предопределяющие выбор тех или иных стратегий поведения.
План
1. Психологические особенности поведения личности в конфликте.
2. Реакция человека и группы на возникновение конфликта.
3. Анализ различных стратегий.
4. Вопросы восприятия конфликтных ситуаций.
5. Выбор стратегии реагирования.
Литература
Амстутц М. Введение в политическую науку: Управление конфликтом//Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. 1994. № 6. С.152-164.
Дмитриева А., Кудрявцева В., Кудрявцева С. Введение в общую теорию конфликта. М., 1993.
Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии. М.,1997.
Чуминов А. Управление конфликтами. М., 1993.
Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М., 1996.
Форма проведения занятия: Устный опрос, анализ.
Тема